К 2020 году СиндзоАбэ надеется переписать Конституцию и особенно 9-ю статью.




Внешняя политика Японии: внешнеполитические цели и инструменты их достижения, основные партнеры, отношения с международными организациями, позиция по глобальным вопросам, и т.д.

Начиная с конца Второй Мировой войны Япония – союзник США. Первые 6 лет, до Сан-Францисского мирного договора, она была оккупирована США, далее последовали договор 1951 года о безопасности и договор 1960 года о гарантиях и сотрудничестве, окончательно оформившие военно-политический союз со Штатами. Отношения с Китаем и Кореей очень портят интерпретации исторического прошлого, особенно – посещения политиками храма Ясукуни, где почитают павших воинов, среди которых несколько военных преступников.

До развала СССР Япония двигалась в фарватере американской внешней политики и была сконцентрирована на экономическом развитии, к 1980-м став крупнейшим донором и кредитором для стран и международных организаций, заняв сильные позиции во Всемирном банке, Международном валютном фонде и других финансовых учреждениях.

С 1968 по 2010 Япония была второй экономикой мира, будучи при этом сильно underrepresented в классическом понимании силы – не имеет постоянного места в Совете Безопасности ООН, согласно 9-й статье Конституции не имеет армии (по факту – хорошо экипированные и вооруженные силы самообороны (JSDF)), не имеет права вмешательства в военные конфликты и т.д.В этот период было развита экономическая внешняя политика – экономическая помощь, гранты, ссуды, инвестиции, особенно – Корея, страны АСЕАН, Китай.

В 1990-х с крахом биполярного мира обстановка в Азии дестабилизируется. Появляются новые угрозы безопасности, такие как международный терроризм. Союзники Японии и ООН подталкивают её к участию в международных операциях, нуждаясь в надежном союзнике. Общественность же привыкла к пацифизму и протестует против любых попыток расширения участия в силовой внешней политике, ставя правительство перед выбором. В 1990-х Япония оказалась уязвима перед стихийными бедствиями (землетрясения 1993 и 1995 годов) и терроризмом (газовая атака АумСинрикё в токийском метро в 1995 году).

В образовавшемся политическом вакууме 1990-х Япония начала выходить на арену мировой безопасности. В 1991 году Япония поддержала международную операцию «Буря в пустыне » финансами и медиками. В июле 1992 года был принят закон о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира, установив три столпа безопасности международного мирного сотрудничества Японии: участие в миротворческих операциях ООН, вклад в оказание гуманитарной помощи и участие в операциях по наблюдению за выборами. Миротворческие операции по всему миру, включая Анголу, Камбоджу, Мозамбик, Гаити, Непал, Судан, Руанду и т.д. Деятельность миротворцев была сильно ограничена. В 1998 году были внесены поправки к закону о сотрудничестве с ООН, расширявшие их полномочия.

В 2001 году был принят закон об антитеррористических мерах, санкционировавший отправку ВМС в Индийский океан. С 2009 года участвует в борьбе с сомалийскими пиратами.

С 2001 года – участие в Афганской коалиции, снабжение топливом. С 2003 года участвовали в коалиции в войне в Ираке.

В 2004 году на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН вместе с Германией, Индией и Бразилией Япония (т.н.. G4) отметила намерение получить постоянное представительство в Совете Безопасности.

В 2015 году парламент одобрил интерпретацию конституции, согласно которой возможно использование JSDF за рубежом в рамках «коллективной самообороны» - защиты союзников, потеря которых ослабит безопасность самой Японии. Интерпретация встречает как общественный протест со стороны пацифистов, так и со стороны политических оппонентов, называющих её обходом 9-й статьи Конституции.

22 декабря 2017 года был принят рекордный оборонный бюджет в 45 млрд. $, более 5% общего бюджета. СиндзоАбэ объясняет необходимостью укрепления обороноспособности из-за ракетно-ядерной угрозы КНДР и китайских претензий на Сэнкаку.

К 2020 году СиндзоАбэ надеется переписать Конституцию и особенно 9-ю статью.

Принятие внешнеполитических решений в Японии исследователями описывается принципом треугольника взаимодействия между:

· МИД Японии и его комитетами

· Кабинетом министров во главе с премьером

· Парламентским большинством

Представители парламента могут лоббировать интересы тех или иных групп, интересы министерств могут сталкиваться.

Пример неудачной политики: ПМ Хатояма Юкио, 2009-10, зелёной политикой настроил против себя промышленников и экономику, мог бы рассчитывать на поддержку МИД, но их настроил против себя обещанием убрать американскую военную базу Футема.

Пример удачной политики: СиндзоАбэ, хотел вступления в Транстихоокеанское партнерство, протест рыбаков и с\х подавил бизнесом и индустрией. МИД был слишком мягок в вопросах истории, лебезя перед Китаем и Кореей – стравил их с министерством образования и культуры.

 

TL;DR: Главный друг и защитник – США, тёрки с Кореей и Японией за историю. Шикарная экономика, кредиты, инвестиции, взносы в мировые организации. Сильные позиции в экономических организациях, слабые – в классической силе. С 90-х разворачиваются в миротворческих и гуманитарных операциях, помогают в тылу в Ираке и Афганистане. Растёт угроза от КНДР и Китая, общество и страна постепенно отходят от пацифизма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: