ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ – 2018
по программам среднего общего образования
История
ВАРИАНТ № 1
БЛОК А.
Задание 1.
Ответами к заданиям 1.1 — 1.10 является дата, слово (словосочетание). Запишите ответы в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ в соответствующих строках таблицы Задания 1 в Блоке А. Имена исторических личностей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Ответы записывайте четко и разборчиво.
1.1 Укажите договор, по условиям которого Германии запрещалось иметь армию численностью свыше 100 тыс. человек, создавать военную авиацию и подводный флот.
Ответ: Версальский (1919)
1.2 Укажите город, в котором в 1921 г. вспыхнуло восстание под лозунгами «Власть Советам, а не партиям!».
Ответ: Кронштадт
1.3 Прочитайте отрывок из статьи и укажите страну, войну с которой начал СССР: «В 0 ч 00 мин 30 ноября Председатель СНК СССР В.М. Молотов выступил по радио с обращением, в котором заявил, что советское правительство в целях обеспечения безопасности наших границ, и особенно Ленинграда, отдало приказ Главному командованию быть готовым ко всяким неожиданностям. В 8 часов утра советские артиллерийские батареи открыли огонь… Так началась… война».
Ответ: Финляндия
1.4 Укажите фамилию летчицы, о которой идет речь: Героиня Великой Отечественной Войны, первая женщина Герой Советского Союза.
Ответ: Валентина Гризодубова
1.5 Укажите год, когда произошло событие,описанное фельдмаршалом Э. фон Манштейном: «Операция «Цитадель» была последней попыткой сохранить нашу инициативу на Востоке. С ее прекращением, равнозначным провалу, инициатива окончательно перешла к советской стороне. В этом отношении операция «Цитадель» является решительным, поворотным пунктом войны».
Ответ: 1943
1.6 Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся к периоду 1964–1985 гг. в истории СССР: «золотая» пятилетка, Хельсинкский акт, приватизация, ресталинизация.
Ответ: приватизация
1.7 Прочитайте отрывок из особого нормативного правового акта и укажите его название: «1. Источником власти в Донецкой Народной Республике является ее народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».
Ответ: Конституция ДНР
1.8 Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идет речь: Чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров и услуг, снижение покупательной способности денег (их обесценивание), что проявляется в общем длительном повышении цен.
Ответ: Инфляция
1.9 Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором идет речь:
Процесс роста городов, увеличения удельного веса городского населения, повышения роли городов в развитии общества, сосредоточения социально-экономической и культурной жизни в городах.
Ответ: Урбанизация
1.10 Прочитайте отрывок из документа МИД СССР 1949 г. и напишите сокращенное название военно-политического блока, о создании которого идет речь: «Так же, как проведение плана Маршалла не направлено на действительное возрождение европейских государств, а является средством приспособления (их) политики и экономики… к узкокорыстным… планам англо-американского господства в Европе, образование новой группировки затеяно не в целях взаимопомощи и коллективной обороны участников Западного Союза…, а преследует цели укрепления и дальнейшего расширения господствующего влияния англо-американских правящих кругов в Европе… Вдохновители… пакта с самого начала исключили возможность участия в этом пакте всех стран народной демократии и Советского Союза…»
Ответ: НАТО
Задание 2.
Рассмотрите карту – схему. Проанализируйте суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме. Отметьте под соответствующей БУКВОЙ, верные и ошибочные суждения, знаками «+» и «-» («+» - верное суждение; «-» - ошибочное суждение) согласно приведённому в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ образцу, используя для этого соответствующую таблицу Задания 2 Блока А.
А | Б | В | Г | Д |
+ | - | - | - | + |
Задание 3.
3.1 Укажите события международных отношений, имевших место в 1960- е гг.:
А | Г | Д |
3.2 Укажите черты, характеризующие развитие отечественной науки в 1930-е гг.:
А | Д | Е |
3.3 Укажите государства и территории, присоединенные к СССР в 1940 г.:
В | Г | Д |
3.4 Выберите политиков, участвовавших в Крымской (Ялтинской) конференции:
Б | Г | Е |
3.5 Выберите события, относящиеся к первому десятилетию ХХI в.:
Б | Г | Д |
Задание 4.
4.1 Установите соответствие между историческими личностями и их характеристиками:
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | А | Б | В | Г |
4.2 Установите соответствие между произведениями культуры и их характеристиками:
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | А | Б | В | Г |
2 |
4.3 Установите соответствие между документом и фрагментом текста из этого документа:
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | А | Б | В | Г |
4.4 Установите соответствие между памятниками и их характеристикой:
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | А | Б | В | Г |
4.5 Установите соответствие между событиями и датами:
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | А | Б | В | Г |
Задание 5.
5.1 Расположите в хронологической последовательности события:
В | Г | А | Б |
5.2 Расположите в хронологической последовательности события:
Б | В | Г | А |
5.3 Расположите в хронологической последовательности события:
А | Г | В | Б |
5.4 Расположите в хронологической последовательности события:
А | Г | Б | В |
5.5 Расположите в хронологической последовательности события:
А | Г | В | Б |
Задание 6.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами |
Пропущенные элементы:
1. И.В. Сталин.
2. XXVII съезд КПСС.
3. 1977 г.
4. Тегеранская конференция.
5. Ю.В. Андропов.
6. 1986 г.
7. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
8. 1939 г.
9. Игры XXII Олимпиады.
БЛОК В.
Задание 7.
Прочитайте отрывок из исторического источника. Запишите ответы на вопросы после документа. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Составьте два вопроса к документу: один закрытого типа и один открытого типа («открытые вопросы» - вопросы, требующие развернутого ответа; "закрытые вопросы" – вопросы, не требующие развернутого ответа, они предполагают однозначный ответ).
Из обращения правительства
«В то время, как представители рабочих, солдатских и крестьянских советов открыли переговоры, с целью обеспечить достойный мир измученной стране, враги народа — империалисты, помещики, банкиры, их союзники, казачьи генералы предприняли последнюю попытку сорвать дело мира, вырвать власть из рук Советов, землю из рук крестьян и заставить солдат, матросов и казаков истекать кровью. Каледин на Дону, Дутов на Урале подняли знамя восстания. Кадетская буржуазия даёт им необходимые средства для борьбы против народа. Родзянко, Милюковы, Гучковы, Коноваловы хотят вернуть себе власть и при помощи Калединых, Корниловых и Дутовых … Каледин ввёл на Дону военное положение, препятствуя доставке хлеба на фронт, и собирает силы, угрожая Екатеринославу, Харькову и Москве. К нему на помощь прибыл бежавший из заключения Корнилов. Буржуазия предоставляет десятки миллионов контрреволюционным генералам на дело мятежа против народа и его власти…, надеясь изнутри Учредительного собрания задушить народ. Рабочие, солдаты, крестьяне, революция в опасности! Нужно народное дело довести до конца…, смести прочь преступных врагов народа, чтобы контрреволюционные заговорщики — казачьи генералы, их кадетские вдохновители почувствовали железную руку революционного народа».
Ответьте на вопросы.
1. Укажите год, к которому относятся описываемые события.
2. Какую цель преследовали, согласно данному обращению, выступления антиправительственных сил?
Ответы:1) 1917 г- в связи с наступлением Каледина и Дутова;
2) Забрать власть из рук Советов, восстановить монархию, «задушить» народ.