Первый этап (1- 4 класс) – социальная адаптация личности через духовно-нравственное воспитание привитие навыков самообслуживания, ручного труда, самопознание.
Второй этап (5-9 класс) – социально – трудовая адаптация через труд на пришкольном участке, мини – ателье, выбор профиля трудового обучения, профессиональная подготовка.
Третий этап – выбор жизненного пути после окончания школы: трудоустройство, продолжение обучения, приобретение профессии, самореализация в жизни.
В коррекционной школе VIII вида ведущими уроками для успешной социализации являются: уроки профильного обучения, домоводства или социально-бытовой ориентировки, делового и творческого письма.
В нашей общеобразовательной школе в специальных коррекционных классах профильный труд представлен швейным делом, сельскохозяйственным трудом. По всем предметам разработаны рабочие программы.
На уроках сельскохозяйственного труда учащиеся овладевают сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для участия выпускников сельских коррекционных школ в произвольном сельскохозяйственном труде по несложным специальностям, овощевод,садовод,полевод. Осуществляется воспитание положительного отношения к сельскохозяйственному труду, честности и добросовестности в труде, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, чувства ответственности за порученное дело и других моральных качеств, необходимых выпускникам коррекционных школ для работы на производстве, в коллективных и фермерских хозяйствах, содействие физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию организма и воспитанию физической выносливости.
Большую роль для успешной социальной адаптации учащихся играют уроки СБО. Учащиеся получают теоретические знания и практические умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, приобретают привычки по самообслуживанию, прививаются морально-этические нормы поведения, воспитываются навыки общения, которые бывают, необходимы при посещении различных учреждений, организаций.
|
На уроках швейного дела ученики производят изделия необходимые для быта. Прекрасным делом занимаются ученики на уроках цветоводства и декоративного садоводства: облагораживают территорию школы и приусадебного участка цветами и плодовыми деревьями. Подготовка обучающихся в специальных коррекционных классах ведётся с ориентацией на реально существующие рабочие места.
Нельзя недооценивать значение экскурсий для успешной социализации и социальной адаптации ребенка. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке. Поэтому мы стараемся проводить разнообразные экскурсии, в том числе на предприятия. Например, экскурсия в Пожарную часть №68, в сельскую библиотеку, на полевой стан ЗАО «Сот».
Для того чтобы самореализоваться в мире труда, человек должен не только хорошо ориентироваться в мире профессий, но и иметь правильное представление о себе, о своих интересах и возможностях, сильных и слабых сторонах, о ценностях и притязаниях. Еще в школе он должен соотнести себя с несколькими профессиями, исследовать, какая область профессиональных интересов ему ближе всего, получить медицинскую консультацию по поводу своих трудовых возможностей, попробовать себя на практике в интересующих видах труда. Только после этого можно принимать решение о выборе профессии, причем необходимо помнить, что это еще не окончательное решение, что в течение жизни придется несколько раз менять вид деятельности, профессию, место работы.
|
Таким образом, работа по социализации учащихся в коррекционной школе дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципыдуховно-нравственного воспитания;
принцип принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;
принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений;
принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками.
Успешная интеграция детей с ОВЗ в социуме является первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом школы VIII вида.