Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.




ДОКЛАД

«Духовно-нравственное воспитание как основа успешной социализации воспитанников коррекционной школы»

Подготовил учитель: Архипова Наталья Петровна

 

2021 год

Духовно- нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, организованным, многоплановым процессом.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Воспитатель должен найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которая поможет осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.

Духовно-нравственное воспитание школьников с ОВЗ является обязательным компонентом образовательного процесса, так как школа становится адаптивной средой для данной категории детей, нравственная атмосфера которой формирует его ценностные ориентации.

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед школой ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то, положительное, что уже опробовано, испытано?» Главнейшей задачей в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития является подготовка таких детей к самостоятельной жизни.

Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству. Низкий уровень познавательных интересов, повышенная внушаемость, недоразвитие воли, а также искаженная самооценка - характерные черты незрелости личности умственно отсталого ребенка. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью эмоций. Нередко такой ребенок отличается склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям.

Следовательно, у детей с отклонениями в развитии необходимо воспитывать привычки общественного поведения даже в тех случаях, когда они ещё не в состоянии понять глубину их общественного содержания. Хотя поведение связано с копированием, подражанием, имеет налёт автоматизма, но это неизбежный этап процесса формирования нравственного облика личности. Длится он значительно дольше и преодолевается значительно труднее. Для преодоления всех этих трудностей необходима кропотливая и систематическая работа педагогического состава и родителей.

Воспитание направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим».

В работе с детьми с ОВЗ большое внимание уделяется внеурочной деятельности, направленной на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Работа построена с учётом следующих понятий:Родина как место, где родился человек и познал счастье жизни. Природа родины. Язык родной. Традиции, нравы, обычаи родины. История родины. Понятие соотечественника. Национальные особенности жизни людей. Особенность жизни многонационального общества. Интернационализм как нравственное качество человека. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства. Деяния, акты выражения. Содействие благу Родины как элемент жизни современного человека.Память человечества о заслугах героев. Безымянные герои, дань уважения им.

Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий защищенность каждого человека. Добро - все то, что является благом для другого.

Формирование личностных универсальных действий реализуется педагогами начальной школы путем развития у обучающихся задач самоопределения: «Я знаю…», «Я умею…», «Я стремлюсь…», а также путем формирования идентичности личности младшего школьника. На классных часах: «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!», «Школьные принадлежности», «Правила поведения в школе», происходит принятие обучающимися роли ученика, формируется положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Занятие, «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме. Воспитатель учит обучающихся оценивать и объяснять ситуации и однозначные поступки, как «хорошие» или «плохие» с позиции бережного отношения к животным.

Педагогический смысл работы по духовн-нравственному становлению личности школьника с ОВЗ состоит в том, чтобы помогать, ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности, в формированиидуховно- нравственных качеств обучающихся зависит от умения педагога правильно моделировать педагогический процесс. Для ребенка слова воспитателя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для обучающегося. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

Успешно социализироваться человек может только тогда, когда он усвоит ценности общества, и будет уметь адаптироваться в этом обществе, с целью реализовать себя.

Ценности личности формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитиюПережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности

Государственная политика Российской Федерации в области специального (коррекционного) образования в качестве одного из приоритетных направлений определяет повышение социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья различных категорий с целью их максимально возможной социальной адаптации всестороннего включения в жизнь общества.

В последнее время наблюдается неуклонный рост числа детей с нарушением интеллекта. Основными проблемами, препятствующими успешной социализации детей с интеллектуальной недостаточностью являются:

1)недоразвитие познавательной сферы;

2)трудности формирования коммуникативных навыков;

3)трудности социальной адаптации.

Многолетние научные исследования в области олигофренопедагогики доказывают, что важнейшим средством социализации детей с нарушением интеллекта является духовно-нравственное воспитание и трудовое обучение. Однако, организуя трудовое воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта нужно учитывать, что главной особенностью развития психики этих детей является недоразвитие познавательной сферы при относительной сохранности эмоционально-волевой сферы.

Навыки социально-адаптивного поведения и профессионально-трудовой деятельности у этих детей формируются через подражание и эмоциональные впечатления.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ОВЗ в жизненно важных вопросах – как пользоваться средствами связи, как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, куда обращаться, как распределить бюджет и многое другое. Единственным университетом знаний для таких детей по вопросам социализации является школа. Если ребенок, развивающийся в норме в силу своих возможностей, мотивированных потребностей черпает эти знания не только в школе, семье, но и самостоятельно, перерабатывая поступающую информацию из окружающего мира, то дети с ОВЗ имея такой дефицит как недоразвитие познавательной деятельности, самостоятельно не могут получить необходимые знания для успешной социализации.

Поэтому во многих случаях только в школе под влиянием учителя становится возможной коррекция недостатков в формировании духовно-нравственного воспитания личности детей с ОВЗ. А поскольку в нашей школе находится и специальные коррекционные классы (8 вида), значит научить, сориентировать детей, выработать положительные привычки – это задача всего нашего педагогического коллектива.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими сверстниками, закончившими общеобразовательные школы. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, несмотря на свои особые возможности, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Наиболее полно задачам успешной социализации, социально-трудовой адаптации отвечает образовательно-реабилитационная среда нашей школы и духовно-нравственное воспитание нашей школы в специальных коррекционных классов (8 вида). Созданные в школе условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности детей с ОВЗ, позволяя ребёнку после окончания школы выступить на рынке труда в доступных для него областях.

Социализация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвует личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию и постоянной поддержки детей с ОВЗ. В связи с этим, в учебно-воспитательном процессе школы должна быть заложена и реализовываться идея социализации личности с использованием компенсаторных возможностей индивидуально каждого учащегося. Эта задача будет решаться лишь при соблюдении определенных требований. Главное из них - наличие единой системы воздействия на учащихся, складывающейся из нескольких этапов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: