Основной государственный экзамен
По ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Вариант № 004
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
20 заданий. Часть 1 содержит 18 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере.
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа 30 минут (150 минут). К выполнению заданий части 2 можно перейти, только сдав выполненные задания части 1 экзаменационной работы. Вы можете самостоятельно определять время, которое отводите на выполнение заданий части 1, но рекомендуемое время – 1 час 15 минут (75 минут) и на выполнение заданий части 2 также 1 час 15 минут (75 минут).
При выполнении заданий части 1 нельзя пользоваться компьютером, калькулятором, справочной литературой.
Ответы к заданиям 1–6 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 7–18 записываются в виде числа, последовательности букв или цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность цифр или букв, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Часть 2 содержит 2 задания (19, 20). Результатом выполнения каждого из этих заданий является отдельный файл. Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1–6 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
| 1 |
Статья, набранная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 25 символов. Определите информационный объём статьи в одной из кодировок Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами.
| 1) | 25 Кбайт | 2) | 20 Кбайт | 3) | 400 байт | 4) | 200 байт |
| Ответ: |
| 2 |
Для какого из приведённых имён ЛОЖНО высказывание:
НЕ ((Третья буква согласная) И (Последняя буква гласная))?
| 1) | Анна |
| 2) | Елена |
| 3) | Павел |
| 4) | Егор |
| Ответ: |
| 3 |
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице.
| A | B | C | D | E | F | |
| A | ||||||
| B | ||||||
| C | ||||||
| D | ||||||
| E | ||||||
| F |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и D (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
| 1) | 2) | 3) | 4) |
| Ответ: |
| 4 |
Пользователь работал с каталогом Видео. Он поднялся на 2 уровня вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге
C:\2011\Избранное\Фото
Каким мог быть полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу?
| 1) | C:\2011\Избранное\Байкал\Видео |
| 2) | C:\Байкал\Видео |
| 3) | C:\Избранное\Байкал\Видео |
| 4) | C:\2011\Байкал\Видео |
| Ответ: |
| 5 |
Дан фрагмент электронной таблицы, в первой строке которой записаны числа, а во второй – формулы:
| A | B | C | D | |
| =(A1+D1)/2 | =C1–D1 | =A2–D1 |
Какая из перечисленных ниже формул должна быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений круговая диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:
| 1) | =A1–2 | 2) | =A1–1 | 3) | =С1–D1 | 4) | =D1–1 |
| Ответ: |
| 6 |
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду
Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные – уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (1, 1), то команда Сместиться на ( – 2, 4) переместит Чертёжника в точку (–1, 5).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4раз
Сместиться на (–1, –3)Сместиться на (3, 0) Сместиться на (–1, 3)
Конец
Сместиться на (–3, –2)
Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
| 1) | Сместиться на (1, –2) |
| 2) | Сместиться на (–1, –2) |
| 3) | Сместиться на (–1, 2) |
| 4) | Сместиться на (–4, 0) |
| Ответ: |
Ответами к заданиям 7–18 являются число, последовательность букв или цифр, которые следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
| 7 |
Ваня шифрует русские слова, записывая вместо каждой буквы её номер
в алфавите (без пробелов). Номера букв даны в таблице.
| А | Й | У | Э | ||||
| Б | К | Ф | Ю | ||||
| В | Л | Х | Я | ||||
| Г | М | Ц | |||||
| Д | Н | Ч | |||||
| Е | О | Ш | |||||
| Ё | П | Щ | |||||
| Ж | Р | Ъ | |||||
| З | С | Ы | |||||
| И | Т | Ь |
Некоторые шифровки можно расшифровать несколькими способами. Например, 311333 может означать «ВАЛЯ», может – «ЭЛЯ», а может – «ВААВВВ».
Даны четыре шифровки:
Только одна из них расшифровывается единственным способом. Найдите её и расшифруйте. Получившееся слово запишите в качестве ответа.
Ответ: ___________________________.
| 8 |
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–», «*» и «/» – операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствует правилам арифметики.
Определите значение переменной апосле выполнения данного алгоритма:
a:= 1
b:= 30
b:= 2 * b – 20 * a
a:= b / 5 * 3 – 9 * a
В ответе укажите одно целое число – значение переменной а.
Ответ: ___________________________.
| 9 |
Определите, что будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведен на трех языках программирования.
| Алгоритмический язык | Бейсик | Паскаль |
| алг нач цел s, k s:= 9 нцдля k от 2 до 7 s:= s + 9 кц вывод s кон | DIM k, s AS INTEGER s = 9 FOR k = 2 TO 7 s = s + 9 NEXT k PRINT s END | var s,k: integer; begin s:= 9; for k:= 2 to 7 do s:= s + 9; writeln(s); end. |
Ответ: ___________________________.
| 10 |
В таблице Dat хранятся данные о количестве сделанных учениками заданий (Dat[1] заданий сделал первый ученик, Dat[2] – второй и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
| Алгоритмический язык | |
| алг нач целтаб Dat[1:11] цел k, m, n Dat[1]:= 20; Dat[2]:= 25 Dat[3]:= 19; Dat[4]:= 25 Dat[5]:= 26; Dat[6]:= 22 Dat[7]:= 24; Dat[8]:= 28 Dat[9]:= 26; Dat[10]:= 21 Dat[11]:= 27 m:= 30 нцдля k от 1 до 11 если Dat[k] < m то m:= Dat[k] n:= k все кц вывод n кон | |
| Бейсик | Паскаль |
| DIM Dat(11) AS INTEGER DIM k,m,n AS INTEGER Dat(1) = 20: Dat(2) = 25 Dat(3) = 19: Dat(4) = 25 Dat(5) = 26: Dat(6) = 22 Dat(7) = 24: Dat(8) = 28 Dat(9) = 26: Dat(10) = 21 Dat(11) = 27 m = 30 FOR k = 1 TO 11 IF Dat(k) < m THEN m = Dat(k) n = k END IF NEXT k PRINT n END | var k, m, n: integer; Dat: array[1..11] of integer; begin Dat[1]:= 20; Dat[2]:= 25; Dat[3]:= 19; Dat[4]:= 25; Dat[5]:= 26; Dat[6]:= 22; Dat[7]:= 24; Dat[8]:= 28; Dat[9]:= 26; Dat[10]:= 21; Dat[11]:= 27; m:= 30; for k:= 1 to 11 do if Dat[k] < m then begin m: = Dat[k]; n: = k end; writeln(n) end. |
Ответ: ___________________________.
| 11 |
На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
| Г |
| В |
| А |
| К |
| Б |
| Д |
| Е |
Ответ: ___________________________.
| 12 |
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных
«Крупнейшие озёра мира».
| Название | Площадь (тыс. км2) | Мах глубина (м) | Материк |
| Байкал | 31,5 | Евразия | |
| Больш. Невольничье | 28,6 | Северная Америка | |
| Гурон | 59,6 | Северная Америка | |
| Гэрднер | 7,7 | Австралия | |
| Женевское | 0,5 | Евразия | |
| Маракайбо | 16,3 | Южная Америка | |
| Мёртвое море | 1,0 | Евразия | |
| Онежское | 9,6 | Евразия | |
| Онтарио | 19,5 | Северная Америка | |
| Рудольф | 8,6 | Африка | |
| Танганьика | 32,9 | Африка | |
| Чудское | 3,5 | Евразия |
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Материк = «Евразия») ИЛИ (Площадь (тыс. км2) < 20)?
В ответе укажите одно число – искомое количество записей.
Ответ: ___________________________.
| 13 |
Переведите двоичное число 1010110 в десятичную систему счисления.
Ответ: ___________________________.
| 14 |
У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
Возведи в квадрат
Прибавь 3
Первая из них возводит число на экране во вторую степень, вторая увеличивает его на 3.
Составьте алгоритм получения из числа 1 числа 25, содержащий не более
5 команд. В ответе запишите только номера команд.
(Например, 12221 – это алгоритм:
возведи в квадрат
прибавь 3
прибавь 3
прибавь 3
возведи в квадрат,
который преобразует число 2 в 169.)
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Ответ: ___________________________.
| 15 |
Файл размером 32 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 4096 бит в секунду. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью
512 бит в секунду.
В ответе укажите одно число – размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.
Ответ: ___________________________.
| 16 |
Автомат получает на вход трёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам.
1. Вычисляются два числа – сумма старшего и среднего разрядов, а также сумма среднего и младшего разрядов заданного числа.
2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей).
Пример. Исходное число: 277. Поразрядные суммы: 9, 14. Результат: 149.
Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться
в результате работы автомата.
1212 129 123 1218 1812 312 912 112
В ответе запишите только количество чисел.
Ответ: ___________________________.
| 17 |
Доступ к файлу hi.gif, находящемуся на сервере past.ru, осуществляется по протоколу https. Фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите последовательность этих цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
| 1) | ru |
| 2) | :// |
| 3) | past. |
| 4) |
|
| 5) | https |
| 6) | hi |
| 7) | / |
| Ответ: |
| 18 |
В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код – соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке убывания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц.
Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется
символ «|», а для логической операции «И» – «&».
| Код | Запрос |
| А | Муха | Денежка | Самовар |
| Б | (Муха & Денежка) | Самовар |
| В | Муха & Денежка & Базар & Самовар |
| Г | Муха & Денежка & Самовар |
| Ответ: |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Задания этой части (19, 20) выполняются на компьютере. Результатом выполнения задания является отдельный файл (для одного задания – один файл). Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
| 19 |
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по математике и физике. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы.
| A | B | C | D | |
| Ученик | Район | Математика | Физика | |
| Шамшин Владислав | Майский | |||
| Гришин Борис | Заречный | |||
| Огородников Николай | Подгорный | |||
| Богданов Виктор | Центральный |
В столбце A указаны фамилия и имя учащегося; в столбце B – район города, в котором расположена школа учащегося; в столбцах C, D – баллы, полученные по математике и физике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните следующее задание.
1. Сколько учащихся Центрального района набрали более 70 баллов по каждому из предметов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G1 таблицы.
2. Чему равна разница между максимальным и минимальным баллами по физике среди всех учащихся? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G2таблицы.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.