Состояние воинских частей на дороге




В районе Мурманской железной дороги расположены следующие воинские части: 7-й железнодорожный батальон нормального типа, четыре рабочих батальона 53-й, 54-й, 55-й и 98-й (ещё формирующийся) и шесть импровизированных рабочих батальонов, не имеющих правильной организации. Первые объединены под командой начальника 7-й железнодорожной бригады; последние состоят всецело в распоряжении Мурманстройки и единства военной организации не имеют.

7-й железнодорожный батальон, прибывший в 1916 году с Юго-Западного фронта, до настоящего времени вполне сохранил способность к исполнению своих основных задач и в условиях боевой обстановки. На железной дороге офицерами и солдатами железнодорожного батальона замещены ответственные должности, требующие технической подготовки и знания железнодорожного дела.

Рабочие батальоны временного типа организованы из солдат разных пехотных полков. Сборный состав батальонов, смешанные функции строевой службы по охране и работы на положении вольнонаемных рабочих – при высокой оплате труда – оказали своё разлагающее влияние на большинство солдатской массы. Только в одном батальоне деятельность комитетов и части офицеров можно признать удовлетворяющей насущным нуждам момента. Военной силы эти части не представляют.

Импровизированные рабочие батальоны (келевские) организованы наспех и произвольно из солдатских рабочих команд, разновременно набранных для работ на железной дороге. Офицеры, также состоящие на службе у железной дороги по одному на роту, выбраны солдатами. Материальное положение солдат ничем не отличается от рабочих по найму; заработки очень высоки – от 145 до 560 рублей в месяц.

Отдельные рабочие команды из солдат, командированных на работу по разным специальностям, а также самостоятельно прибывших сюда, состоят на положении вольнонаемных рабочих; но в нескольких местах сами пытаются создать военную организацию. При некоторых из них, по их почину, находятся офицеры. В общем, надо признать, что действительной военной охраны дороги не существует.

Рабочий вопрос

Военнопленные, количество которых достигает 12000, работают преимущественно на южной и средней частях дороги. Национальный состав их разнообразный; преобладают мадьяры, затем германцы. Материальное положение их сносно; помещения плохи; обуви мало. Единообразной регламентации жизни военнопленных нет. Официально заработок каждого – от 20 копеек до 1 рубля в день. Охрана несётся вольнонаемной милицией из солдат, казаков и черкесов. Милиция почти не вооружена. Численность её недостаточна. Общая организация охраны и наблюдение за военнопленными также неудовлетворительны. Заболевания цингой пока единичны, но во многих местах.

Вольные рабочие, составляющие большинство трудящихся на дороге, работают хотя и лучше, чем солдаты, но все же хуже военнопленных. Основной причиной понижения их производительности (на 40-50% ниже нормы) является общее положение рабочего вопроса в переживаемое время. Положение дела усугубляется тем обстоятельством, что рабочие, имея избыток денег, во многих случаях не желают переходить на сдельную оплату.

Я должен отметить, как общее правило, что разные эксцессы в этой области возникают как вследствие общего настроения рабочих, так и, в значительной части, вследствие трудных жилищных условий, недостатка продуктов, обуви, задержек в выдаче жалования и вообще того отсутствия организации, которое заметно особенно резко на работах некоторых контрагентов, главным образом Макшеева.

Как лучшую в настоящее время меру предупреждения конфликтов я считаю: 1) более правильную организацию выборных комитетов и 2) создание примирительных учреждений для разбора недоразумений, отдельно между служащими и рабочими и отдельно между контрагентами и рабочими.

В общем, служебный персонал и рабочие понимают важность дороги для государства, что проявилось в отрицательном их отношении к всероссийской железнодорожной забастовке, к которой Мурманская дорога не присоединилась.

Меры первой очереди

Описанное выше состояние железной дороги и её охраны требуют немедленного принятия ряда мер, которые позволят довести к декабрю провозную способность дороги до 200 вагонов в сутки, а к февралю до 300 вагонов в сутки и обеспечить правильное функционирование дороги от покушений противника.

Меры эти были изложены мной в телеграмме 20 октября за № 30035, копия которой приводится ниже:

“Петроград – Нагенмор, копии УПВОСО и ГУГШ,

копия – Архангельск – Главнач.

Проехав [по] Мурманской дороге 16 дней, изучив подробно положение военной охраны и работы, доношу выводы:

1. Относительно самой дороги: дорога может начать перевозки с 15 ноября в уменьшенном размере, с декабря в назначенном, если начальнику дороги будет предоставлено расходовать кредиты на положении постройки, а не эксплуатации, то есть без мертвящей формалистики, и дороге будет дан необходимый подвижной состав, к февралю пропускную способность можно увеличить в полтора раза, если правительство даст соответствующий импульс и поставит требование. Об этом предполагаю доложить лично, как только разберусь со всей обстановкой Севера.

2. Относительно охраны: охрана дороги как побочная задача рабочих батальонов не действительна. Дорога серьезно не повреждалась неприятелем только потому, что, не будучи законченной, не имела теперешнего значения.

7-й железнодорожный батальон в прекрасном состоянии, выполняет своё специальное техническое назначение, и дорога без него теперь обойтись не может. Рабочие батальоны распылены мелкими партиями под начальством десятников, имеют скудное вооружение и являются в действительности партиями рабочих в военной форме, получая и содержание наравне с рабочими.

Хотя немногие части и проникнуты некоторым сознанием своей ответственности перед родиной, но, в общем, военного значения не имеют. Они перепутаны к тому же с большим количеством людей в солдатской форме, которые в разное время осели здесь группами и в одиночку, прибыв из разных частей. Появление их продолжается и теперь и неуклонно сопровождается отказом работать до получения сапог и других сносных условий существования. Не работая, но занимая помещения и требуя пищи, они вынуждают администрацию стремиться не так к использованию их, как к скорейшей эвакуации. Вследствие военной организации рабочие батальоны недостаточно эластичны для переброски рабочих, куда требуется, а двойственность подчинения солдат техническому надзору и своему военному начальству вызывает трение и понижает успешность работы.

Расходы на штабы ложатся бременем на дорогу, а расформирование штабов освободило бы крайне нужные дороге помещения. Переводить батальоны отсюда нельзя, так как лишим дорогу нужных рабочих.

Единственный выход – это расформировать все рабочие батальоны и отдельные самостоятельно сформировавшиеся части и всех солдат перевести на учёт ближайших воинских начальников для работ соответственно на Мурманской дороге, Базстройке, Портстройке и перегрузкам в Мурманске. Офицеров рабочих батальонов, желающих и признанных подходящими, перевести на пополнение прибывающих дружин или иные назначения по району, остальных откомандировать в распоряжение Петроградского военного округа. Эти меры будут в соответствии со всем планом генерала Верховского оздоровления армии и сокращения тыла.

Хаос увеличивается пребыванием здесь 12 тысяч пленных, преимущественно мадьяр и германцев, не имеющих фактической охраны, становящихся особенно опасными с приближением неприятеля к Финляндии. Сделал распоряжение начальнику дороги не рассчитывать на них с 15 ноября. Для охраны же дороги, грузов, портов и общего порядка необходимо перевезти с фронтов 4 или 5 хороших дружин в полном вооружении с хорошим командным составом, с общей численностью не менее 4200 штыков или соответствующие по численности пехотные части также с фронтов. Эти дружины должны быть сведены в отдельную бригаду и прибывать последовательно с расчётом закончить всю организацию охраны к 15 ноября. Солдаты этих дружин должны быть поставлены в следующие условия:

1. Получать кормовой оклад 1 рубль 40 копеек, при сопровождении поездов кормовые деньги на руки 2 рубля 40 копеек.

2. Получать добавочную выдачу на улучшение быта и пищи 1 рубль в день на человека в распоряжение части со следующим распределением:

а) на постельные принадлежности и утварь; эти вещи заносятся в списки ротного имущества и составляют собственность части;

б) на улучшение пищи, особенно овощами;

в) на культурно-просветительные потребности; при расформировании части остатки этих сумм и имущество сдаются в казну.

3. Получать добавочное вознаграждение к жалованью по 30 рублей в месяц.

Вместе с сим должны быть отменены в отношении всех чинов охраны дороги приказ морского министра по Упбелмуру 13 января 1917 года № 21, а также прибавка Багратиона Мурманского* по 70 копеек в день, получаемые от Мурманстройки. Дружины не должны получать никаких денег от дороги, Портстройки, Базстройки и грузовых операций. Офицеры дружин должны получать суточные в размере полевых порционов, согласно приказа по Военному ведомству 1916 года № 711.

Для проведения в жизнь всей организации необходимо временно [задержать] здесь начальника 8-й железнодорожной бригады полковника Свечина со всем штабом бригады, подчинить ему временно все прибывающие на охрану части, комендантов станций и контрольно-пропускные пункты.

Прошу срочных решений и уведомлять меня о них по мере их принятия. 30035. Кетлинский”.

 

Главный начальник Мурманского укрепленного района
и Мурманского отряда судов контр-адмирал Кетлинский

Начальник штаба старший лейтенант Веселаго

 

© ЦГА ВМФ СССР, Ф. Р-133, оп.1, д. 14, л. 1-7. (Российский государственный архив Военно-Морского Флота - РГАВМФ).

 

Примечания:

1) Материалом для подготовки публикуемого доклада послужило изучение состояния Мурманской железной дороги, произведённое К.Ф. Кетлинским при возвращении из Петрограда, где он получил назначение на должность главного начильника Мурманского укрепрайона. «Получив назначение на столь высокий пост, адмирал в служебном вагоне двигался только днем, останавливаясь на каждом разъезде, на каждой станции и на каждом строительстве, лично осматривал многие объекты, беседовал с рабочими-строителями, инженерами и администрацией. Такое детальное изучение обстановки на месте и согласование плана мероприятий на будущее, заняло 16 дней, вместо четырех при нормальном движении поездов в то время. Доклад от 21 октября 1917 года, был размножен на ротаторе» (Военно-морской музей Северного флота, Архив, Ларионов A.M. Казимир Филиппович Кетлинский: Историческая справка. – Архангельск, 1966. – Л. 12-13).

2) Временное положение о главном начальнике Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов объявлено приказом морского министра №181 от 11 сентября 1917 г., на этот пост был назначен контр-адмирал Кетлинский К.Ф. См.: ГАМО, ф. И-134. оп. 1, д. 23, л. 180-182. Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане: Сборник документов и материалов. – Мурманск, 1960. - С. 65-68.

3) Званка – ныне станция Волховстрой (город Волхов).

4) Сорока – ныне станция и город Беломорск.

5) Из-за раннего ледостава зимой 1915-1916 гг. суда с союзными грузами не смогли пройти к Архангельску и стали скапливаться в Кольском заливе. Для их разгрузки и доставки необходимых для фронта грузов, старший лейтенант М.С.Рощаковский организовал перевозку по трассе, строящейся Мурманской железной дороги на оленях.

6) * - Так в документе, правильно Багратион-Мухранский, генерал-майор царской свиты. (См.: ГАМО, ф. И-134, оп.1, д. 23, л. 89.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: