Управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных отношений, группового поведения. К числу основных психологических закономерностей можно отнести следующие [Вайнштейн, Мещерякова].
1. Закон неопределенности отклика. Разные люди и даже один человек в разное время могут различно реагировать на одинаковые воздействия. Реакцию конкретного человека в конкретных условиях определяет множество факторов, которые трудно учесть. Это может приводить к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации и, как результат, к использованию моделей взаимодействия, неадекватных ни особенностям психологических структур, ни психическому состоянию каждого из партнеров в конкретный момент.
2. Закон неадекватности постижения человека человеком. Ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, какая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно данного человека. Это объясняется сверхсложностью природы человека, который непрерывно меняется. Кроме того, каждый индивид осознанно или неосознанно защищается от попыток понять его особенности во избежание опасности манипулирования им. Пользуясь защитными приемами, он демонстрирует себя людям не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие.
3. Закон неадекватности самооценки. Психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов – осознаваемого (логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного). Эти компоненты соотносятся между собой так, как надводная и подводная части айсберга. Нередко человек сам не знает себя достаточно полно. Поэтому он может оценивать себя неадекватно: в чем-то недооценивать, а в чем-то переоценивать.
|
4. Закон искажения смысла управленческой информации. Любая управленческая информация (приказы, распоряжения, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50 %. Это обусловлено как различиями в толковании информации, так и различиями в уровне образования, интеллектуальном развитии, отличиями в физическом и психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу звеньев, через которые она проходит. Если информация неполная и существует ограниченный доступ к ней, люди неизбежно начинают ее домысливать.
5. Закон самосохранения. Ведущим мотивом поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в процессе управления напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.
6. Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к работе или высоких требованияхк человеку среды недостаток каких-либо способностей для успешной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и ошибок. Если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. Например, при слаборазвитой памяти можно использовать записные книжки, диктофоны. Однако данный закон практически не работает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.
|
7. Принцип универсальной талантливости. Познанию реального психологического портрета личности способствует понимание того, что нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом.
8. Принцип развития. Способности индивида развиваются в результате изменения условий жизни и интеллектуально-психологических тренировок.
9. Принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной.
Существует ряд других закономерностей, которые расширяют и дополняют перечисленные законы и принципы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «управление» в широком смысле слова.
2. Дайте определение понятия «управление» в узком смысле слова.
3. Охарактеризуйте канал прямого информационного воздействия.
4. Какое значение для процесса управления имеет канал обратной связи?
5. Дайте характеристику внутренних шумов управленческой деятельности.
6. Охарактеризуйте внешние и внутренние организационные возмущения.
7. Дайте определение понятия «организация управления».
8. Охарактеризуйте каждый из семи блоков системы управления.
9. Что такое принцип управления?
10. Укажите основные отличия функций управления от принципов управления.
11. Перечислите основные управленческие принципы.
12. Что такое методы управления персоналом?
13. Назовите основные группы методов управленческих воздействий на персонал.
14. Охарактеризуйте основные методы административно-правового воздействия.
15. Дайте характеристику экономическим методам управления.
16. Опишите социально-психологические методы воздействия на персонал.
17. Перечислите основные психологические закономерности управленческой деятельности.