Маркетинг в сфере образовательных услуг.




В 2016 году структура всего российского рынка образования была поделена следующим образом:

Чем больше доля частного бизнеса, тем большое значение маркетинг играет в этом направлении образовательных услуг.

Тренды образования в России:

  1. Идет снижение числа государственных образовательных учреждений, что создает благоприятную почву для развития частных образовательных организаций.
  2. Несмотря на ежегодные рост финансирования отрасли в текущем периоде, по отношению к базисному периоду происходит снижение бюджета.
  3. Доля образования в консолидированном бюджете РФ держится в районе 11%.
  4. Происходит упразднение системы высшего образования в России, так как страна нуждается в рабочих специальностях. Число ВУЗов с каждым годом сокращается, их место постепенно занимают средние профессиональные образовательные учреждения.

Глобальные тенденции сферы образования:

Глобальная тенденция №1: XXI век – век господства информации. В сознании потребителей укореняется идея непрерывного, на протяжении жизни, обучения. Информация, знаний и образование становится ключевым фактором конкурентоспособности.

В России развитие тенденции находится только на начальном этапе, но в сравнении данных за предыдущие годы видна положительная динамика отношения к идее непрерывного образования. Аналогично и с образованием, как фактором конкурентоспособности.

Глобальная тенденция №2: IT – технологии являются направляющим фактором развития общества и инноваций во всех сферах деятельности. Образование не исключение. Образовательные технологии или EdTech предполагают стремительное встраивание интернета и дистанционного обучения в систему образовательных услуг.

Краткие основные выводы исследования online образования в России:

1. Происходит развитие образовательных технологий основанных на онлайн – образовании (дошкольное и корпоративное образование, изучения иностранных языков, репетиторство) и дистанционном / смешанном обучение (в высшем и профессиональном образовании).

2. Наиболее стремительно развиваются компании, занимающиеся цифровыми образовательными решениями, которые основаны: на игровых механиках и симуляции реальных процессов.

3. Усиливается роль образовательного видео контента. Контент, задания и темп учебного процесса подстраиваются под «конкретного студента».

Потребители образовательных услуг:

Так как рынок образовательных услуг очень объемный, сосредоточимся на 1 направлении. В дальнейшем, речь пойдет только о высшем образовании.

В высшем образовании можно выделить следующие критерии сегментации потребителей:

  1. Наличие диплома о прохождении предыдущей ступени образования.
  2. Наличие основания для приема в ВУЗ на выбранное направление подготовки. (ЕГЭ, внутренние экзамены и т.д.)
  3. Уровень дохода.

На основе критериев, выделяют следующие макросегменты:

1. Лица, имеющие диплом предыдущей ступени образования и результаты ЕГЭ/вступительных испытаний, приближенные к максимально возможному значению, впервые получающие ВО и готовые претендовать на конкурсной основе на бюджетное место в ВУЗе.

2. Лица, имеющие диплом предыдущей ступени образования и результаты ЕГЭ/вступительных испытаний выше установленного минимума, обладающие доходом от среднего и выше, и готовые потратить, его часть на получение высшего образования.

 

Однако, ВУЗы, выделяя целевые сегменты, больше ориентируются на следующую классификацию:

1. Выпускники школ, лицеев и гимназий, получившие диплом об общем среднем образование и сдавшие ЕГЭ выше проходного порога.

2. Выпускники колледжей и техникумов, получившие диплом о среднем специальном образование.

3. Выпускники ВУЗов, получившие диплом высшего образования, но желающие продолжить обучение по программам магистратуры или аспирантуры.

Анализ конкурентной ситуации:

На уровне потребителей конкуренция между ВУЗами происходит по средствам:

  1. Сарафанного радио (обмена мнениями между знакомыми, друзьями и родителями абитуриентов)
  2. Широты предлагаемых направлений подготовки
  3. Рейтинга ВУЗа среди всех ВУЗов России, либо рассматриваемой территории.

 

Между собой ВУЗы соревнуются по последнему показателю – рейтингу. По данным российского рейтингового агентства «Эксперт РА», основными критериям конкурентоспособности ВУЗа являются:

  1. Условия для получения качественного образования в вузе;
  2. Уровень востребованности работодателями выпускников вуза;
  3. Уровень научно-исследовательской деятельности вуза;

Каждый из критериев, в свою очередь делится на несколько групп, в которые включены по несколько показателей. (Таблицы с критериями в отчете).

 

Анализируя рейтинговые критерии, можно выделить особенности конкуренции в образовании:

  1. Не все критерии конкурентоспособности ВУЗа зависят от ВУЗа.
  2. Конкуренция между ВУЗами ведется не только за абитуриентов, но и за общественный статус.
  3. В высшем образовании, конкуренция имеет место не только между ВУЗами, но и между отдельными направления подготовки, иногда даже в рамках одного ВУЗа.

 

Политика образовательных услуг:

Особая роль на рынке образовательных услуг принадлежит государству, которое определяет политику образования в стране, предоставляет налоговые льготы государственным вузам, определяет перечень востребованных профессий, организует подготовку квалифицированных кадров и правовую защиту образовательных учреждений. В этих условиях вуз с наименьшими затратами может сосредоточиться на внутренней деятельности, содержании учебных программ, обеспечивая качественную и быструю подготовку специалистов, удовлетворяя потребности рынка труда. => любая форма образовательной политики связана с государственными стандартами, законами и т.д.

Ценовая политика (ценообразование):

  1. Плата за обучение на коммерческой основе формируется исходя из средств, выделенных на 1 бюджетного студента, т.е. основа любого ценообразования в государственных вузах – стоимость обучения, которое определило государство, для определенной специальности в конкретном ВУЗе.
  2. Население не должно платить за образование меньше, чем государство. То есть стоимость платного места должна быть больше или равна цене, которую платит государство за бюджетника и не может быть ниже средств, выделяемых на 1 студента специальности государством.

Товарная политика:

ВУЗ является производителем особого вида продукции — образовательных услуг и программ, поэтому, как специфический товар, который обладает следующими отличительными свойствами:

• Неосязаемость

• Возможное отсутствие видимого/моментального результата предоставления услуги

• Неотделимость от поставщика

• Непостоянство качества (Зависит от квалификации конкретного преподавателя)

• Несохраняемость во времени

• Образование в силу известных причин должно носить опережающий характер по сравнению с другими отраслями народного хозяйства, т.к. образование определяет развитие этих отраслей.

 

Чтобы обеспечить опережающий характер услуги, образовательные учреждения следуют ряду принципов:

  1. Принцип инноваций:

• Продуктовые инноваций: Новые образовательные программы

• Организационные инновации: (В ПНИПУ - Практикоориентированное обучение – практика на протяжении всего семестра)

• Технологические инновации: Дистанционное обучение, через порталы.

2. Принцип диверсификации:

• Одновременное предложение образовательных услуг по многим учебным направлениям, специальностям и специализациям;

3. Принцип приближения услуги к потребителю:

• Соответствие направлений подготовки ожиданиям потребителей

• Организация филиалов и представительств вузов в местах возможного спроса

• Создание филиалов кафедр вуза на предприятиях и в организациях

4. Принцип контроля качества и удовлетворенности услугой:

• Выставление оценок преподавателям

• Постоянное повышение требований к квалификации преподавателей (написание кандидатских и докторских работ)

 

Распределительная политика:

Распределительная политика студентов в ПНИПУ реализуется:

• Рынок труда

• Целевые договоры

 

Коммуникационная политика:

Маркетинг в сфере образовательных услуг имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешний маркетинг ОУ направлен на привлечение потребителей. Внутренний маркетинг на удержание и обеспечение заявленного качества услуг, т.к. одним из критериев конкурентной борьбы за потребителей является «сарафанное радио», т.е. мнения людей, знакомых с образовательным учреждением. Различные образовательные учреждения используют разные каналы коммуникаций, однако, их общей чертой является двоякая направленность – внешняя и внутренняя.

 

Виды маркетинговых коммуникаций Каналы реализует «ПНИПУ»
PR • PR-сопровождение: анонсы, новости, пресс-релизы в собственных СМИ: ПолитехNews, Политех Инфо. • Продвижение ПНИПУ в СМИ: создание и рассылка пресс-релизов, мониторинг и обновление базы СМИ • Выставки, мероприятия, конференции на базе ПНИПУ
Брендинг • Брендбук ПНИПУ • Минибуклеты о ПНИПУ, • Разработка информационной продукции, баннеров, презентаций, дизайн стендов • Разработка информационной и сувенирной продукции, дизайна стендов, баннеров, заставок, презентаций в фирменном стиле
Партнерство • Дни «Лукойла» в ПНИПУ • Сотрудничество в потенциальными работодателями: ЕВРОХИМ, ПМЗ, Авиадвигатель и т.д.
Личные продажи • Видеоконференции со школами ПК • Выезды на ярмарки учебных мест в города ПК • День открытых дверей • Экскурсии в ПНИПУ • Отправление представителей ПНИПУ в школы ПК • Летняя приемная кампания • Официальный сайт
Реклама • Реклама на ТВ • Баннерная реклама • Афиши • Реклама в транспорте
Директ – маркетинг • Рассылка информации в Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: