Технологии эффективного воздействия на партнера по общению в ситуациях служебной деятельности




 

Для установления эффективного общения действия работника органов правопорядка должны быть направлены на создание благоприятных условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций. Важнейшая предпосылка эффективного общения - это выявление основной репрезентативной системы взаимодействующего с работником органов правопорядка человека, с опорой на нее в процессе дальнейшего контакта. Д. Гриндером и Р. Бэдлером была создана теория нейролингвистического программирования (НЛП). В ней утверждается, что у людей могут быть три основных входных канала. Именно с их помощью людьми получается информация об окружающем мире. Ими являются зрение, слух и кинестетическое чувство (являющееся комплексом ощущений, основанных на осязании, обонянии, положении тела в пространстве и т.п.). Для каждого человека характерна одна из наиболее часто применяемых им репрезентативных систем из числа трех вышеуказанных систем. Такая система может входить в противоречие с репрезентативной системой партнера по общению. Недостаточный учет основной репрезентативной системы человека в процессе общения может привести к взаимному непониманию, трудностям во взаимодействии.

Для построения эффективного общения, работнику правоохранительных органов необходимо учитывать тип репрезентативной системы партнера по общению. Это достигается использованием предикатов (слов - представителей) системы партнера. Для получения нужной информации, желательно использование таких вопросов, которые бы учитывали тип основной системы партнера по общению. В случае отсутствия такого подхода может возникнуть непонимание и, как следствие, неэффективность общения.

Общение с использованием партнерами различных репрезентативных систем часто очень мало эффективно. Объясняется это тем, что процесс коммуникации происходит в системах различных предикатов. Задачей сотрудника органов правопорядка на данном этапе представляется следующей:

а) определение ведущей модальности партнера по общению;

б) обращение к партнеру с предикатами, которые бы отражали его основную репрезентативную систему.

Еще одним немаловажным аспектов построения профессионального общения сотрудника органа правопорядка является построение плана общения. В состав такого плана должны входить следующие параметры:

цель общения;

предполагаемые результаты;

место непосредственного контакта;

приемы и способы воздействия на партнера;

приемы снятия напряженности в отношениях и разрешения возникающих противоречий;

необходимость присутствия в процессе общения третьих лиц;

нормативные требования к организации общения;

способы фиксации, полученной информации (протоколы, стенограммы, приказы и т.п.);

время общения и продолжительность контакта и др.

Для сотрудника ОВД рекомендуется разработка целой системы действий как подготовительного, так и непосредственно-коммуникативного характера. Это необходимо для решения важных вопросов организации работы персонала органов правопорядка. Примером такой разработки можно привести является методика организации работы подчиненного, используемая в нашем отделе. Она строится с учетом специального организованного общения руководителя с подчиненным в присутствии консультанта. В составе методика можно проследить четыре последовательных этапа действий:

) диагностика руководителем уровня организации роботы подчиненного, особенностей его профессиональной позиции;

) обсуждение с консультантом состояния работы подчиненного, выработка плана непосредственного общения с подчиненным и его основного содержания;

) целенаправленное общение с руководителя и консультанта с работником, деловая беседа с ним;

) подведение итогов непосредственного общения с последующим составлением руководителем совместно с консультантом прогноза о дальнейшей деятельности подчиненного, о возможности зачисления его в резерв на выдвижение или перевода на другую должность, а также обсуждения мероприятий по оказанию ему помощи.

После планирования профессионального общения работник правоохранительных служб работник вступает в непосредственный контакт работника органов правопорядка с другими лицами (работниками правоохранительных органов, подозреваемыми, свидетелями и т.д.). Целью такого контакта может быть получение определенной информации и воздействие на партнера. С учетом этого профессиональное общение можно подразделить на две основные категории: общение внутри организации (общение с коллегами и руководителями органов правопорядка) и внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т.д.). Для каждого из этих видов характерны некоторые отличительные черты, но можно найти и ряд сходств. Вот общие психологические закономерности.

Рассматривая воздействие в процессе общения с позиции психологии, можно утверждать, что они направлены на согласование позиции участников коммуникации. Воздействия являются причиной децентрации, то есть принятию точки зрения и позиции другого человека, или частичному или полному несогласию, противоречиям и конфликтам.

Представляется необходимым отметить значимость этого момента общения для решения вопросов согласованности, устранения противоречий, непонимания, разногласий и достижения в итоге единства подходов к решению той или иной проблемы. Важно понять специфичность приемов воздействия в процессе общения работников правоохранительных органов, обусловленных целью согласования и достижения организационного эффекта в совместной деятельности.

Спецификой внеорганизационного общения сотрудников ОВД (контакты с подозреваемыми, престпниками, свидетелями, очевидцами, потерпевшими, заявителями и т.д.) можно назвать то, что происходит данный процесс в рамках подробного нормативно-правового урегулирования. Для этого процесса характерным является наличие дополнительных трудностей, связанных с преодолением внутреннего сопротивления со стороны ряда лиц, отсутствия с их стороны желания сотрудничать, неискренности и лжи и т.д. Именно вследствие этих вышеуказанных обстоятельств происходит затруднение условий общения и значительная психологическая нагрузка работников службы правопорядка. Практический интерес в связи со сказанным представляют способы и приемы повышения эффективности общения в затрудненных условиях. Разработанная в рамках юридической психологии методика контакта между людьми в условиях затрудненного общения, например, в процессе допроса подозреваемого, предлагается поэтапное, постадийное достижение согласия между партнерами на основе применения совокупности приемов. Представляют значительный научно-практический интерес способы и приемы выявления лжи и неискренности в поведении и речи людей, контактирующих с работником органов правопорядка. Его умения по мельчайшим штрихам речевых высказываний, оговорок, несоответствий в повествовании, а также не основе невербальных действий (жестов, взглядов, поз) собеседника определить степень искренности является залогом успешного решения служебных задач в процессе общения.

Также очень важным моментом для построения правильной динамики профессионального общения можно назвать осознание работниками органов правопорядка результатов и последствий контактов. Важно то, что взаимодействие протекает с обязательной оценкой удачи или неудачи, успеха или неуспеха. Необходимо выявление факторов, способствующих общению или осложняющих его.

Психологическая литература большое внимание уделяет тому, как сам человек оценивает характер общения и взаимоотношений с другими лицами. На основании этого можно разработать определенные рекомендации по совершенствованию точности оценок контактов с другими людьми.

 


 

Заключение

В заключение работы необходимо сделать главные выводы. Профессиональное общение является важной составной частью деятельности сотрудников ОВД. Профессиональное и психологически грамотное общение необходимо сотрудникам ОВД в процессе их работы с гражданами, коллегами по службе, руководством. От того, насколько верно будет построено профессиональное общение сотрудника ОВД, будет зависеть эффективность всей его деятельности.

В общение работников органов правопорядка часто присутствуют различного рода трудности:

перегруженность поручениями (в том числе и не содержащимися в должностных обязанностях);

отсутствует четкая регламентация взаимодействия;

несовпадение интересов у взаимодействующих должностных лиц;

недостаточный уровень подготовки к совместной работе;

функциональная обособленность отдельных работников и подразделений.

Наличие вышеперечисленных трудностей часто обуславливает возникновение противоречий, разногласий и конфликтам между взаимодействующими работниками органов правопорядка.

Поэтому представляется совершенно необходимым изучение основных психологических характеристик профессионального общения работника правоохранительной службы с целью повышения его профессиональной компетентности, более грамотного ведения их процесса общения и взаимодействия с окружающими. Для этого необходимо изучить имеющие место профессиональные психологические методики, обучаться на различных курсах, постоянно совершенствовать свои практические навыки. В этом смысле незаменимым помощником окажется практический опыт.

Таким образом, процесс овладения навыками профессионального общения у сотрудников ОВД сложен и длителен во времени, но каждый сотрудник ОВД должен стремиться неизменно к большему и постоянно оттачивать свое психологическое мастерство.

 


Список использованной литературы

 

1. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.

. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 247 с.

. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология // Под ред. В.Я. Кикотя. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 432 с.

. Панфилова А.П. Теория и практика общения: М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.

. Светлышева О.Ю. Особенности общения сотрудников ОВД с разными категориями граждан. - М.: Юрист, 2009. - 435 с.

. Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шаматава Е.Н. Психология оперативно-розыскной деятельности. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 256 с.

. Цветков В.Л. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2011. - 608 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: