Для установления эффективного общения действия работника органов правопорядка должны быть направлены на создание благоприятных условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций. Важнейшая предпосылка эффективного общения - это выявление основной репрезентативной системы взаимодействующего с работником органов правопорядка человека, с опорой на нее в процессе дальнейшего контакта. Д. Гриндером и Р. Бэдлером была создана теория нейролингвистического программирования (НЛП). В ней утверждается, что у людей могут быть три основных входных канала. Именно с их помощью людьми получается информация об окружающем мире. Ими являются зрение, слух и кинестетическое чувство (являющееся комплексом ощущений, основанных на осязании, обонянии, положении тела в пространстве и т.п.). Для каждого человека характерна одна из наиболее часто применяемых им репрезентативных систем из числа трех вышеуказанных систем. Такая система может входить в противоречие с репрезентативной системой партнера по общению. Недостаточный учет основной репрезентативной системы человека в процессе общения может привести к взаимному непониманию, трудностям во взаимодействии.
Для построения эффективного общения, работнику правоохранительных органов необходимо учитывать тип репрезентативной системы партнера по общению. Это достигается использованием предикатов (слов - представителей) системы партнера. Для получения нужной информации, желательно использование таких вопросов, которые бы учитывали тип основной системы партнера по общению. В случае отсутствия такого подхода может возникнуть непонимание и, как следствие, неэффективность общения.
Общение с использованием партнерами различных репрезентативных систем часто очень мало эффективно. Объясняется это тем, что процесс коммуникации происходит в системах различных предикатов. Задачей сотрудника органов правопорядка на данном этапе представляется следующей:
а) определение ведущей модальности партнера по общению;
б) обращение к партнеру с предикатами, которые бы отражали его основную репрезентативную систему.
Еще одним немаловажным аспектов построения профессионального общения сотрудника органа правопорядка является построение плана общения. В состав такого плана должны входить следующие параметры:
цель общения;
предполагаемые результаты;
место непосредственного контакта;
приемы и способы воздействия на партнера;
приемы снятия напряженности в отношениях и разрешения возникающих противоречий;
необходимость присутствия в процессе общения третьих лиц;
нормативные требования к организации общения;
способы фиксации, полученной информации (протоколы, стенограммы, приказы и т.п.);
время общения и продолжительность контакта и др.
Для сотрудника ОВД рекомендуется разработка целой системы действий как подготовительного, так и непосредственно-коммуникативного характера. Это необходимо для решения важных вопросов организации работы персонала органов правопорядка. Примером такой разработки можно привести является методика организации работы подчиненного, используемая в нашем отделе. Она строится с учетом специального организованного общения руководителя с подчиненным в присутствии консультанта. В составе методика можно проследить четыре последовательных этапа действий:
) диагностика руководителем уровня организации роботы подчиненного, особенностей его профессиональной позиции;
) обсуждение с консультантом состояния работы подчиненного, выработка плана непосредственного общения с подчиненным и его основного содержания;
) целенаправленное общение с руководителя и консультанта с работником, деловая беседа с ним;
) подведение итогов непосредственного общения с последующим составлением руководителем совместно с консультантом прогноза о дальнейшей деятельности подчиненного, о возможности зачисления его в резерв на выдвижение или перевода на другую должность, а также обсуждения мероприятий по оказанию ему помощи.
После планирования профессионального общения работник правоохранительных служб работник вступает в непосредственный контакт работника органов правопорядка с другими лицами (работниками правоохранительных органов, подозреваемыми, свидетелями и т.д.). Целью такого контакта может быть получение определенной информации и воздействие на партнера. С учетом этого профессиональное общение можно подразделить на две основные категории: общение внутри организации (общение с коллегами и руководителями органов правопорядка) и внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т.д.). Для каждого из этих видов характерны некоторые отличительные черты, но можно найти и ряд сходств. Вот общие психологические закономерности.
Рассматривая воздействие в процессе общения с позиции психологии, можно утверждать, что они направлены на согласование позиции участников коммуникации. Воздействия являются причиной децентрации, то есть принятию точки зрения и позиции другого человека, или частичному или полному несогласию, противоречиям и конфликтам.
Представляется необходимым отметить значимость этого момента общения для решения вопросов согласованности, устранения противоречий, непонимания, разногласий и достижения в итоге единства подходов к решению той или иной проблемы. Важно понять специфичность приемов воздействия в процессе общения работников правоохранительных органов, обусловленных целью согласования и достижения организационного эффекта в совместной деятельности.
Спецификой внеорганизационного общения сотрудников ОВД (контакты с подозреваемыми, престпниками, свидетелями, очевидцами, потерпевшими, заявителями и т.д.) можно назвать то, что происходит данный процесс в рамках подробного нормативно-правового урегулирования. Для этого процесса характерным является наличие дополнительных трудностей, связанных с преодолением внутреннего сопротивления со стороны ряда лиц, отсутствия с их стороны желания сотрудничать, неискренности и лжи и т.д. Именно вследствие этих вышеуказанных обстоятельств происходит затруднение условий общения и значительная психологическая нагрузка работников службы правопорядка. Практический интерес в связи со сказанным представляют способы и приемы повышения эффективности общения в затрудненных условиях. Разработанная в рамках юридической психологии методика контакта между людьми в условиях затрудненного общения, например, в процессе допроса подозреваемого, предлагается поэтапное, постадийное достижение согласия между партнерами на основе применения совокупности приемов. Представляют значительный научно-практический интерес способы и приемы выявления лжи и неискренности в поведении и речи людей, контактирующих с работником органов правопорядка. Его умения по мельчайшим штрихам речевых высказываний, оговорок, несоответствий в повествовании, а также не основе невербальных действий (жестов, взглядов, поз) собеседника определить степень искренности является залогом успешного решения служебных задач в процессе общения.
Также очень важным моментом для построения правильной динамики профессионального общения можно назвать осознание работниками органов правопорядка результатов и последствий контактов. Важно то, что взаимодействие протекает с обязательной оценкой удачи или неудачи, успеха или неуспеха. Необходимо выявление факторов, способствующих общению или осложняющих его.
Психологическая литература большое внимание уделяет тому, как сам человек оценивает характер общения и взаимоотношений с другими лицами. На основании этого можно разработать определенные рекомендации по совершенствованию точности оценок контактов с другими людьми.
Заключение
В заключение работы необходимо сделать главные выводы. Профессиональное общение является важной составной частью деятельности сотрудников ОВД. Профессиональное и психологически грамотное общение необходимо сотрудникам ОВД в процессе их работы с гражданами, коллегами по службе, руководством. От того, насколько верно будет построено профессиональное общение сотрудника ОВД, будет зависеть эффективность всей его деятельности.
В общение работников органов правопорядка часто присутствуют различного рода трудности:
перегруженность поручениями (в том числе и не содержащимися в должностных обязанностях);
отсутствует четкая регламентация взаимодействия;
несовпадение интересов у взаимодействующих должностных лиц;
недостаточный уровень подготовки к совместной работе;
функциональная обособленность отдельных работников и подразделений.
Наличие вышеперечисленных трудностей часто обуславливает возникновение противоречий, разногласий и конфликтам между взаимодействующими работниками органов правопорядка.
Поэтому представляется совершенно необходимым изучение основных психологических характеристик профессионального общения работника правоохранительной службы с целью повышения его профессиональной компетентности, более грамотного ведения их процесса общения и взаимодействия с окружающими. Для этого необходимо изучить имеющие место профессиональные психологические методики, обучаться на различных курсах, постоянно совершенствовать свои практические навыки. В этом смысле незаменимым помощником окажется практический опыт.
Таким образом, процесс овладения навыками профессионального общения у сотрудников ОВД сложен и длителен во времени, но каждый сотрудник ОВД должен стремиться неизменно к большему и постоянно оттачивать свое психологическое мастерство.
Список использованной литературы
1. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 247 с.
. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология // Под ред. В.Я. Кикотя. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 432 с.
. Панфилова А.П. Теория и практика общения: М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.
. Светлышева О.Ю. Особенности общения сотрудников ОВД с разными категориями граждан. - М.: Юрист, 2009. - 435 с.
. Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шаматава Е.Н. Психология оперативно-розыскной деятельности. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 256 с.
. Цветков В.Л. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2011. - 608 с.