Коррекционно-развивающая работа логопеда




Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения – дизартрия, алалия, ринолалия. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов.

Все эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности. Но при своевременной и адекватной коррекционной работе задержка психического развития и нарушения речи обратимы. Коррекционная работа с детьми инвалидами в детском саду направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных логопедических занятий по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Коррекционная работа включает в себя:

1. реабилитационный курс у логопеда;

2. логопедическая коррекция в домашних условиях.

Система коррекционно-педагогической работы

· Выработка контроля за положением рта

· Артикуляционная гимнастика

· Развитие голоса

· Коррекция речевого дыхания

· Развитие артикуляционных движений и артикуляционного праксиса или кинестетическая апраксия

· Коррекция звукопроизношения

· Коррекция звукопроизношения

 

Коррекционная работа

Коррекционная работа проводится поэтапно:

1. этап – подготовительный.

Цель: подготовка А аппарата, к формированию артикуляционных укладов.

У детей р/в - воспитание потребности речевого общения, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии - стимулировать начальные голосовые реакции, вызывать звукоподражание. Работа идет на фоне медикаментозного лечения, физиолечения, массажа и лечебной гимнастики.

2. этап - формирование коммуникативных произносительных навыков.

Цель: развитие речевого общения и звукового анализа. При спастичности - расслабление мышц Л аппарата. Выборка контроля за положением рта, развитием артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, развитие ощущения Артикуляционные движений и Артикуляционного праксиса.

По расслаблению мышц А аппарата с общего расслабления - затем шейной, грудной мускулатуры, рук, затем мышц лица.

Выработка контроля за положением рта

1. этап - упражнения губ, способствующие их расслаблению и усиление тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта.

2. этап - тренирует активное открывание рта по словесной инструкции и возврат в исходное положение.

3. этап - закрывание рта производится пассивно - активным путем.

Ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положении запрокинутой головы. Возможно рефлекторное зевание. Предлагают задания по имитации положения рта на картинах. Затем усложняют - дуть через расслабленные губы, производить вибрационные движения.

Артикуляционная гимнастика

Вначале подключают более сохранные анализаторы (зрительные, слуховые, тактильные). Многие упражнения проводятся с закрытыми глазами, привлекая внимание к проприцептивным ощущениям.

1. Начинаем с воспитания активного прикосновения конца языка к нижним зубам.

2. Затем различные активные движения языка.

3. Стимуляция корня языка - рефлекторные сокращения при раздражении корня шпателем.

4. Закрепляется - покашливание.

5. Затем более тонкие дифференцированные движения кончиком языка.

Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, деятельно.

Используем общий комплекс, затем закрепляем впрок упражнение.

Развитие ощущений артикуляционного движения и артикуляционного праксиса.

Для развития двигательно-кинестетических обратных связей проводим

упражнения:

1. Потряхивание верхней и нижней губы, распрямление губ, опускание и поднимание нижней челюсти. «Качели» - перед зеркалом, без него, глаза закрыть. Логопед сам делает движение, а ребенок называет его.

2. Тренировка артикуляторно-сенсорных схем:

а) двугубная - губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении, затем дует через губы, разрывая их.

б) Губно-зубная - указательным пальцем левой руки приподнимаем верхнюю губу, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимаем нижнюю губу до уровня верхних резцов и просим дуть.

в) Язычно-альвеольная - кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, просим дуть, разрывая контакт.

г) Язычно-небный - голова закидывается, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенок производит кашлевые действия, фиксируем внимание на ощущениях языка.

Развитие голоса

1. Развиваем после артикуляционной гимнастики и массажа, расслабление шейной мускулатуры.

2. Упражнения по выполнению движения головы во все стороны- и-э-о-у-а-н

3. Активизация мягкого неба: глотание капель воды, покашливание, зевота, гласная «А» на твердой атаке.

4. Движения челюстей: открывание и закрывание рта, имитация жевания.

5. Челюстно-дрожательный рефлекс - легкое постукивание, ритмичное движение по подбородку вызывает движение нижней челюсти вверх, вырабатывать произвольный контроль за объемом и темпом выполнения движений, используя наглядные приемы (рисунки).

Затем эти упражнения выполнять по словесной инструкции с произношением различных звуков и их сочетаниях: доп-доп, кор-кор, ов-ов

6. Используем упражнения по развитию смены голоса, тембра, высоты: прямой счет десятком с постепенным усилением голоса и обратно с понижением голоса, чтение сказок по ролям, инсценирование.

Коррекция речевого дыхания

1. Начинается с общих дыхательных упражнений. Цель: увеличение объема дыхания и нормализовать его ритм.

2. Учим дышать при открытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, создавая «веер воздуха».

3. Тренировка носового дыхания «вдыхаем глубоко и выдыхаем длительно через нос».

4. Упражнение направлено на развитие ротового вдоха. Закрываем ноздри и просим вдыхать через рот, и просим произносить отдельные гласные звуки, слоги.

5. Вдох через рот - кладем руки на грудь ребром, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и удлиненному выдоху.

6. Задержать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха. Ежедневно 5-10 мин.

А. Логопед произносит цепочку разных звуков, стимулируя

к раздражению, изменяя громкость и тональность голоса.

Коррекция звукопроизношения

1. Отбираются те фонемы, которые произносятся правильно, т. е. которые простые.

2. Или выбирается звук, который отраженно произносится правильно.

3. Но до этого нужно добиться различие их.

4. Необходима тренировка слухового восприятия, научить ребенка слышать самого себя, уловить разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

Постановка звука

1. Метод фонетической локализации - логопед языком и губам ребенка пассивно придает необходимую позицию звукоиспользования и т. д.

Ребенок привлекает внимание к ощущению положения. Затем он выполняет движение самостоятельно.

2. Опираясь на знание артикуляционного уклада, анализ структуры нарушений звукопроизношения ребенка (кинестетический анализ) и на специфические приемы постановки звука.

3. Основными методами являются:

- двигательно-кинестетический

- слухо-зрительно-кинестетический.

В процессе работы устанавливаются связи межанализаторные - между движениями артикуляционный и их ощущениями, между восприятием звука на слух, зрительным образом.

4. После постановки звука идет автоматизация его. Использует прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа-рисования и говорения.

Дети, которые пишут, звук произносится одновременно с похлопыванием пальцами или постукивание ногой.

5. Коррекция звукопроизносительной стороны сочетается с работой под ее выразительностью, работа идет путем подражания, путем ускорения и замедления темпа речи, равномерно чередовать ударные и безударные слоги, выделять паузами или повышением голоса отдельные слова или группы слов.

6. Содержание и методы работы изменяются в зависимости от характера и тяжести дизартрии.

7. Идет работа над лексикой, грамотной стороной речи.

8. Во всех случаях основной задачей работы является развитие и облегчение речевой коммуникации.

Используются приемы: игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над артикуляционным дыханием, фонацией и коррекции звукопроизношения, над личностью ребенка в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: