Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида
«Мы вместе….»
Пояснительная записка
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашего детского сада.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
|
В современных условиях дети должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:
- активностью,
- самостоятельностью,
- креативностью,
- уверенностью в себе,
- коммуникабельностью,
- способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель индивидуальной программы реабилитации: формирование благоприятных условий для социализации ребенка – инвалида, и обеспечение прав ребенка на доступное и качественное получение образования. Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- Обеспечение ребенка – инвалида качественным и доступным образованием в соответствии с его психофизическими возможностями.
- Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям.
- Формирование активной педагогической позиции родителей.
- Формирование толерантного отношения в детском саду к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
- Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей.
- Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Предполагаемый результат:
|
- Совершенствование обучения детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Создание условий для интеграции ребенка в общество.
- Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании ребенка.
-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.
-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
-Оказание консультационной помощи.
-По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого - педагогической направленности семьи и на сколько она важна для них и полезна.
Особенности реализации программы:
- Воспитание и обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.
- Воспитание и обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.
- Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
- Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога (Центр планирования семьи), ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
- Один раз в квартал необходимо проводить психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
- Участники программы: родители, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, дети с ОВЗ.
|
План поэтапной реабилитации
Наименование этапа | Цель этапа | Ответственные | Сроки исполнения | Форма отчетности |
Социальное обследование семьи, установление проблемы | Сбор необходимых сведений о семье и ребенке | воспитатель, специалисты | Сентябрь | Карта социального обследования семьи |
Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР) | Координация реабилитационных мероприятий | Специалисты согласно ИПР | Сентябрь-октябрь | Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий |
Корректировка ИПР | Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации | Команда специалистов и родителей | В течение учебного года | ИПР (новый вариант) |
Индивидуальная программа реабилитации:
Компоненты реабилитационного воздействия | Задачи | Ответственный |
Социально-бытовая реабилитация | 1.Информирование и консультирование ребенка-инвалида и его семьи; 2.“Адаптационное” воспитание и обучение ребенка-инвалида и его семьи; 3.Обучение ребенка-инвалида: персональному уходу(самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками. | Воспитатель, учитель-дефектолог, логопед |
Социокультурная реабилитация | 1.Воспитание чувства любви к родителям, чувства уважения к ним. 2. Воспитание на примере сказочных героев доброты, сострадания. 3.Формирование толерантного отношения к другим детям. | Воспитатель, учитель-дефектолог |
Психолого-педагогическая реабилитация | 1.Развитие психологических функций памяти, мышления, воображения, внимания, речи. 2.Формирование самостоятельности. 3. Развитие мелкой и общей моторики. 4.Развитие умения выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей. 5.Формирование мотивации к обучению. 6. Развитие познавательных навыков. 7.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям. 8. Информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения. | педагог-психолог (Центр планирования семьи) |
Социально-бытовая адаптация.
Это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.
Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:
- информирование и консультирование инвалида и его семьи;
- “адаптационное” воспитание и обучение инвалида и его семьи;
-обучение ребенка - инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача – помочь приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.