Психология личности, ее формирование




Психика.Сознани.Бессознательное

1. Психология: ее предмет..

2. Специфика психологии как науки.

3. Психика-определение.

4. Функции психики

5. Общие закономерности развития психики в филогенезе.

6. Сознание, его структура.

7. Три уровня сознания (осознания действительности) по С. Л. Рубинштейну

8. Самосознание, его структура.

9.Формула самооценки У.Джемса

10. Состояния ясности и помрачения сознания по К.Ясперсу

11.Измененные состояния сознания: сон, гипноз, медитация

12.Сон и сновидения. Фазы сна-медленный и быстрый, парадоксальный сон

13.Бессознательное и его виды.

14.Три способа взаимодействия сознания и бессознательного: сотрудничество, автономии, противоречие

15.Структура психики личности в теории З.Фрейда

16. Функции –Я, Сверх-Я и Оно

17. Психологические механизмы защиты: Сублимация, вытеснение, рационализация, проекция

18. Методы психоанализа: 1) Метод свободных ассоциаций, 2) Метод анализа сновидений, 3) Метод анализа ошибочных действий (оговорки, описки, очитки, забывание, затеривания, юмор).

19. Формирование невроза

Познавательные психические процессы.

1. Понятие ощущения.

2. Механизм ощущения. Анализатор, рецептор, проводящие пути, отделы головного мозга.

3. Виды ощущений по модальности (виду) раздражителя.

4. Свойства ощущений: Качество. Интенсивность. Длительность.

5. Свойства ощущений. Адаптация.

6. Пороги чувствительности (нижний и верхний абсолютные пороги, порог различения).

7. Понятие восприятие. Отличие восприятия от ошущения.

8. Свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность).

9. Принципы восприятия- принципы группировки (близость, смежность, подобие, замкнутость). Закон восприятия выделение фигуры из фона.

10. Понятие иллюзии.

11. Определение внимания.

12. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Их характеристики.

13. Методы привлечения непроизвольного внимания (особенности стимула, контраст, новизна, изменение движений).

14. Свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение).

15. Понятие рассеянности.

16. Основные понятия: память

17. Процессы памяти: получение, хранение, воспроизведение информации и забывание.

18. Классификация видов памяти: по времени хранения - кратковременная, оперативная память, долговременная, по способу запоминания –механическая, логическая, по происхождению –генетическая (наследственная) и приобретенная, по анализаторам –зрительная, слуховая …

19. Закон Эббингауза о количество сохраняющегося материала (так называемая «кривая Эббингауза»).

20. Мнемотехнические приёмы запоминания.

21. Мышление.

22. Основные виды мышления

23. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

24. Мышление и речь.

25. Основные мыслительные операции: Сравнение, Анализ и синтез, Абстрагирование, обобщение, Индукция и дедукция.

26. Воображение, его виды и функции.

Эмоции, чувства, стресс.

1.Понятия "эмоция", "чувства", их отличие.

2.Типы эмоциональных состояний: собственно эмоции, чувства, настроения.

3.Функции эмоции: Регуляторная, Отражательная, Стимулирующая, Подкрепляющая, Переключательная, Приспособительная, Комуникативная

4. Виды чувств

5. Понятие "стресс" и виды стресса

6. Фазы стресса

8. Влияние стресса на организм человека (физиологические изменения при стрессе)

9. Преодоление стресса / выход из стресса

Темперамент и характер

1. Понятие о темпераменте

2. Основные теории темперамента – Гиппократ, И.Кант, И.Павлов

3. Физиологические основы темперамента: свойства нервной системы.

4. Психологические характеристики 4-х типов темперамента: сангвинический,

5. холерический, флегматический, меланхолический

6. Экстраверсия—интроверсия К.Юнга.

7. Соотношение темперамента и успешности деятельности человека.

8. Понятие о характере.

9. Типы характеров.

10. Формирование характера.

11. Психогеометрическая типология характера - Основные черты характера и особенности поведения -квадрата, треугольника, круга, прямоугольника, зигзага.

Психология личности, ее формирование

1. Понятия: человек – индивид – личность - индивидуальность

2. Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову). Направленность личности.

3. "Локус контроля" Д. Роттера и два типа людей: интерналы-экстерналы)

4. Феномен группового давления - феномен конформизма.

5. Способности -понятие

6. Понятия – одаренность, талант, гений, задатки.

7. Виды способностей: общие и частные, врожденные и приобретенные, креативные и репродуктивные.

8. Воля -понятие

9. Виды волевых действий - простые и сложные

10. Условия проявления воли.

11. Абулия

12. Социализация личности и ее стадии.

13. Психосоциальная концепция развития личности Эрика Эриксон –8 этапов и кризисов.

14. Понятия – "кризис развития личности", "групповая идентичность" и "эгоидентичность"

15. Самоактуализация

16. Основные черты самоактуализирующейся личности.

Педагогика

1. Предмет и методы педагогики.

2. Обучение и его функции.

3. Воспитание в педагогическом процессе. Модели и стили воспитания.

 

 

Словарь

Абулия — аномалия мотивации человека, характеризующаяся резким ослаблением силы потребностей.

Бессознательное  это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный мо-мент, контролю со стороны сознания

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля – всегда сознательное, целенаправленное действие.

Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.

Внушение- процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием активного и целенаправленного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта.

Вытеснение – удаление из сферы сознания неприемлемых для личности чувств, мыслей, желаний в бессознательное, это как говорил З. Фрейд «мотивированное забывание».

Гипноз - это состояние сознания, связанное с сужением его объема, и сосредоточением на со-держании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания.

Гипноз (транс) - это внушенный сон, когда при общей заторможенности коры головного мозга существует один участок возбуждения (сторожевой пункт).

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.

Индивид – это физический носитель психологических характеристик человека.

Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

Конструирование социальности – процесс, включающий: реальность социального мира и реаль-ность внутреннего мира личности – реальности постоянно познаваемые, осмысляемые и интер-претируемые, и в этом смысле – сотворенные.

Либидо (лат. libido — желание, влечение) — психическая энергия, лежащая о основе основных влечений человека (сексуальных и влечения к жизни) термин З.Фрейда.

Личность (человек как личность) – в отечественной психологии это: субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Медитация (от лат. meditatio – размышление, сосредоточение) – измененное состояние созна-ния, при котором достигается высокая степень концентрации внимания на каком-то объекте или, наоборот, полное рассредоточение внимания. При концентрации внимания происходит ограничение поля экстравертированного сознания настолько, что мозг ритмически реагирует только на тот стимул, на котором сосредоточился человек.

Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

Мышление наглядно-действенное — особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью.

Направленность личности – способность личности к проведению единой, внутренне взаимосвя-занной линии развития.

Обучения метод - это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности учащегося, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой.

Обучения принципы - это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

Память – это процессы получения, хранения, воспроизведения информации и ее забывание. Психологические механизмы защиты (ПМЗ) - это способы психической саморегуляции личности, помогающие ей преодолеть (устранить или свести к минимуму) психотравмирующие факторы, угрожающие ее душевному благополучию, внутренней целостности и самооценке.

Педагогика - это наука о закономерностях и методах обучения, воспитания и развития людей. Основные составные части педагогики это изучение процесса образования, обучения (дидактика) и процесса формирования, воспитания.

Пластичность как свойство в структуре темперамента – показатель вязкости или гибкости мышления и поведения, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию (по В.М. Русалову).

Психологические защитные механизмы — физиологические и психологические способы саморе-гуляции, снимающие избыточное психическое напряжение, защищающие человека от неприят-ных эмоций, искажающие или скрывающие импульсы, которые угрожают целостности личности. ПМЗ проявляется в ситуациях возможного или действительного неуспеха деятельности.

Самоактуализация – это развертывание потенциала личности из самого себя, из внутренних про-тиворечий и намерений (по А. Маслоу). Стремление и способность человека стать тем, чем он должен стать, т.е. открыть свое призвание и реализовать таланты и способности.

Самоактуализация — стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т. п. Самоактуализация (в концепциях гуманистически ориентированных психологов) занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей.

Самосознание — осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.

Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку; это способность человека направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; т.е. способность и это особое состояние человека в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Сон - основное естественное состояние измененного сознания - это функциональное состояние иррадиации торможения в коре головного мозга, проявляющееся в угнетении осознанной психической активности. Протекает в двух фазах – медленноволнового и быстроволнового сна.

Социальная роль —формы социально одобренных поведения, ожидаемые от индивида, занима-ющего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений.

Социальная роль – набор социально одобренных норм (правил и суждений), определяющий ожидаемое поведение человека в определенной социальной позиции (например, мать или профессор). Роли определяют права и обязанности членов пар, групп и других социальных единиц.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности одним человеком в отличие от другого. Способности проявляются и в том, насколько быстро человек овладевает тем или иным видом деятельности.

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении действительности и адаптивной саморегуляции поведения на этой основе.

Уровень притязаний – те цели и задачи, которые человек считает для себя выполнимыми.

Фрустрация - психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в типичных жизненных условиях и обстоятельствах.

Экзистенциальный мотивационный вакуум — ощущение утраты основного жизненного мотива — смысла жизни.

Экстраверсия – обращенность к объектам окружающего или внутреннего мира (по К.-Г. Юнгу). Влечение к людям и способность легко вступать с ними в контакт (по Г.Ю. Айзенку).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: