Картотека дидактических игр с предметами
v Младший дошкольный возраст
Найди такую же фигуру»
Дидактическая задача: Формировать представление о форме предметов. Учить находить одинаковые предметы по цвету и форме. Обогащать словарь названиями различных форм: круг, квадрат, треугольник. Закреплять знания об основных цветах.
Оборудование: Для игры понадобятся карточки на каждого ребенка с изображением геометрических фигур. На карточке изображены два круга, треугольник и квадрат — всего четыре фигуры разных цветов. На всех карточек цвета фигур разные.
Правила игры:
У взрослого геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники разных цветов. В начале игры к детям обращается медвежонок. Он рассказывает, что ему подарили цветную мозаику, он поиграл ей, а теперь не может правильно сложить. Давайте поможем медвежонку. Взрослый берет по одной фигуре и показывает детям, при этом называя фигуру по цвету и форме: «Вот желтый треугольник, у кого такая же мозаика?» Дети смотрят на свои карточки, ищут, есть ли у них точно такая же фигура. Если ребенок нашел у себя такую же фигуру, он берет мозаику у взрослого и закрывает ей свою фигуру. Если никто не заберет показанную фигуру, то ее откладывают в сторону. Победителем оказывается тот, кто быстрее всех закроет фигуры на своей карточке. В конце игры медвежонок благодарит ребят за помощь. В следующий раз добавляют новые геометрические фигуры: прямоугольник, овал.
Бабочки»
Дидактическая задача: закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: изображение поляны с цветочками (красного, синего, зеленого и желтого цвета), бабочки (красного, синего, зеленого и желтого цвета).
Правила игры:
У каждого ребенка по бабочке.
Воспитатель просит детей спрятать бабочек, и объясняет, как это сделать (надо посадить бабочку на цветок такого же цвета). Воспитатель спрашивает малышей: «Куда ты посадил бабочку?» (На красный цветок);
Затем воспитатель просит посадить бабочек под цветочки. Красную бабочку под красный цветочек, синюю бабочку под синий цветочек и т.д. «Куда посадил желтую бабочку?» (под желтый цветочек).
Если ребенок не отвечает на вопросы, воспитатель проговаривает ответ за него.
Собери бусы»
Дидактическая задача: развивать координацию действий обеих рук ребёнка, способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.
Оборудование: Цветные верёвочки и колечки синего, красного, зелёного, синего цвета.
Правила игры:
Воспитатель показывает детям кукол, и говорит, что они собираются на праздник, но у кукол нет красивых бус, а они очень хотят быть красивыми. Педагог надевает куклам бусы, но всем не хватает. Что делать? Куклы очень расстроены. Тогда воспитатель показывает коробку с колечками и верёвочками и предлагает помочь куклам и сделать для них бусы. Воспитатель объясняет, на верёвочку нужно надеть колечки такого же цвета как и сама верёвочка (например, на красную верёвочку – красные колечки, на синюю верёвочку – синие колечки и т.д.). Концы верёвок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Куклы радуются и говорят ребятам «спасибо».
Чей голос?»
Дидактическая задача: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Оборудование: Игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.
Правила игры:
В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.
- Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)
Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).
У кого такая же»
Дидактическая задача: развивать зрительное восприятие у детей, уметь видеть парные картинки.
Оборудование: комплекты предметных картинок.
Правила игры:
Воспитатель раздаёт детям по три предметные картинки; другой комплект оставляет у себя. Показывая детям картинку, педагог спрашивает «У кого такая же?». Дети подбирают парные картинки. Вариант этой игры заключается в том, что на ней изображено, проверяя у детей связь образа со словом.
v Средний дошкольный возраст
Разложи картинки по порядку»
Дидактическаязадача: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Оборудование: картинки с изображением моментов распорядка дня.
Правила игры:
Воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
Назови правильно»
Дидактическая задача: закрепить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах),закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.
Оборудование: картинки с изображением овощей, фруктов
Правила игры:
Воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктоми описать его.
- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?
Чудесный мешочек»
Дидактическая задача: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Оборудование: мешочек, муляжи овощей, фруктов.
Правила игры:
Воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
Игра - дело серьёзное»
Дидактическая задача: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам,закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
Оборудование: картинкис изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча.
Правила игры:
Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
По грибы»
Дидактическая задача: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.
Оборудование: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов.
Правила игры:
Картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.
v Старший дошкольный возраст
Угадай по описанию»
Дидактическая задача: воспитывать у детей умение различать признаки предмета; развивать наблюдательность. Закреплять употребление детьми терминов, определяющих пространственное расположение предметов.
Оборудование: предметные картинки: снеговики, матрешки, петрушка неваляшки, бабочки, медвежата. Каждый из предметов одного наименования имеет одинаковые и разные признаки с остальными предметами группы.
Правила игры:
Воспитатель показывает картинки, например, снеговиков и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд; они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия». Затем воспитатель предлагает детям поучиться находит сходство и различия.
Угадай, что в мешочке?»
Дидактическая задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Оборудование: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.
Правила игры:
Вы, знаете игру «Чудесный мешочек»? Играть мы будем сегодня по -иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.
3. «Природа и человек»
Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Оборудование: мяч.
Правила игры:
Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Горячий – холодный»
Дидактическая задача: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Оборудование: мяч.
Правила игры:
Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
Педагог: -Дети:
Горячий –холодный,
Хороший –плохой,
Умный –глупый,
Весёлый –грустный,
Острый –тупой,
Гладкий –шероховаты.
Подскажи словечко»
Дидактическая задача: развитие мышления, быстроты реакции.
Оборудование: мяч.
Правила игры:
Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?