План – конспект занятия кружка «Веселые нотки»
Дата: 13.10.2020
Тема: Вокал
Занятие № 12
Тема занятия: Сильная и слабая доли
Основные вопросы:
1. Ритм
2. Разновидности акцента
3. Метр, размер, такт
Ритм
Последовательное построение длительностей звуков (нот) называют ритмом (прочитайте по очереди, слева направо длительности мелодии, представленной ниже — это и будет ритмом).
Длительности звуков (нот) могут объединяться в так называемые ритмические группы, фигуры. В данном примере красными скобками выделены ритмические группы:
Рисунок 1. Ритмические группы
Акцент
Прослушивая песню, человек часто отстукивает ритм ногой, ритмично покачивает головой, пританцовывает. Человек может двигаться «в такт» музыке, потому что музыка как бы равномерно пульсирует. Звуки (ноты), на которые выпадает такая пульсация (т.е. тот самый момент, когда человек, к примеру, делает одно движение головой под музыку) — это акцентированные ноты. А само такое выделение звуков называется акцентом. Часть такта, которая содержит акцентированные звуки, называется сильной долей. Части такта, не имеющие акцентов, называются слабыми долями
Как правило, самый сильный акцент приходится на первую долю такта. Второй по силе — на середину такта. Самая слабая доля выпадает на конец такта. На рисунке мы показали сильные и слабые доли такта при размере 4/4. Давайте рассмотрим их
Рисунок 2. Акцентированные ноты
Обратите внимание: под некоторыми нотами есть знаки, которые мы ещё не изучали. Знаком « » обозначают акцентированную ноту. Знаком « » обозначают сильно акцентированную ноту. Вместе с мелодией простучите её ритм. Вы будете отстукивать акцентированные и сильно акцентированные ноты.
|
Метр
На рисунке 2 сильные и слабые доли равномерно чередуются. Такое чередование называют метром.
Размер
В одном из первых уроков мы вкратце коснулись понятия размер произведения. Напоминаем: размер — это то, что на рисунках данного урока обозначено, как «4/4» (справа от скрипичного ключа). Сейчас мы можем дать уже вполне научное определение термину «размер произведения».
Снова вернёмся к рисунку 2. Смотрим на ноты слева направо, начиная с самой первой (нота «ре»). Под ней стоит знак «сильно акцентированная нота». Длительность ноты — четверть. Получается, что это сильная доля длительностью в четверть. Далее идёт слабая доля. Длительность — тоже четверть. Затем сильная доля и слабая доля. Длительность каждой составляет четверть. В итоге у нас в один такт укладывается 4 доли длительностью в четверть каждая. Именно это и записано при ключе: 4/4 (первая, то есть верхняя на нотном стане цифра «4» обозначает количество долей в такте, вторая цифра «4» — длительность каждой доли, поэтому мы читаем размер так: «четыре четверти»).
Такт
Вы уже знаете, что такое такт. Обратите внимание, что такт — это ещё и отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли. Теперь вы знаете полное определение такта.
План – конспект занятия кружка «Веселые нотки»
Дата: 14.10.2020
Тема: Вокал
Занятие № 13
Тема занятия: Высота звука, регистр
Основные вопросы:
4. Высота звука
5. Регистр, тембр
Регистры и тембры
|
Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:
· низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.
· средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.
· высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.
Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах.
Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету «Весна священная » использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.