Промежуточная аттестация обучающихся по НИР, позволяющая оценить уровень сформированности необходимых общепрофессиональных и профессиональных компетенций, осуществляется в конце каждого из 5-ти семестров в виде зачета, который предполагает собеседование и анализ результатов их научно-исследовательской деятельности в соответствии с этапами ее проведения, представленных в виде отчетов, научных статей и докладов.
Примерные вопросы для собеседования:
1. Раскройте различные научные подходы к изучению личности в зарубежной психологии. (ОПК-3)
2. Опишите подходы к изучению личности в отечественной психологии. (ОПК-3)
3. Назовите базовые механизмы психических познавательных процессов и методики их исследования (ПК – 3).
4. Дайте характеристику психических состояний. (ПК – 3).
5. Охарактеризуйте индивидуальные различия между людьми и методики их изучения. (ПК – 3).
6. Назовите составляющие методологии научного исследования. (ПК -1)
7. Скажите, в соответствии с какими требованиями оформляется список научных источников.
8. Аргументируйте необходимость современного исследования личности по единицам, а не по компонентам. (ОПК-3)
9. Скажите, что означает системный подход к рассмотрению личности с позиции интегральных переменных. (ОПК-3)
10. Раскройте суть и научную новизну системно-функционального подхода к изучению свойств личности А.И. Крупнова. (ОПК-3)
11. Раскройте различные научные подходы к изучению темперамента как базы для формирования свойств личности в зарубежной психологии. (ОПК-3)
12. Опишите различные научные подходы к изучению темперамента как базы для формирования свойств личности в отечественной психологии. (ОПК-3)
13. Расскажите о системном подходе к изучению свойств темперамента А.И. Крупнова. (ОПК-3)
14. Раскройте суть, новизну, теоретическую и практическую значимость концепции целостного анализа проявлений свойств личности в речевой деятельности Н.А. Фоминой. (ОПК-3)
Примерный перечень заданий для отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности
1 семестр
1. Исходя из собственных научных интересов, кафедральной темы научных исследований и актуальных направлений теоретической и практической психологии сформулируйте примерную тему Вашей выпускной квалификационной работы (диссертации).
2. Обоснуйте актуальность выбранной Вами темы исследования.
3. Сформулируйте проблему Вашего исследования. (ПК -1)
4. Обозначьте объект и предмет Вашего исследования. (ПК -1)
5. Сформулируйте его общую цель и задачи. (ПК -1)
6. Сформулируйте гипотезы, которые Вы будете доказывать в исследовании. (ПК -1)
7. Подберите методы и методики, адекватные цели и задачам исследования. (ПК -1)
8. Опишите методики в разделе практической главы Вашей магистерской диссертации.
9. Составьте план Вашего теоретического и эмпирического исследования. (ПК -1).
10. Составьте библиографию Вашего исследования в соответствии с необходимыми требованиями. (ОПК-3)
11. Определите логику подачи материала в теоретической главе Вашей магистерской диссертации. (ОПК-3)
2 семестр
12. Проанализируйте и обобщите научную литературу по проблеме Вашего исследования. (ОПК-3)
13. Подготовьте научную статью по результатам проведенного Вами теоретического исследования (ПК-3, ПК-4)
14. Ознакомьтесь с системно-функциональным подходом к исследованию свойств личности А.И. Крупнова. Обоснуйте его научную новизну и продуктивность.
15. Ознакомьтесь с методиками А.И. Крупнова по системному исследованию свойств личности.
16. Составьте реферат по результатам исследований свойств личности в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова.
17. Ознакомьтесь с его подходом к изучению темперамента и методикой системного исследования темперамента как базы для формирования личности. Обоснуйте его научную новизну и продуктивность.
18. Ознакомьтесь с концепцией целостного анализа проявлений свойств личности в речевой деятельности Н.А. Фоминой. Обоснуйте ее научную новизну и продуктивность.
19. Ознакомьтесь с методикой поликомпонентного, многоуровневого анализа текста как продукта речевой деятельности Н.А. Фоминой.
20. Представьте результаты проведенного анализа состояния и степени изученности выбранной Вами научной проблемы в виде теоретической главы диссертации. (ОПК-3)
21. Проверьте этот текст на антиплагиат.
22. Подготовьте материалы для проведения эмпирического исследования. (ПК-3, ПК-4)
23. Организуйте и проведите эмпирическое исследование. (ПК-3, ПК-4)
3 семестр
24. Обработайте результаты проведенного Вами эмпирического исследования. (ПК-3, ПК-4)
25. Обработайте эти результаты с помощью методов математической статистики. (ПК-3, ПК-4)
26. Наглядно представьте результаты в виде таблиц и рисунков (графиков, гистограмм и т.п.) (ПК-3, ПК-4)
27. Подготовьте научную статью по результатам эмпирического исследования (ПК-3, ПК-4)
4 семестр
28. Дайте качественный анализ и интерпретацию полученным результатам. (ПК-3, ПК-4)
5 семестр
29. Сформулируйте обобщающие выводы по результатам исследования. (ПК-3, ПК-4)
30. Подготовьте заключение диссертации с обобщающими выводами (ПК-3, ПК-4)
31. Подготовьте доклад по проблеме Вашего исследования.
32. Подготовьте доклад по результатам исследования. (ПК-3, ПК-4)
33. Подготовьте презентацию этого доклада (ПК-3, ПК-4)
34. Подготовьте научную статью по результатам исследования (ПК-3, ПК-4)
35. Подготовьте текст практической главы вашей магистерской диссертации (ПК-3, ПК-4).
36. Подготовьте текст выпускной научно-квалификационной работы (диссертации) в соответствии со всеми необходимыми требованиями.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НИР
Организация НИР на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися основными элементами научно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистранта.
№ п/п | Этапы НИР | Содержание этапов | Формы текущего контроля |
Подготовитель-ный этап | Анализ и обобщение достижений современной психологической науки и практики в области исследований личности и индивидуальности человека | Собеседование; реферат; аналитический отчет | |
Теоретико-методологичес-кий этап | Формулировка актуальности, проблемы и теоретико-методологической базы исследования; составление библиографии по проблеме исследования; проведение теоретического исследования; анализ и обобщение научных источников по теме магистерской диссертации | Актуальность, проблема и теоретико-методологическая база исследования; библиографический список источников; теоретическая глава магистерской диссертации | |
Практический этап | Формулировка методологии исследования; его плана и программы; подбор методов и методик; подготовка инструментария для эмпирического исследования; проведение эмпирического исследования; его первичные результаты | Методология; план и программа исследования; методы и методики эмпирического исследования; их описание в разделе практической главы магистерской диссертации; первичные результаты исследования | |
Аналитический этап | Обработка и анализ результатов исследования | Обобщенные погрупповые результаты исследования, обработанные с помощью методов математической статистики; аналитический отчет о них | |
Интерпретацион-ный этап | Интерпретация результатов и формулировка обобщающих выводов | Аналитический отчет; заключение магистерской диссертации | |
Результирующий этап | Подготовка сообщений и докладов по результатам теоретико-эмпирического исследования; наглядная презентация их | Сообщения, доклады; их презентации | |
Подготовка научных статей | Представление научных результатов в виде тезисов и статей | Научные статьи и тезисы докладов | |
Подготовка текста ВКР в виде магистерской диссертации | Работа над практической главой и окончательными текстами теоретической главы и заключения диссертации | Текст ВКР |
ФОРМЫОТЧЕТНОСТИ ПО НИР
Выполнение научно-исследовательской работы предполагает текущий и промежуточный контроль.
Текущий контроль - это непрерывно осуществляемое «отслеживание» уровня усвоения знаний, формирования умений и компетенций обучающегося за фиксируемый период времени.
Формами текущего контроля являются следующие: собеседование, проверка выполнения индивидуальных заданий, аналитический отчет, формулировка плана и методологии исследования; подбор методов и методик; подготовка инструментария; первичные результаты и обобщенные результаты исследования, результаты, обработанные с помощью методов математической статистики; сообщения, доклады; научные статьи; текст ВКР (магистерской диссертации).
Промежуточная аттестация по итогам НИР проводится в конце 1-5 семестров в виде зачета.