Лекция № 8 Тема 6 (Продолжение)




6.6 Равномерность вращения коленчатого вала и
определение размеров маховика

Было установлено, что крутящий момент МКР представляет собой периодическую функцию угла поворота к.в.д.

Неравномерность изменения МКР обуславливается особенностями протекания рабочего процесса двигателя и кинематическими свойствами его КШМ

Для оценки степени неравномерности кр. момента используют коэффициент неравномерности кр. момента

,

где , , – соответственно максимальный, минимальный и средний индикаторные крутящие моменты. Значение уменьшается с увеличением числа цилиндров.

; ;

 

Колебания угловой скорости при установившемся режиме работы двигателя вследствие неравномерности МКР характеризуется коэффициентом неравномерности хода.

где – средняя угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя.

В каждый момент времени индикаторный МКР уравновешивается суммарным моментом сопротивления МСОПР. и моментом сил инерции всех движущихся масс двигателя, т.е.

где – угловое ускорение к.в.

 

 

Для установившегося режима

Из рисунка видно, что МКР.СР пересекает кривую крутящегося момента, образуя положительные (F1) и отрицательные площади (F2).

Положительные площадки (F1) пропорциональны избыточной работе кр. момента. Избыток работы идет на увеличение кинетической энергии и, следовательно, скорости к.в.д.

При недостатке работы происходит отдача энергии от движущихся масс и уменьшается определяется графически по площади F1

, Нм

где F1 – площадь над прямой МКР.СР полученная планиметрированием, мм2 ;

– масштаб момента, нм/мм

– масштаб угла поворота кол. вала, рад/мм

(ac-в мм, i-число цилиндров)

Приращение кинетической энергии вращающихся масс, обусловленного изменением угловой скорости вала от до .

избыточная работа равна изменению кинетической энергии вращающихся масс.

Или

- момент сил инерции всех движущихся масс двигателя, кгм2

Тогда

или

т.к

 

Вывод: при увеличение и приводит к уменьшению (коэффициент неравномерности хода).

 

Значение Тракторный дизель 0.003…0.010
Автомобильный двигатель 0.010…0.020

 

При расчете вновь проектируемого двигателя, задаваясь величиной , можно определить момент инерции (кг*м2) движущихся масс двигателя.

, кг*м2

Расчет маховика сводится к определению: момента инерции , махового момента , максимальной скорости .

Момента инерции маховика от момента инерции составляет:

 

= (0,75…0,90) – тракторного двигателя;

= (0,85…0,90) – автомобильного двигателя;

 

Масса маховика подсчитывается из формулы:

, , кг

где – средний диаметр маховика, м.

Выбрав , определяют массу маховика.

– выбирают с учетом габаритов двигателя, возможности размещения механизма сцепления и т.д.

Ориентировочно можно принять:

= (2-3)S; где S – ход поршня, м.

= 350…500 мм – тракторных двигателей

= 300…450 мм – автомобильных двигателей

Окружная скорость на внешнем ободе маховика

где n – частота вращения вала двигателя об/мин.

[ ] ≤ 25…30 м/с – чугунный маховик;

[ ] ≤ 40…45 м/с – стальной маховик.

6.7 Силы, действующие на шатунные шейки
коленчатого вала (RШ.Ш)

Силы RШ.Ш рядных и V- образных двигателей могут определяться: а) аналитическим способом и б) графическим построением.

а) RШ.Ш = К+ S

 

Рисунок - Силы, действующие на шатунную шейку.

 

где ККШ – центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна (шатун приведен к кривошипу);

S – сила, действующая вдоль шатуна. Разложим эту силу на К и Т

РК – сила, действующая на шатунную шейку вдоль кривошипа.

а) Аналитически сила RШ.Ш рядного двигателя

– алгебраическая сумма.

Направление результирующей силы RШ.Ш для различных положений коленчатого вала φ определяется углом ψ, заключенным между вектором RШ.Ш и осью кривошипа

б) Графическим способом сила RШ.Ш может быть найдена геометрическим сложением сил S и КРш. Сила S предварительно подсчитывается аналитически: , сила К– величина постоянная (при = сonst), действует по радиусу кривошипа и направлена по оси к.в.

Построение полярной диаграммы нагрузки на шатунную шейку геометрическим сложением.

осуществляется следующим образом. (Сила S – действует по оси шатуна).

Из точки О – центр условно неподвижной коренной шейки, радиусом, равным в принятом масштабе радиусу кривошипа, описывают окружность.

Из точки О/ – центра шатунной шейки в в.м.т. – проводят вторую окружность радиусом, равным в том же масштабе длине шатуна.

Окружность с центром О делят на равное число частей (12 через 300).

Через точки деления проводят лучи до пересечения с окружностью.

Эти лучи представляют собой относительные положения оси условно вращающегося цилиндра двигателя.

Принято, что цилиндр вращается с угловой скоростью, равной по величине, но противоположной по направлению угловой скорости вращения коленчатого вала.

Отрезки О/1//, О/2// и т.д. – относительные положения оси шатуна при определенных углах поворота к.в.

Из точки О/ по направлениям оси шатуна откладывают в определенном масштабе μр с учетом знаков векторы сил S и концы их соединяют плавной линией. Полученная кривая называется полярной диаграммой сил S с полюсом в точке О/.

 

 

Рисунок - Полярная диаграмма нагрузки на шатунную шейку и коренную шейку.

 

Для нахождения результирующей силы RШ.Ш необходимо переместить полюс О/ по вертикали на величину силы КR.Ш (постоянна по величине и направлению), взяв ее в том же масштабе μр.

Полученная точка ОШ называется полюсом полярной диаграммы результирующих сил RШ.Ш , действующих на шатунную шейку.

Чтобы геометрически сложить векторы сил S и КR.Ш для какого- либо положения кривошипа (например: 23), достаточно провести из полюса 0Швектор 0Ш 23. Этот вектор является силой RШ.Ш23 (по величине и направлению).

(Для общего представления о полярной диаграмме показать пример диаграммы).

Для получения результирующей силы – действующей на колено вала, составим уравнение:

где RШ.Ш – результирующая сила, действующая на шатунную шейку;

КRK = -mКω2R – центробежная сила от масс шатунной шейки и щеки.

здесь mK – масса кривошипа (шейка + щека)

КRK – сила инерции вращающихся масс кривошипа. Действует по кривошипу

Для построения необходимо полюс OШ переместить на величину центробежной силы инерции вращающихся масс кривошипа в точку OК.

Вектор OК13 и есть сила RK, действующая на колено вала.

Для определение средней результирующей силы за цикл RШШСР., а также RШШМАХ и RШШMIN полярную диаграмму перестраивают в прямоугольные координаты в функции от φ.

При построении диаграммы все значения RШШ считаются положительными, среднюю величину результирующей силы RШШСР находят путем планиметрирования площади под кривой RШШ = f(φ)

, Н

Для V-образного двигателя с сочлененными шатунами (с шатунной шейкой соединен только один шатун) результирующую силу RШШΣ, действующую на шатунную шейку определяют геометрическим сложением суммарных сил ТΣ и РкΣ, передающихся от левого и правого шатунов.

Силы ТΣ и РкΣ определяют табличным способом с учетом порядка работы цилиндров

ТΣ = ТЛ + ТПР

РкΣ = РКЛ + РКпр = КЛ + КR Ш Л + КП + КR Ш ПР = КΣ + КR Ш Σ

 

 

Углы поворота коленчатого вала в V–образных двигателях определяют от положения первого кривошипа, соответственно в.т.м. в левом цилиндре от носка к.в. (радиатора) при правом вращении коленчатого вала.

 

Для кинематического расчета угол поворота кривошипа

φi = φ1 + β(1-i) – γ +

где φ1 – заданный угол поворота кривошипа1-го цилиндра;

β(1-i) – угол между шатунными шейками соответствующих цилиндров

γ – угол развала (по отношению к 1 кривошипу)

 

Пример: φ5 = φ1 + β1-5 – γ1-5 = 30° + 0 – 90° = -60°

φ1 = 30°

 

Угол φi – для различных цилиндров может быть определен исходя из порядка их работы и промежутков между вспышками

Пример: 4-х цилиндр. рядн.: 8 цил. V–обр.

 
 


1 – 3 – 5 – 2 – 1 1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 – 8 – 1

       
   


φ1 = 0, φ2 = 180°, φ3 = 540°, φ1 = 0, φ8 = 90°, φ7 = 180°,

φ4 = 360° φ3 = 270°, … φ5 = 630°

 

 

Угол поворота        
0…180 вп. с ж вып. р.х
180…360 с ж р.х вп. вып.
360…540 р.х вып. с ж вп.
540…720 вып. вп. р.х с ж

 

6.8. Силы, действующие на коренные
шейки коленчатого вала

 

Результирующая сила RКШ, действующая на коренную шейку, определяется геомтрическим сложением сил, равных, но противоположных по направлению силам, передающимся от 2-х сложных колен.

где – сила, действующая на коренную шейку;

– соответственно усилия, передаваемые от i и i+1 колен на коренную шейку, заключенную между ними.

В симметричных коленах:

 

При определении результирующей силы RКШ считают, что силы, действующие в каждом цилиндре, воспринимаются лишь двумя ближайшими опорами. При этом учитываются силы, действующие на данную коренную шейку от смежных колен.

Полярную диаграмму сил RКШ строят с помощью 2-х полярных диаграмм нагрузок на смежные шатунные шейки, полюса ОК которых совмещены в одной точке.

 

Графически точка полярной диаграммы нагрузки на коренную шейку для соответствующих углов поворота вала определяют геометрическим сложением попарно векторов RК обеих диаграмм, одновременно действующих на колено вала в соответствии с порядком работы цилиндров.

Каждый из полученных векторов представляет собой удвоенную силу RКШ с обратным знаком.

Соединяя концы векторов RКШ в порядке возрастания углов поворота коленчатого вала получают полярную диаграмму.

Для V-образных двигателей построение диаграмм осуществляется так же, как им для рядных двигателей, но с учетом действия на каждое колено вала суммарных сил от двух цилиндров.

Перестроение полярной диаграммы сил RКШ в прямоугольные координаты RКШ = f(φ) и определение по ней RКШСР, RКШMAX, RКШMIN производится также, как это делалось для шатунной шейки (RШШ).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: