Сравнительная характеристика воспитательно-оздоровительного процесса детей на базе дома детского творчества и на базе центра социального обслуживания населения




 

Говоря о воспитательно-оздоровительном процессе в детском оздоровительном лагере, мы в первую очередь имеем ввиду оздоровление и отдых детей во время каникул. Естественно, лагерь играет большую роль в летней жизни ребенка: это и отдых, новые знакомства, новые люди, новая обстановка. Важно отметить, что, приходя в лагерь, ребенок рассчитывает в первую очередь отдохнуть. Именно в этом заключается главная функция любого лагеря. Основное отличие лагеря при доме детского творчества от лагеря при центре социального обслуживания населения в первую очередь направления работы. Если главной задачей лагеря при ДДТ является организация досуга ребенка, то задачей лагеря при ЦСОН является профилактика отклоняющегося поведения ребенка, социальная защита и поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Так же можно выделить несколько основных особенностей, которые отличают один лагерь от другого:

 

Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков на базе центра социального обслуживания населения Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков на базе дома детского творчества
различия
социальная направленность: социальная профилактика, коррекция поведения, реабилитация, оказание помощи в адаптации педагогическая направленность, включает в себя нравственно-эстетическое и трудовое воспитание и обучение, спортивную и творческую деятельность
условия оплаты в зависимости от категории детей: полная, частичная, бесплатно дети пребывают в лагере на платной основе
дети 6-15 лет из группы риска 7-14 лет из благополучных семей
для более эффективной организации смен детского оздоровительного лагеря возрастной состав группы подбирается примерно одинаковый. В одну смену один отряд, который состоит из 25 человек. в одну смену несколько отрядов (может быть 50-75 человек), в которых детей распределяют по возрастным группам
особенности подготовки специалистов: социально-профилактические и реабилитационные методы и формы особенности подготовки специалистов: педагогические, развитие творческих способностей
кадровый состав: в состав лагеря при ЦСОН входят специалисты Центра – социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог кадровый состав: работники с педагогическим образованием, педагоги дополнительного образования
смена лагеря может проходить как часть целой системы работы с неблагополучными семьями и семьями группы риска смена лагеря проходит как отдельный процесс работы с детьми
категории детей посещающих лагерь – это в основном дети из семей группы риска дети различных категорий, чаще всего из благополучных семей
одним из наиболее важных направлений является профилактика и коррекция отклоняющего поведения, формирование навыков здорового образа жизни, формирование у ребенка устойчивой самооценки, социальная реабилитация главной целью является отдых, разнообразная досуговая деятельность, воспитание чувства патриотизма, эстетической культуры ребенка
Сходство
в основе работы лагерей лежит одна цель – оздоровление и отдых детей
в лагерях организовано питание детей
в основном используются одни формы проведения досуговых мероприятий: игры, конкурсы, экскурсии, праздники, эстафеты, детские дискотеки

 

Таким образом, можно сказать, что основным отличием детского оздоровительного лагеря при центре социального обслуживания населения и лагеря при доме детского творчества – это социальная направленность деятельности лагеря при ЦСОН. Ведь в основе работы обоих лагерей лежат одинаковые принципы, и главным является создать благоприятные условия для отдыха детей. Существенным отличием является также то, что при работе лагеря при ЦСОН специалисты взаимодействуют с другими структурными подразделениями, главным образом, с отделением по работе с семьей и детьми, отделением срочного социального обслуживания. Поэтому работа лагеря в данном случае может выступать как часть целого комплекса мер, направленных на социальную профилактику, коррекцию и реабилитацию. Немаловажно так же то, что работу можно проводить не только с ребенком, но и с семьей в целом. Поэтому такое воздействие является наиболее полным.


Заключение

 

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Поэтому лето для них – это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в лично значимых сферах деятельности, развлечений, свободы выбора занятий.

В связи с изменениями социально-экономических условий жизни возросла проблема беспризорности детей и подростков. Многие семьи не только не выполняют свои функции, но и стали фактором, деформирующем социальное и индивидуальное развитие детей. Пренебрежение интересами и потребностями детей они создают реальную угрозу их психофизическому здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию. Предоставленные сами себе они отдают все время уличным компаниям, бесцельному время провождению, приобретают опыт правонарушений. И мы выяснили, что одним из приоритетных направлений деятельности центра социального обслуживания населения является организация оздоровительных кампаний в каникулярный период для детей и подростков группы социального риска. Они относятся к самым незащищенным слоям населения, т.к. деятельность всех обычных лагерей направлена на организацию оздоровительных кампаний, в основном охватывающих детей из благополучных семей.

Таким образом, исходя из проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки из семей социального риска, на базе ЦСОН создается детский лагерь, целью которого является укрепление их здоровья, организация активного отдыха, трудовой реабилитации, реализации программ, обеспечивающих социальную защиту детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, их нравственное воспитание, развитие разносторонних способностей и интересов в различных видах деятельности.

Следовательно, можно сказать, что такая эффективная форма работы, как детские оздоровительные лагеря на базе ЦСОН будут продолжать развиваться, это позволит соединять принципы оздоровления с методами социальной реабилитации и адаптации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В данной работе мы предприняли попытку показать специфику организации работы детского оздоровительного лагеря на базе ЦСОН.

Изучая материал по данной теме, мы отметили, что в литературе этот вопрос все же рассматривается не достаточно широко.

Поэтому мы провели исследование на базе дома детского творчества и центра социального обслуживания населения с.им. Бабушкина. Для проведения исследования нами были разработаны и реализованы две программы работы лагеря. Программа «В городе наших мастеров», целью которой являлась создание условий для разнообразного познавательного отдыха детей, которая была реализована на базе дома детского творчества. Программа социальной профилактики детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря была реализована на базе центра социального обслуживания населения.

Мы пришли к выводу, что цель нашей работы достигнута, нами выделены основные особенности детского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживания населения в сравнении с лагерем при доме детского творчества. Гипотезу можно считать доказанной, если учитывать условия реализации программ. За короткий промежуток времени, т.е. за период одной лагерной смены 21 день не возможно выявить яркую динамику в поведении ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность детского оздоровительного лагеря в центре социального обслуживания населения и доме детского творчества имеют различия в организации воспитательно-оздоровительного процесса.


Библиография

 

1.Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160 с.

2.Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005 – 160 с.

3.В помощь организатору детского оздоровительного лагеря/Под ред. М.Е. Сысоевой. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. – 120 с.

4.Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004 – 80 с.

5.Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Педагогическое общество России, 202. – 238 с.

6.Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166 с.

7.Кипарис – 7. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

8.Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. – М.: НИИ семьи, 1998. – 136 с.

9.Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристический клуб школьников: Пособие для руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с. – (Библиотека вожатого).

10.Малафий Л.Н., Зимнухова А.В., Васенева Л.П. Организация деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков на базе учреждения социального обслуживания семьи и детей. Журнал «Беспризорник». № 3, - М.: 2007.

11.Машокова Г.В. Нормативно-методические материалы по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Вологда, 2006 – 47 с.

12.Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный Закон от 3 июля 1998 года//Народное образование. – 2006.- №3 – с.245-251.

13.Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712.

14.Организация летнего отдыха и занятости детей/ Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с. (Административное управление образованием).

15.Организация детского отдыха: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с. (Серия «Правовая библиотека образования»).

16.Организация летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений (Методические рекомендации)/Под ред. В.И.Бондаря. – М., 1997. – 149 с.

17.Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М., 2000. – 368 с.

18.Семейный кодекс РФ: Полный сборник кодексов РФ. ООО «Дом Славянской книги», 2006. – 864 с.

19.Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. Е.И. Холостовой – М.: Изд. Юрист, 2002 – 472 с.

20.Социальная работа: теория и практика: Уч. пособие/Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001.

21.Технологии социальной работы: Учебник/Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М., 2004. – 400 с. – (Высшее образование).

22.Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. И.Г.Зайнышева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. -240с.

23.Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. -438с.

24.Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье/Л.С.Алексеева, Е.В.Бурмистрова, Н.Н.Чупракова, Л.А.Косолапова. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. – 192 с.

25.Фришман И.Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции//Народное образование.-2003.-N3.-С.33-41

26.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. – (Педагогика. Управление).

27.Целищева Н.У семи нянек. дети под присмотром//Народное образование.-2003.-N3.-С.43-49.

28.Центр социальной помощи семье и детям. Организация работы с семьей в трудной жизненной ситуации/Центр социальной помощи семье и детям/Под редакцией Н.Н. Воронцовой. – Калининград, 2004. – 152 с.

29. Энциклопедия социальной работы. ВЗТ/ пер. с англ. - М., 1993-1994.

30.Юзафавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис – 9. Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

31.Янкова З.А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей: Метод. пособие в помощь организаторам лет. отдыха детей/З. А. Янкова, И. А. Чаброва; Науч.-исслед. ин-т семьи. - М.: НИИ семьи, 1998. - 124 с.

 


Приложение

 

 


 

а)наивысшую оценку получили экскурсии;

б)кружковая работа;

в) конкурсы;

г) праздники;

д) спортивные мероприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: