Т.Ф. Виноградовой (при отсутствии зубочелюстных аномалий).
1 тип | 2 тип | 3 тип |
Равномерный | Неравномерный | Бифуркационный |
По этому типу рассасываются все однокорневые зубы и многокорневые, если корни рассосались на одном уровне. Начавшаяся в области верхушки корня, резорбция распространяется по вертикали, уменьшая корень в длину. | Наряду с частичной резорбцией корней и области бифуркации, преобладает резорбция одного корня. | Преобладает резорбция в области бифуркации корней. При этом типе может сохраняться морфологическая полноценность апикальной части корня. В то же время область бифуркации резорбируется настолько, что имеется сообщение с полостью зуба. |
Активность резорбции увеличивается при:
· Травматичнском прикусе
· Опухолевидных процессах
· Воспалительных процессах в тканях периодонта
· Отсутствии пульпы
Активность резорбции замедляется при:
· Отсутствии зачатков постоянных зубов
· Избыточной минерализации твердых тканей зуба
Различают физиологическую и патологическую резорбцию корней временных зубов.
Активность физиологической резорбции связана с:
- Индивидуальными особенностями организма
- Общим состоянием здоровья ребенка
- Видом прикуса
- Состоянием инвалютизирующих тканей пульпы и периодонта
- Скоростью развития фолликула
Физиологическая резорбция | Патологическая резорбция |
Наблюдается в: · интактных зубах, · кариозных (леченных и не леченных), · депульпированных зубах с интактным периодонтом. | Наблюдается: · при наличии хронического воспаления в тканях периодонта в результате новообразований · идиопатическая резорбция |
Осуществляется остеокластами периодонта, на поздних стадиях клетками пульпы. | Осуществляется многоядерными клетками инородных тел и клетками воспалительного инфильтрата |
Процессы резорбции и костеобразования сбалансированны. | Процессы костеобразования минимальны и отстают от резорбции |
На рентгенограмме сохраняется структура костной ткани. | Рентгенологически определяется деструкция и отсутствие костной ткани между корнями временных зубов или вокруг них (лакунарный тип) |
В процессе резорбции корни временных зубов и фолликулы постоянных сближаются. | По мере прогрессирования патологического процесса корни временных зубов и фолликулы постепенно разобщаются. Может наступить рассасывание еще не сформированных корней рядом стоящих зубов. |
Сроки формирования корней временных и постоянных зубов:
|
Временные зубы:
· однокорневые от 1 до 1,5 года после прорезывания
· многокорневые от 2 до 2,5 года
Период сформированного корня начинается с момента закрытия апикального отверстия и продолжается на протяжении 2 лет.
Постоянные зубы:
· однокорневые от 2 до 2,5 лет после прорезывания
· многокорневые от 4 до 4,5 лет
6.Практическая работа: на слайдах определить возраст ребенка и записать в тетради сравнительную характеристику временных и постоянных зубов ребенка в соответствии возраста.
Выходной контроль:
Тестовые задачи
001.Закладка зубной пластинки происходит в период внутриутробного развития плода на неделе:
1) 6-7
2) 8-9
3) 10-16
4) 17-20
5) 21-30
002.Из эпителия зубного зачатка образуются ткани зуба:
1) эмаль, Насмитова оболочка
|
2) дентин,пульпа
3) цемент
4) периодонт
5) кость альвеолы
003.Их мезенхимы зубного сосочка образуются:
1) эмаль
2) дентин, пульпа
3) цемент
4) периодонт
5) кость альвеолы
004.Из мезенхимы зубного мешочка образуются:
1) эмаль
2) дентин
3) цемент, периодонт
4) Насмитова оболочка
5) пульпа зуба
005.Минерализация временных зубов начинается:
1) в I половине внутриутробного развития
2) в II половине внутриутробного развития
3) в I полугодии после рождения
4) во II полугодии после рождения
5) сразу после рождения
006.Минерализация постоянных резцов и клыков начинается:
1) на 17 неделе внутриутробного развития
2) в конце внутриутробного периода или в первые недели после рождения
3) во втором полугодии после рождения
4) в 2,5-3,5 года
5) в 4-5 лет
007.Минерализация премоляров начинается:
1) в конце внутриутробного периода
2) в первые недели после рождения
3) во втором полугодии после рождения
4) в 2,5-3,5 года
5) в 4-5 лет
008. Минерализация первых постоянных моляров начинается:
1) в конце внутриутробного периода или в первые недели после рождения
2) во втором полугодии после рождения
3) на втором году жизни
4) в 2-3 года
5) в 4-5 лет
009. Минерализация вторых постоянных моляров начинается:
1) в конце внутриутробного периода или в первые недели после рождения
2) во втором полугодии после рождения
3) в 2,5-3,5 года
4) в 4-5 лет
5) в 5-6 лет
010. К концу первого года у здорового ребенка должно прорезаться зубов не
менее:
1)2
2)4
3) 6
4) 8
5) 10
011. К концу второго года жизни у здорового ребенка должны прорезаться зубы:
1) все молочные
2) только нижние центральные молочные резцы
|
3) все молочные резцы
4) молочные фронтальные зубы
5) молочные фронтальные зубы и первые моляры
012. Все временные зубы у ребенка должны прорезаться к:
1) концу первого года
2) концу второго года
3) 2,5-3 годам
4) к 4 годам
5) 6-7 годам
013.Корни временных резцов заканчивают формирование к:
1) 2 годам
2) 3 годам
3) 4 годам
4) 5 годам
5) 6 годаа
014. Корни временных клыков формируются к:
1) 2 годам
2) 3 годам
3) 4 годам
4) 5 годам
5) 6 годам
015. Корни временных моляров формируются к:
1) 2 годам
2) 3 годам
3) 4 годам
4) 5 годам
5) 6 годам
016. Период «физиологического покоя» для корней временных зубов длится:
1) 1 год
2) 1,5-2 года
3) 2,5-3 года
4) 3,5-4 года
5) 4,5-:5 лет
017.Патологическая резорбция корней чаще наблюдается:
1) в интактных зубах с живой пульпой
2) при среднем кариесе
3) при хроническом периодонтите
4) при хроническом фиброзном пульпите
5) при хроническом гангренозном пульпите
018.Физиологическая резорбция корней временных зубов начинается:
1) вскоре после прорезывания зубов
2) в среднем через 1 год после прорезывания зубов
3) в среднем через 2 года после прорезывания
4) в среднем через 3 года после прорезывания зубов
5) в среднем через 3 года после окончания формирования корней зубов
019.Пришеечная область временных резцов минерализуется у ребенка:
1) до рождения
2) в первые 3-4 месяца после рождения
3) сразу после прорезывания зуба
4) к концу первого года жизни
5) к 1,5 годам
020.Ростковая зона корня на рентгенограмме определяется как очаг разрежения кости:
1) с четкими контурами у верхушки корня с узким каналом
2) ограниченного по периферии компактной пластинкой у верхушки корня с широким каналом
3) с нечеткими контурами пламяобразных очертаний у верхушки корня с широким каналом
4) с нечеткими контурами пламяобразных очертаний у верхушки корня с узким каналом
5) не определяется
021. Корни постоянных резцов и первых моляров заканчивают свое формирование к:
1) 10 годам
2) 11 годам
3) 12 годам
4) 13 годам
5) 15 годам
022. Корни премоляров заканчивают свое формирование к:
1)10 годам 2) 12 годам 3)13 годам
4) 14 годам
5) 15 годам
023.Толщина эмали после прорезывания зуба с увеличением возраста ребенка:
1) увеличивается в результате функционирования энамелобластов
2) не изменяется, т.к. энамелобласты после формирования коронки отсутствуют
3) уменьшается в результате физиологического стирания
4) увеличивается в результате проведения реминерализующей терапии
5) увеличивается в результате функционирования одонтобластов
024.Толщина дентина после прорезывания зуба с увеличением возраста ребенка:
1) увеличивается в результате функционирования одонтобластов
2) увеличивается в результате функционирования энамелобластов
3) не изменяется, т.к. одонтобласты после формирования коронки отсутствуют
4) уменьшается в результате физиологического стирания
5) увеличивается в результате проведения реминерализующей терапии
025.Корень в стадии несформированной верхушки на рентгенограмме проецируется:
1) нормальной длины, с заостренной верхушкой, апикальное отверстие узкое
2) нормальной длины, с заостренной верхушкой, апикальное отверстие широкое
3) короче нормальной длины, корневой канал узкий
4) короче нормальной длины, корневой канал широкий, расширяющийся у верхушки корня
5) нормальной длины, периодонтальная щель у верхушки корня широкая
026. Корень в стадии незакрытой верхушки на рентгенограмме:
1) нормальной длины, с заостренной верхушкой, апикальное отверстие узкое
2) нормальной длины, с заостренной верхушкой, апикальное отверстие широкое
3) короче нормальной длины, корневой канал узкий
4) короче нормальной длины, корневой канал широкий, расширяющийся у верхушки корня
4) нормальной длины, апикальное отверстие узкое, периодонтальная щель у верхушки корня широкая
027.Корни постоянных вторых моляров заканчивают свое формирование к:
1) 10 годам
2) 12 годам
3) 13 годам
4) 15 годам
5) 16 годам
028. Сведения об антенатальном периоде развития обязательно выясняются при обследовании детей возраста:
1) любого
2) ясельного
3) дошкольного
4) младшего школьного
5) подросткового
Эталоны ответов:
001 – 1 011 – 4 021 – 1
002 – 1 012 – 3 022 – 2
003 – 2 013 – 1 023 – 3
004 – 3 014 – 4 024 – 1
005 – 2 015 – 3 025 - 4
006 – 3 016 – 3 026 - 2
007 – 4 017 – 3 027 - 4
008 – 1 018 – 5 028 - 2
009 – 3 019 – 2
010 – 4 020 – 1
Литература рекомендуемая для самоподготовки
Основная литература (О.Л.)
1. Стоматология детского возраста. Часть 1. Терапия [Электронный ресурс]: учебник / В. М. Елизарова [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - в 3 ч. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. www.studmedlib.ru
2.Стоматология детского возраста. Часть 2. Хирургия [Электронный ресурс]: учебник / О.З. Топольницкий [и др.]. - в 3 ч. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. www.studmedlib.ru
3.Стоматология детского возраста. В 3 ч. Часть 3. Ортодонтия [Электронный ресурс]: учебник / Л.С. Персин [и др.] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. www.studmedlib.ru
Дополнительная литература (Д.Л.)
1. Детская терапевтическая стоматология: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / ред. Л. П. Кисельникова, ред. С. Ю. Страхова. - Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2013. - 288 с.
2.Курякина, Н.В. Стоматология детского возраста: учебник-М.: МИА,2007
3. Детская терапевтическая стоматология: национальное руководство / ред. В. К. Леонтьев, ред. Л. П. Кисельникова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 896 с
4.Кисельникова Л.П., Ожгихина Н.В. Гипоплазия эмали у детей-,2001
5.Ткачук, О. Е. Стоматология детского возраста: практическое руководство / О. Е. Ткачук. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
6. Велбери Р., Детская стоматология: руководство /ред. Р.Р. Велбери, ред. М.С. Даггал. Ред. М.Т. Хози, пер. с англ. Под ред. Л.П. Кисельниковой. –Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
7. Райт, Дж. З. Управление поведением детей на стоматологическом приёме / Дж. З. Райт, П. Э. Старки, Д. Э. Гарднер; пер.с англ., ред. Т. В. Попруженко, ред. Т. Н. Терехова. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 304
Методические указания к модульной единице 1.1
Домашнее задание: занятие 1.1.2 Анатомо-физиологические особенности детского организма (особенности строения челюстных костей, альвеолярного отростка, периодонта, СОПР, основные этапы развития и минерализации зубов).