Пояснительная записка
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на развитие его интеллектуальной, нравственной, духовной, физической, эмоциональной, волевой сфер развития. В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, выносливость, мужество, взаимовыручка. Поэтому правильно организованный педагогический процесс способствует развитию этих качеств, которые пригодятся им в дальнейшем. Научившись основам туризма, воспитанники участвуют в организации и проведении походов.
Занятия туризмом дают человеку возможность познания родного края, содействуют умственному и физическому развитию, укрепляют здоровье, позволяют реализовать себя как личность, развить чувство товарищества, взаимовыручки, сформировать здоровый образ жизни.
Цели программы:
- удовлетворение творческих потребностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности;
- воспитание всесторонне развитого человека, способного самоопределяться и умеющего создать свой образ жизни средствами туризма;
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
- сформировать знания, умения и навыки по технике и тактике туризма;
- расширить знания о своем крае,
- повысить физическую подготовку;
- научить выживать в различных экстремальных ситуациях;
- подготовить спортсменов разрядников и инструкторов по туризму;
- развивать чувство патриотизма, любви к своему краю.
Программа «Восьмерка» рассчитана на учащихся 4-8 классов.
Во время обучения перед учащимися ставится задача овладения базовыми знаниями, участия в школьных, районных и краевых соревнованиях по туризму, в однодневных учебно-тренировочных походах и зачетном степенном походе.
За основу взяты типовые программы: «Юные туристы», «Юные инструкторы туризма», «Юные судьи туристских соревнований», Программа модифицированная, так как ее отличие заключается в введении в учебный план тем по видам туризма и ориентирования. Необходимость предложенной программы также заключается в желании привить детям любовь к природе, потребность в активном образе жизни, объединить их для решения общих задач, объединения коллектива, а также подготовить к осознанному выбору будущей профессии в сфере туризма, поступлению в специальный класс гидов проводников в школе.
Учебные занятия проводятся в форме лекционных и практических знаний (работа на местности, в спортзале, школьной площадке, учебно-тренировочные походы, соревнования), 1 раз в 3 месяца организуются походы выходного дня, которые являются начальной школой активного туризма. Обучающиеся в объединении, выполнившие разряд по туристскому многоборью, имеют зачетные книжки, куда вносятся результаты участия в соревнованиях.
В течение всех периодов обучения проводятся промежуточные (тесты) и итоговые испытания (соревнования).
После изучения полного цикла учащиеся будут специализироваться в каком-либо одном из видов туризма.
Учебно-тематический план
| № п/п | Тема занятия | даты | ||
| план | факт | |||
| 1.Основы туристской подготовки | ||||
| Туристские путешествия, история туризма. | ||||
| Туристско-краеведческое движение учащихся. | ||||
| Туристские возможности ДВ. | ||||
| Воспитательная роль туризма. | ||||
| Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. | ||||
| Законы, правила, нормы и традиции туризма. | ||||
| Личное и групповое туристское снаряжение. | ||||
| Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения. | ||||
| Организация туристского быта. | ||||
| Привалы и ночлеги (на улице и в помещении). | ||||
| Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. | ||||
| Установка палаток. Правила поведения в палатке. | ||||
| Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). | ||||
| Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров. | ||||
| Подготовка к походу, путешествию. | ||||
| Питание в туристском походе. | ||||
| Туристские должности в группе. | ||||
| Правила движения в походе. | ||||
| Преодоление препятствий. | ||||
| Общая характеристика естественных препятствий. | ||||
| Движение группы по дорогам и тропам. | ||||
| Движение в горах. | ||||
| Передвижение по тундре. | ||||
| Движение в тайге. | ||||
| Техника движения на равнине. | ||||
| Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий. | ||||
| Правила поведения в незнакомом населенном пункте. | ||||
| Туристские слёты и соревнования. | ||||
| Подведение итогов туристского путешествия. | ||||
| 2.Топография и ориентирование | ||||
| Понятие о топографической и спортивной карте. | ||||
| Условные знаки. | ||||
| Изображение рельефа на карте. | ||||
| Ориентирование по горизонту, азимут. | ||||
| Компас. Работа с компасом. | ||||
| Измерение расстояний. | ||||
| Способы и виды ориентирования. | ||||
| Ориентирование по местным предметам. | ||||
| Действия в случае потери ориентировки. | ||||
| 3.Краеведение | ||||
| Родной край, его природные особенности, история, известные земляки. | ||||
| Туристские возможности родного края. | ||||
| Обзор экскурсионных объектов, музеи. | ||||
| Изучение района путешествия. | ||||
| Общественно полезная работа в путешествии. | ||||
| Охрана природы и памятников культуры. | ||||
| 4.Основы гигиены и первая доврачебная помощь | ||||
| Личная гигиена туриста. | ||||
| Профилактика заболеваний. | ||||
| Походная медицинская аптечка. | ||||
| Использование лекарственных растений. | ||||
| Основные приемы оказания первой помощи. | ||||
| Тепловой и солнечный удар. | ||||
| Помощь при ожогах, обморожениях. | ||||
| Помощь утопающему. | ||||
| Помощь пораженному электрическим током. | ||||
| Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. | ||||
| Респираторные и простудные заболевания. | ||||
| Укусы насекомых и пресмыкающихся. | ||||
| Пищевые отравления и желудочные заболевания. | ||||
| Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка. | ||||
| Способы обеззараживания питьевой воды. | ||||
| Приёмы транспортировки пострадавшего. | ||||
| 5.Обеспечение безопасности | ||||
| Техника безопасности в походах и на соревнованиях. | ||||
| Действия в экстремальных ситуациях. | ||||
| Выживание в различных климато-географических средах. НАЗ. | ||||
| 6.Общая и специальная физическая подготовка | ||||
| Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияний физических упражнений. | ||||
| Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. | ||||
| Дневник самоконтроля. | ||||
| Общая физическая подготовка. | ||||
| Специальная физическая подготовка. | ||||
| Итого за период обучения |
ПРОГРАММА
туристского кружка «Восьмерка»