Диалогичность медиатекста: журналистский, рекламный и PR-текст




Всякий текст диалогичен, так как направлен к другому, в этом заключается его коммуникативный характер. Каждый текст опирается на предшествующие и последующие ему тексты, созданные авторами, имеющими своё миропонимание, свою картину или образ мира, и в этой своей ипостаси текст несет смысл прошлых и последующих культур, он всегда на грани.

Медиатекст функционирует в речи в виде медиадискурса – диалога человека с окружающим миром. В медиадискурсе отношения автора и читателя диалогические, то есть текст диалогичен с позиции как пишущего, так и читающего.

По параметру «институциональный тип» тексты делятся на:

– журналистские,

– рекламные,

– PR-тексты.

Внутренние потребности медиатекста в его открытости к разговорности. Разговорная речь содержит элементы экспрессии, имеющей поэтическую (эстетическую) направленность. Сущность использования в воздействии на читателя – позволяет максимально диалогизировать авторское слово.

Роль адресата активизируется в диалогичности медиатекста. Диалогичность – фундаментальное для медиатекстов свойство – помимо аспекта адресованности, включает аспект ответности и присуще как диалогическим текстам (интервью) и межтекстовым единствам (в виде диалога текстов), так и внешне монологическим публикациям (в виде внутримонологической диалогичности).

Диалог представлен в медиатекстах любого жанра. Указателями адресованности могут быть элементы языка, определенных лексико–семантических, тематических или ассоциативных рядов.

В категории автора – две ипостаси: частный человек и социальный. Как частный стремится выглядеть близким аудитории, проявляет интерес к частному человеку, частной жизни других людей. Как социальный выступает прежде всего не от своего имени, а выражает социальные, групповые или корпоративные интересы.

Современный медиатекст приобретает признаки сложного продукта/средства коммуникации, в котором совмещаются сознания говорящего (адресант) и слушающего (адресат). В процессе наложения, или конвергенции, адресант готов нарушать идентичность своей языковой личности в пользу языковой личности адресата. В этой конвергенции сходятся все грани коммуникативности текста.

Диалогические коммуникативные намерения журналиста:

1) отражение чужих (иных) смысловых позиций и взаимодействие с ними в виде:

- соотнесения позиций, дополнения к ним или их уточнения;

— согласия с ними или возражения им;

2) манифестация обращенности речи к адресату в виде:

— демонстрации начала, продолжения и завершения коммуникации в форме не только в форме «я—вы», но и «мы с вами»;

— выделения для адресата наиболее важных сторон в сообщении.

Многие особенности рекламы предопределены и происхождением из исторически исходных форм делового торгового диалога. Такой диалог протекал как уговаривание продавцом покупателя в деятельностной ситуации купли-продажи на рынке.

Развивалась же реклама в принципиально иных фактурах — в печатной (в газетно-журнальных и в листовочноафишных изданиях), в аудиовизуальной (на радио, ТВ, в Интернете). С развитием промышленности реклама стала преимущественно институциональной (она исходит от фирмы), а не персональной (не от индивидуального производителя), хотя и остается персонифицированной: инициатор и заказчик текста, его адресант всегда известен — это рекламодатель. При этом адресат хотя и массовиден, но прогнозируем — это целевая аудитория. Вопреки маркетинговым требованиям распространения только среди целевой аудитории, реклама зачастую транслируется по принципу «на кого бог пошлет» — на массовых читателей или зрителей, среди которых потенциальные покупатели составляют только небольшую часть, от чего, в том числе, проистекает общественное недовольство рекламой. В свою очередь реальный автор (личный или колективный) широкой публике неизвестен — это отдел рекламы и маркетинга фирмы-рекламодателя или соответствующее агентство. И все алгоритмы рекламного текстопорождения, все средства конструирования текстов ориентированы на прагматическую цель — продажу товаров и услуг, их продвижение на перенасыщенном глобализованном рынке.

Резервы убедительности и выразительности для нынешней рекламы, массовой и заочной, обнаруживаются в ее стилизации под межперсональное общение, под разные виды бытового и профессионального диалога.

Поэтому, будучи универсальным принципом человеческого общения и сущностным свойством медиатекста, диалогичность стала одной из ведущих стилевых черт рекламы. В рекламе она используется как «обнаженный прием», подчеркнуто и навязчиво, тогда как в журналистике «растворена» в текстах разных способов изложения и жанров, хотя может стать и основой композиции.

Диалогичность – это фундаментальное свойство и PR-текстов. Диалогичность понимается как проявляющееся в разных типах текстов отражение взаимодействия смысловых позиций субъектов, косвенная форма воздействия с целью достижения запланированного эффекта от общения. Диалогичиость имеет разные формы выражения и разную степень проявления: наиболее непосредственно – в вопросно-ответных связях, менее выражено – в косвенном побуждении к совершению покупки, имплицитно – при обсуждении обоснованности положительной оценки субъекта.

Используемые источники:

https://lektsii.org/12-9330.html

https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34337

https://studfiles.net/preview/1741607/page:51/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: