Дополнение к занятию 2 (сделать конспект в тетрадь)
О русской литературе до XIX века в Западной Европе почти никто не знал. А к концу XIX века она приобретает всемирное значение. За сто лет русская литература прошла путь, для которого западноевропейской литературе понадобилось почти четыре столетия — от эпохи Возрождения до реализма XIX века.
Основные исторические условия и особенности развития русской литературы XIX века.
Развитие русской литературы XIX века отражало в первую очередь особенности борьбы классов в русском обществе в период перехода от самодержавно-крепостнического к буржуазно-капиталистическому строю, в эпоху развития капитализма и начала борьбы за построение социалистического общества. В начале XX века Россия становится центром мирового революционного движения, страной, в которой постепенно нарастала буря Великой Октябрьской социалистической революции.
Существенная особенность русского общественного развития в XIX веке состояла в том, что противоречия между господствующими классами и народными массами в России, верхами и низами русского общества не получали сколько-нибудь значительного разрешения на протяжении всего XIX столетия. Россия не пережила, как многие страны Запада, успешной буржуазной революции, развитие капитализма в ней сочеталось с политическим господством помещичьего класса, с деспотизмом царского самодержавия.
Падение крепостного права принесло народным массам освобождение от прямого рабства. Но и после реформы 1861 года, проведенной руками крепостников, в России, вступившей на путь быстрого капиталистического развития, сохранились многочисленные остатки крепостничества.
|
Крестьянский вопрос имел громадное значение для развития русской общественной мысли и русской литературы XIX века. Крестьянство не раз проявляло себя как революционная сила в стране, но сила стихийная и неорганизованная.
Другой прогрессивной силой русского общественного развития была передовая интеллигенция, в среде которой под влиянием народных настроений и освободительных идей развивалось революционное движение. Его участниками были сначала выходцы из дворянской среды — декабристы и Герцен, а потом — разночинцы-демократы.
В судьбах русской литературы нашла свое отражение и такая особенность русского освободительного движения, как трагическая разобщенность передовой интеллигенции и народных масс, существовавшая почти до конца XIX века.
Русская литература и критика являлись органом общественного самосознания. Русский писатель был учителем и наставником подрастающих поколений. Большинству русских писателей было присуще сознание необходимости не только обличать пошлое, отрицательное в жизни, но и находить, выдвигать высокие нравственные идеалы, к которым должен стремиться человек.
В ярких, глубоко типичных образах русские классики запечатлели существенные явления сложной и противоречивой действительности XIX века. Многие из этих образов вошли в галерею характеров, созданных мировой литературой, и приобрели долгую жизнь за пределами отраженной в них эпохи (Евгений Онегин из одноименного романа А. С. Пушкина, Павел Иванович Чичиков - герой поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души", Иудушка Головлев - герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы", Евгений Васильевич Базаров из романа "Отцы и дети" И. С. Тургенева и др.).
|
Особенно велика заслуга А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова в разработке языка художественной литературы, в его обогащении сокровищами общенародной речи.
Периодизация русской литературы XIX века.
См. опорную таблицу.
Понятие литературного направления. Основные литературные направления русской литературы XIX века.
Период с конца XVIII века–XIX век –характеризуется разнообразием литературных направлений.
Литературное направление – произведения писателей, работающих в одном творческом методе, ставящих перед собой близкие цели и задачи, провозгласивших свою эстетическую программу.
Творческий метод – система эстетических принципов, которыми руководствуется художник (реалистические / нереалистические).
1. 1730-1750-е гг. – в русской литературе господствует классицизм (Ломоносов, Сумароков, Фонвизин).
Классицизм – литературное направление, состоящее в подражании и безусловном подчинении правилам знаменитых поэтов и писателей прошлого. В основе – подражание античным образцам, обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону.
Основные черты классицизма:
1. Главная идея – прославление государства. Главная положительная черта в оценке личности – идея служения интересам государства.
2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
3. Культ разума.
4. Единство времени, места и действия.
5. Сюжет, как правило, основан на любовном треугольнике.
|
6. Если говорить о комедии, то в конце порок всегда наказан, а герой вознагражден.
7. В трагедии герой выбирает между долгом и чувством. В основном всегда выбирает долг. Если же выбирает чувства, то он гибнет.
2. Историческая ситуация к концу XVIII века:
- самодержавие;
- передовые люди стремятся к просвещенной монархии;
- народ стремится к освобождению;
- революция во Франции (1789-94) и Америке (1775).
Подготовка романтизма и реализма. В России появляются переводы французских просветителей Вольтера, Дидро.
В последние десятилетия XVIII века возникают сентименталистские тенденции. Появляется так называемый русский «дворянский» сентиментализм.
Сентиментализм – литературное направление, которое отличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особым вниманием к внутреннему миру, живой любовью к природе.
В русской литературе расцвет сентиментализма приходится на 1760-1770 гг. и связан с увеличением роли в жизни общества «третьего класса». 1790-е гг. – расцвет сентиментализма в России. Во главе движения, его вершина – Николай Михайлович Карамзин.
Основные черты сентиментализма:
1. Основной пафос – раскрепощение личности.
2. Герой – идеальный портрет человека среднего класса, но может быть и из низшего класса, т.к. читатели в основном из демократических кругов.
3. В центре – данный, конкретный, индивидуальный человек, личность с ее внутренним миром.
4. Ценность человека – в его личных достоинствах.
5. Культ чувств вместо культа разума.
3. С конца XVIII века в Западной Европе возникает романтизм (Байрон).
Романтизм – литературное направление, основополагающим принципом которого стал принцип двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала окружающему миру.
В России расцвет романтизма приходится на начало XIX века. Русский романтизм был подготовлен сентиментализмом и начал формироваться после войны 1812 года после отказа Александра I от либеральной политики. Одни из первых представителей: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков.
Основные черты романтизма:
1. Неудовлетворенность действительностью (автора и героя).
2. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах.
3. Необычная обстановка (Восток, история, т.п.).
4. Стилизация под фольклор.
5. Интерес к культурам других народов (переводы, фольклор).
6. Стремление героя (и автора) к высшим идеалам (личная свобода, торжество справедливости, т.п.).
7. Исключительность чувств (духовный мир героев наполнен необычными переживаниями).
8. Лиричность (в центре – внутренний мир героя).
9. Интерес к природе (природа отражает внутрений мир героя).
4. Закономерность развития русской литературы в XIX веке – нарастание сближения с действительностью. «…до Пушкина все движение русской литературы заключалось в стремлении сблизиться… с жизнью, с действительностью», - писал В.Г. Белинский. Это сближение с еще большей интенсивностью осуществлялось в послепушкинский период. Итогом его стало появление реализма.
Реализм – литературное направление, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах.
5. С точки зрения развития литературных направлений можно выделить в русской литературе XIX века три периода:
1. От начала XIX века до середины 20-х годов — время сентиментализма и романтизма;
2. От середины 20-х до начала 40-х годов — время формирования в творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя (в 1842 году появляются «Мертвые души») реализма;
3. От начала 40-х до середины 50-х годов. Характеризуется победой «натуральной школы» и началом расцвета критического реализма.
Материал к занятию 2 (литература).
Периодизация русской литературы XIX века (опорная таблица).