Документальное оформление и учет поступления основных средств




Документальное оформление и учет выбытия основных средств.

Выбытие основных средств происходит в результате их полной или частичной ликвидации, списания вследствие непригодности или нецелесообразности дальнейшего использования, про­дажи или передачи сторонним организациям.

Все виды передачи основных средств оформляются «Актом о приеме-передаче объекта основных средств». В акте указывается первоначальная или восстановительная стоимость объекта и сумма начисленной амортизации за все время эксплуатации объекта до момента передачи.

Ликвидацию основных средств производят по распоряжению руководителя организации и составляют «Акт о списании объекта основных средств» (№ ОС-4).

Для учета выбытия (продажи, списания, безвозмездной передачи и ликвидации) основных средств к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета списывается стоимость выбывающего объекта, а в кредит—сумма начисленной за весь период эксплуатации амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы», а при безвозмездной передаче — в дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы». Все расходы на ликвидацию и выбытие основных средств отражаются по дебету счета 91/2 «Операционные расходы», а полученные матери­альные или денежные средства — по кредиту счета 91/1 «Операционные доходы». Сумма начисленного НДС отражается по дебету счета 91 /3 «Налог на добавленную стоимость» и кредиту сче­та 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Сопоставлением дебетового и кредитового оборота по субсчетам счета 91 ежемесячно опре­деляется сальдо этого счета, которое списывается с субсчета 91/9 «Сальдо операционных доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Все субсчета к счету 91 в конце года закрываются внутренними проводками.

При отражении в учете хозяйственных операций по выбытию объектов основных средств организации могут не использовать субсчет «Выбытие основных средств» счета 01 «Основные средства». В таком случае на всю сумму начисленной за время эксплуатации амортизации составляется следующая бухгалтерская запись:

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

К-т сч. 01 «Основные средства».

Например, ликвидирован объект основных средств, первоначальная стоимость которого составляет 25 000 000 р. Начисленная амортизация за весь период эксплуатации —16 000 000 р. Расходы по демонтажу составили: заработная плата — 50 000 р., отчисления фонду социальной защиты населения — 17 500 р., налог на добавленную стоимость — 1 373 000 р., другие налоги — 2000 р. От ликвидации объекта оприходованы материальные ценности на сумму 120 000 р.

На счетах бухгалтерского учета операции по выбытию основных средств будут отражены следующим образом:

1.Д-т сч. 01/2 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

К-т сч. 01 «Основные средства» — 25 000 000 р.

2.Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

К-т сч. 01/2 «Выбытие основных средств» — 16 000 000 р.

3. Д-т сч. 91/2 «Операционные расходы»

К-т сч. 01/2 «Выбытие основных средств» — 9 000 000 р.

4. Д-т сч. 91/2 «Операционные расходы»

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 50 000 р.

5. Д-т сч. 91/2 «Операционные расходы»

К-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — 17 500 р.

6. Д-т сч.91/3 «Налог на добавленную стоимость»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 1 373 000 р.

7.Д-т сч. 91/4 «Прочие налоги и сборы из операционных доходов»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 2000 р.

8.Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 91/1 «Операционные доходы» — 120 000 р.

Если в течение месяца других операций по счету 91 «Операционные доходы и расходы» не было, то сальдо этого счета будет списано следующей бухгалтерской записью:

9. Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 91/9 «Сальдо операционных доходов и расходов» — 10 322 500 р.

 

Документальное оформление и учет поступления основных средств

Учет поступления основных средств ведется в разрезе перечисленных классификационных групп. При поступлении объекта основных средств в организацию комиссия, назначаемая руко­водителем, оформляет «Акт о приеме-передаче объекта основных средств» (№ ОС-1) на каждый поступивший объект в отдельности. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и т.п.).

Каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер, который сохраняется на все время эксплуатации объекта и наносится на него краской или прикрепляется к нему в виде металлического жетона.

Аналитический пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией организации в инвентарных карточках, которые открываются на каждый инвентарный объект. Если инвентар­ный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей. Заполнение инвентарных карто­чек производится на основании первичной документации.

Основные средства могут поступать в организацию:

· в результате возведения (сооружения) и изготовления хозяйственным или подрядным способом;

· в результате приобретения их за плату у юридических или физических лиц;

· в результате внесения основных средств учредителями в счет вклада в уставный фонд;

· в результате безвозмездного получения от других организаций и лиц;

· в результате приобретения основных средств в обмен на другое имущество.

Для синтетического учета основных средств предназначен счет 01 «Основные средства». На этом счете учитываются основные средства, находящиеся в эксплуатации, запасе, консерва­ции, в аренде, а также в доверительном управлении по первоначальной (восстановительной) стоимости.

Учет поступления основных средств в организацию предварительно ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по соответствующим субсчетам.

Фактические затраты, связанные с приобретением, сооружением, изготовлением, доставкой, установкой и монтажом основных средств, за исключением НДС, отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счетов 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты до социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов в суммах, указанных в первичных учетных документах. После ввода объекта в эксплуатацию все собранные на счете 08 затраты списываются по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Если предприятие приобретает в качестве объекта основных средств оборудование, требующее монтажа, фактические затраты, связанные с его приобретением, отражаются на счете 07 «Оборудование к установке».

Стоимость оборудования, сданного в монтаж, отражается бухгалтерской записью:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 07 «Оборудование к установке».

На сумму отпущенных материалов, необходимых для монтажа оборудования, составляется следующая бухгалтерская запись:

Д-т, сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 10 «Материалы».

На сумму начисленной заработной платы за монтаж оборудования:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

На сумму налогов, исчисленных от начисленной заработной платы:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

При вводе объекта в эксплуатацию составляется следующая бухгалтерская запись:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Безвозмездное получение основных средств отражается записью:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 98-2 «Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления».

В части затрат по доставке, монтажу, установке объекта, полученного безвозмездно или по договору дарения, и иных затрат по доведению объекта до состояния, в котором он пригоден к использованию:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»,

Д-т сч. 18/1 «НДС по приобретенным основным средствам»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Указанные затраты при принятии объектов основных средств в эксплуатацию списываются в дебет счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Суммы, учтенные на счете 98 «Доходы будущих периодов», списываются на счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» по мере начисления амортизации по этим объектам основных средств.

Основные средства, внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный фонд, отражаются в бухгалтерском учете следующими записями:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 75 /1 «Расчеты с учредителями» субсчет «Расчеты по вкладам в уставный фонд».

Если объекты основных средств получены организацией в обмен на другое имущество, первоначальная стоимость таких объектов определяется по стоимости переданного имущества и отражается в учете по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счета 91 «Операционные доходы и расходы».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: