Изменения в религиозных и культурных воззрениях людей, политические перемены, природные катаклизмы — все это привело к тому, что Олимпия — самое великолепное и популярное святилище Эллады — погибло.
Дошедшие до нас античные письменные источники и образцы искусства красочно рассказывали о знаменитом всегреческом святилище. Знали о нем и в Средневековье, и в эпоху Возрождения. Однако точное местонахождение Олимпии определено не было. Высказывалось даже мнение, что располагалась она не около холма Кронос, а близ горы Олимп.
В XVIII веке европейские ученые и общественные деятели заговорили о необходимости разыскать Олимпию и начать изучение столь ценного античного памятника.
В 1766 году английский путешественник Ричард Чандлер посетил Грецию. На Пелопоннесе у горы Кронос он обнаружил руины каких-то античных сооружений, дальнейшему разрушению которых активно содействовали местные жители, используя камень для своих строительных целей. Находка части стен огромного храма и обломков капителей колонн вызвала у ученых живейший интерес. Французский ученый и путешественник Фавель в 1787 году посетил Олимпию и описал руины храма Зевса еще до раскопок.
В 1788 году в «Описании античной Греции» Бартелеми был издан первый план Олимпии. А в 1813 году уже был составлен и первый подробный план святилища до раскопок.
Росту интереса к эллинским древностям способствовала греко-турецкая освободительная война. Начались серьезные планомерные исследования Олимпии. В 1828 году специально созданная экспедиция обследовала Пелопоннес, а уже в мае 1829 французские археологи под руководством Дюбуа приступили к раскопкам на территории святилища. Были обнаружены метопы, располагавшиеся с западной стороны храма Зевса, над входом в опистодом, и изображавшие подвиги Геракла — победы над критским быком, немейским львом и стимфалийскими птицами. А следом и у восточного фасада храма Зевса археологи нашли мраморные фрагменты метоп, украшавших вход в пронаос, также представлявшие подвиги любимого героя Эллады — коней Диомеда и быков Гериона. Находки были погружены на корабль и по Алфею отправлены в морской порт, а оттуда — в Париж, в Лувр, где они экспонируются до сих пор.
|
Когда греческое правительство было информировано о неразрешенном вывозе артефактов, раскопки были остановлены и возобновлены только спустя 40 с лишним лет немецкими археологами.
В 1875 году к исследованиям в Олимпии приступают ученые из Германии под руководством Э.Курциуса. Среди участников экспедиции был молодой тогда археолог В. Дёрпфельд, издавший в 1935 году книгу «Древняя Олимпия». Отныне все находки должны были оставаться в Греции. Поскольку в Олимпии не было музея, первое время все найденные артефакты отправляли в Афины. А в 1887 году древнее святилище обзавелось собственным музеем, экспозиция которого стала быстро пополняться.
Раскопки затруднялись тем, что в результате неоднократных разливов рек Алфея и Кладея, с юга и с запада окружавших Олимпию, территория комплекса была покрыта шестиметровым слоем песка. Прежде всего археологи начали с расчистки центра святилища. Нанесенные реками песок и земля на лошадях вывозились за пределы Олимпии. К 1881 году общая топография и расположение основных сооружений всегреческой святыни были известны. Кроме того, в период раскопок ежегодно публиковались археологические отчеты. За все шесть лет исследований немецкие археологи издали пять томов текста, четыре тома таблиц, множество планов и карт.
|
В 1884 году в раскопках приняли участие и сами греки — Греческое археологическое общество исследовало северо-западный угол палестры.
Олимпийские игры 1896 года подогрели интерес к колыбели олимпийского движения. Работы по раскрытию археологической зоны Олимпии активно велись до 1942 года — Вторая мировая война прервала раскопки. К этому времени была исследована священная роща — Альтис, раскрыты здания вокруг нее, частично открыт стадион и др.
Работа в Олимпии вновь была продолжена лишь в 1952 году немецким археологом Е. Кунце. Позднее здесь работал А. Мальвитц. Был доследован стадион, раскопаны портик Эхо, Леонидайон, мастерская Фидия, районы на юге и западе священной рощи, восточные термы.
Несмотря на то, что многолетние археологические исследования Олимпии принесли великолепные плоды, от дальнейших раскопок, продолжающихся и по сей день, следует ожидать много интересного и важного для науки и искусства.
VIII. Заключение
Олимпийские игры в ХХ столетии стали одним из многочисленных денежных шоу, превратившись в средство низкопробной массовой национальной пропаганды, вовремя и без сбоев поставляя необходимую норму адреналина в застоявшуюся кровь уставшего человечества.
Но на заре своего существования Олимпийские игры имели принципиально другое значение. Это был комплекс ритуалов и спортивных состязаний, направленный на религиозное и культурное объединение Эллады.
|
Подобные игры были распространены в XI-IX веках до н.э. Спорт той эпохи можно назвать аристократическим, потому что в состязаниях участвовали в основном представители знати. Состязания проводились, видимо, от случая к случаю: не существовало специального места проведения соревнований, не было системы правил, института судей. Призы выдавались всем участникам соревнований, даже если они занимали последнее место, причем победа в заезде на колесницах, в кулачном бою или борьбе оценивалась гораздо выше, чем все остальные, так как эти виды спорта считались наиболее благородными.
В проведении игр существует некая закономерность: в гомеровский период состязания устраивались по воле какого-либо знатного человека или царя, позже соревнования стали устраиваться как бы по установлению богов, в местах, связанных с чудесами. Например, Пифийские игры, проводившиеся в Дельфах, были посвящены Аполлону, который, по преданию, после своей победы над гигантским драконом Пифоном учредил музыкальные соревнования, а позже к ним добавились поэтические, атлетические и конные.
Каждый год в Греции проводились масштабные культовые мероприятия, большинство из них считалось "государственными" праздниками. Подобные общие собрания в определенных культовых местах, посвященных какому-либо богу, сопровождавшиеся жертвоприношениями, играми и т.п., назывались панегиреями. Олимпийские игры считались главнейшими и важнейшими среди всех панегирей, так как Олимпия была святилищем Зевса, и соответственно все остальные религиозные центры Эллады негласно подчинялись ему.
Система проведения и идейная направленность Олимпийских игр, разработанный кодекс правил, четкая шкала ценностей - все это вместе повлияло на создание образа "kalos kagatos", т.е. в дословном переводе прекрасно-благого человека. Это был идеал всесторонне развитого человека, прекрасного телом и душой. Такой герой мог потягаться с богами, если бы не был взращен на идее почитания богов и обязательной верности заветам предков. Этот образ волновал и скульпторов, и писателей античности в течение столетий. В изобразительном искусстве каноном совершенства считается статуя Поликлета, изображающая юношу-копьеносца. Одним из примеров такого типа в литературе является образ Исхомаха в произведениях Ксенофонта.
Когда в IV веке начались бесконечные внутренние войны, распри и предательства, греки стали использовать религию как сильнейшее средство воздействия на противника. Дельфийский оракул работал почти по заказу, вера утратила чистоту, ясность и смысл, это не могло не сказаться и на проведении игр. Участие в них теперь принимали только профессиональные борцы, которые уже не верили в помощь богов, а рассчитывали только на собственную силу и хитрость. Были введены денежные призы, тогда как в классическую эпоху уже один лавровый венок олимпионика символизировал все почести и преимущества, которые атлет приобретал вместе с победой.
Иссяк поток красочных процессий, люди все больше разубеждались во всесильности богов и все чаще бросали им вызов. К концу тысячелетия случалось, что игры не на что было проводить. Царь Ирод, посетивший Олимпию в 12-8 гг. до н.э., восхитился самой идеей подобных соревнований. Узнав, что святилищу не хватает средств на былой размах, он учредил специальный денежный фонд для проведения игр. Несмотря на частые подачки со стороны взбалмошных вельмож, Олимпия влачила жалкое существование.
Спустя несколько столетий сюда пришли христиане, разграбили сокровищницы и уничтожили все, что не смогли унести (а среди всего прочего и чудо света - знаменитую статую Зевса работы Фидия). Затем по этой земле прошлись варвары, и пара землетрясений довершили дело разрушения.
IX. Библиография
Литература
1. Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., 1958.
2. Шебель Т. Олимпия и ее игры: Пер. с нем. Л., 1971.
3. Соколов Г. И. Олимпия. М., 1980.
4. Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.
5. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М, 1989г.
6. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков.,М, 1999г.
7. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес древнего мира. СПб, 1999г.
8. Зельин К.К. Олимпионики и тираны//ВДИ, 1962 г, №4.
Источники в Internet
1. Независимая Газета «НГ-Религии», №3, 18 февраля 2004г. - https://religion.ng.ru/
2. МГУ, Исторический факультет - "Круглый стол" "Олимпийские празднества (игры) как фактор греческого этнокультурного единства" (Москва, 28 мая 1998 г.) - https://www.hist.msu.ru/Departments/Ancient/Olympic.htm
3. Студенческое Научное Общество - К.К. Зельин «Олимпионики и тираны» - https://www.sno.7hits.net/projects/pisistratides/varia/zelyin.htm
4. Библиотека по культурологии - Праздники в Древней Греции -https://www.countries.ru/library/ant/grhol.htm
5. Древний мир – Античные Олимпийские игры - https://www.ancient.ru/topics/data/greece/games/olimpia/olimpia_games_01.htm