Мелодия: определение, типы




Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.

 

Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:

1. Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll. Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки».

 

2. Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.

 

3. Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».

 

 

4. Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.

 

 

5. Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского.

 

6. Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена.

Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:

· Усиление динамики;

· Использование скачков или восходящих интонаций;

· Увеличение высоты звучания.

Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха, что создает особый музыкальный колорит.

Лад

Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.

Фредерик Шопен op.9 №2 «Ноктюрн»

 

Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.

Audio Player

00:00

00:00

Use Up/Down Arrow keys to increase or decrease volume.

 

Людвиг ван Бетховен «Лунная» соната №14, I часть

Гармония, фактура

Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.

У каждого аккорда есть собственная краска:

· Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.

· Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.

· Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.

· Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.

· Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.

· Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.

· Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.

· Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.

Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.

 

Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:

1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга домажор И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира » I том.

 

2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена.

В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:

· аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.

гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.

 

 

Регистры и тембры

Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:

· низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.

· средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.

· высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.

Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах.

Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету «Весна священная » использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.

 

Ритмический рисунок, темп

Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером.

Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:

1. Вальсы обычно имеют трёхдольный размер и ровный ритм с формулой бас + аккорд.

 

2. Марши имеют двухдольный размер с чётким акцентом на сильные или относительно сильные доли.

 

3. Менуэт – это французский танец, имеющий трехдольный метр. Часто для этого танца характерен пунктирный ритм.

 

4. Джазовые произведения необычайно разнообразны по ритмическому рисунку. Особенно характерны синкопы и пунктирный ритм.

 

Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.

 

Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.

 

Штрихи

Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:

Стаккато - отрывисто, обозначается точкой над нотой.

 

Легато – связно, объединяет несколько нот линией.

Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.

Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.

Динамика

Для передачи образа важно соблюдать динамические указания. Динамика отображает громкость. Так, для жанра марш характерно громкое исполнение, для нежной и лиричной арии чересчур громкое исполнение будет излишним, поэтому лучше придерживаться тихого воспроизведения. Композиторы при помощи специальных знаков отображают изменения в динамике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: