Особенности драматургии культурно-досуговых программ




Драматургия

первичный компонент при создании духовных ценностей. В КДД следует различать предметную деятельность (результат-создание определенных духовных ценностей, приобретение умений, навыков в художественном, техническом творчестве).

Культурно-досуговая программа- сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию.

Виды драматургии:

Драматургия драматического театра; Оперы и балета; Кино и телевидения и.т.д

Виды различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее - действие, жизнь в движении.

1. Драматургическое действие всегда развивается на наших глазах, в настоящем времени.

2. Действие только тогда и называется действием, когда оно требует преодоления препятствий. Без драм. конфликта нет и не может быть драматургии.

3. Драматургическое действие всегда делает зрителя свидетелем, не оставляет его равнодушным. (Эта особенность драматургии очень важна)

Не всякое явление жизни может стать объектом драматургической разработки конкретных видов искусства.

Драматургия культурно - досуговых программ предполагает действие, преломленное через конкретные образы (поступки, мысли людей, столкновение характеров). Специфика культурно - досуговых программ обусловлена природой учреждения культуры. Процесс воздействия в учреждении культуры по линии внутриаудиторного воздействия, общения. Этой проблемой занимался Г. А. Товстоногов, рассматривал «контакт сцены и зрительного зала, человека на сцене и человека в зале.

Драматургия культурно - досуговой деятельности развивается в 3х направлениях:

1.Культурно – досуговые программы.

2. Предметная художественная деятельность в учреждениях культуры.

3. Предметная художественная деятельность в домашнем досуге.

Люди, в первую очередь, учащаяся молодежь, проявляет инициативу и самодеятельность в выборе содержания и форм свободного времяпрепровождения. В силу отсутствия опыта иногда избирают не самые верные пути. И это с особой силой ставит проблему корректного и конструктивного драматургического влияния на сферу досуга.

Драматургия - это сюжетно образная концепция культурно - досуговой программы.

Но если в театральном творчестве мы имеем как исходный материал конкретную пьесу, то в культурно - досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни. В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурно - досуговой программе исходным общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации.

В учреждении культуры В театре
  1. творчество бесплатное и оплачиваемое
1. творчество оплачиваемое
  1. творчество основано на добровольности и самодеятельности
2. тв – во драматурга явл. проф деят - тью
  1. Драматургическое твор - во осуществляется коллективно
3. творчество драматурга индивидуально
  1. драматургия программ оперативна, ее формы подвижны
4. создание пьесы требует длительного времени
  1. использование литературно – худож произведений
5.тв-во драматурга – оригинальное творчество
  1. драматургия документальна
6.творчество драматурга - художественный вымысел
  1. построение осуществляется по эпизодам
7. построение драматургии по актам
  1. задача драматурга – создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие
8. задача художника создать пьесу имеющую художественную ценность
  1. Используется всё многообразие не выразительных средств
9. Театр. драматургия синтетична
  1. необходимость применения монтажа
10. Оригинальное творчество обязывает следовать основным законам аристотелевской драмы
  1. герой – конкретный реальный человек
11. герой – худ. обобщенный образ
  1. задача драматурга выявить соц черты конкретного человека
12. наделить конкретного героя соц чертами, создать типический образ

 

 

Сценарий - подробная разработка программы. Во главе реальный герой, но это не значит, что нельзя обращаться к вымыслу. Однако в основе лежит драматургия факта. Реальность места действия чрезвычайна важна в культурно- досуговой программе. Воспоминания зрителей и использование реальности и художественных, выразительных средств, значительно сильнее действуют на зрителя, чем стихи, песни, рисунки. Реальность коллективного действия обеспечивается реальностью учреждений культуры лежит вовлечение самих присутствующих. Сам факт прихода зрителя на реальное место действия есть мотивированная начальная форма соучастия в программе. Автор сценария должен предусмотреть моменты, которые заинтересовали бы зрителя, что бы они втянулись и приняли участие в программе.

 

Основные требования к сценарию программы:

1. Опора на основные закономерности драматургии (фактологичность, сюжет, конфликт, построение композиции действия)

2. Предусмотрение внешних действий для выявления актуальных идей.

3. Соответствие содержания и формы образовательному и культурному развитию.

Некоторые драматические приемы:

1. Прием создания «сценической напряженности» (заставляет зрителя с напряженным вниманием следить за действом)

2. Прием «создания беспокойства» (симпатичное зрителю лицо ставится в опасное положение)

3. Прием «задержка желаемого события» (автор заставляет зрителя сильно желать наступления какого либо события)

4. Способ «узнавания» (зритель узнает знакомые ему лица)

5. Прием «обманутого ожидания» (автор неожиданно поворачивает действие на др. путь)

6. Прием «непоказанное до конца»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: