Аудитория досуговой деятельности: структура и особенности




Субъекты культурно-досуговой деятельности - государственные и общественные институты, социальные общности, отдельные лица.

В различные формы культурно-досуговой деятельности в той или иной степени вовлечены все люди – это и младенец, осваивающий элементарные основы санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и общения, это и пожилой человек, передающий национально-культурные традиции своим внукам и правнукам.

Важным этапом организации культурно-досуговой работы является анализ аудитории. Наличие общих интересов у разных людей служит объективным условием формирования аудитории.

Аудитория – устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. Аудитории присущи специфические (аудиторные) интересы, позволяющие отличить ее от других общностей людей.

Аудитория культурно-досуговой деятельности – это совокупность индивидов, а также дружеских групп и коллективов, желающих реализовать свои потребности досугового характера. Аудитория не может рассматриваться ни как сумма разобщенных индивидов, ни как прочный коллектив, скрепленный социальными связями.

Анализируя аудиторию культурно-досуговой деятельности, прежде всего, необходимо дать ответ на вопрос: «для кого?» разрабатывается то или иное досуговое мероприятие.

Критериями классификации аудитории - различные социально-демографические и социально-культурные признаки:

Возраст. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие группы: дети; подростки; молодежь; люди зрелого возраста; пожилые люди. Приоритетными социальными группами здесь являются дети, подростки, лица пожилого возраста.

Семейное положение. Здесь особого внимания заслуживают три группы: многодетные семьи; неполные семьи; одинокие люди.

Степень социальной адаптированности. По этому критерию особой остротой проблематики отличаются инвалиды, мигранты (беженцы); лица некоренной национальности; бывшие военнослужащие; лица, вышедшие из мест заключения и др.

 

Сходство интересов и ценностных ориентаций (различные объединения, группы, клубы по интересам).

Дополнительные критерии характеристики аудитории: пол, уровень доходов, психологические особенности личности, профессия, образование, ценности, признаваемые этой группой как престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова, референтные личности (в культуре, политике, искусстве и т.д.), социальный статус человека, его семья, друзья, религиозные убеждения, а так же другие факторы, которые формируют культуру человека, определяют его ближайшее социальное окружение.

Можно классифицировать аудиторию мероприятия в зависимости от количества человек, так как по мере изменения численности группы меняются и организационные технологии и приемы культурно-досуговой деятельности. По данному критерию выделяют: массовую, групповую, индивидуальную аудиторию.

Основное отличие массовой аудитории – пассивность в поиске и восприятии информации. Взаимоотношения массовой аудитории и организаторов культурно-досуговой деятельности носит вероятностный характер, обращение к массовой информации становится привычным, ритуализированным. Социальные ожидания массового потребителя досуга диктуют производителям досуговых услуг, что именно и в каких формах следует преподносить данной аудитории. Например, СМИ, действующие в условиях массовой культуры, по отношению к аудитории выбирают стратегию расширения, отражающую общую тенденцию к унификации, свойственную массовой прессе и телевидению. Условием унификации для аудитории является свобода доступа к информации. Естественно, что читатель выбирает те источники, которые прошли успешную социальную апробацию, т.е. наиболее популярные.

Кроме того, по отношению к культурно-досуговвой деятельности выделяют такие понятия как «реальная» и «потенциальная» аудитория

. К реальной относят аудиторию проводимого досугового мероприятия, а находящуюся вне этого мероприятия к потенциальной. Потенциальная аудитория может перетекать в реальную и наоборот. Потенциальная аудитория латентна, но с ней может вестись работа по формированию ее готовности в разряд реальной.

Состояние аудитории:

1. состояние готовности, то есть подготовленность или неподготовленность, слабая подготовленность слушателей; подразумевается не только уровень их знаний, но и степень сознательности и т.д.;

2. состояние заинтересованности, которые связаны, прежде всего, с характером предрасположений аудитории, при этом учитывается как интерес к содержанию информации, так и отношение к ее носителю и способам ее подачи;

3. состояние активности, отражающее разную степень поведенческих актов аудитории.

 

В.Е. Новаторов: самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Важно помнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не одно и то же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в мечтах и предположениях. В коммерческой и хозрасчетной деятельности последнее условие имеет особо важное значение.

 

Основой характеристики аудитории культурно-досуговой деятельности являются интересы и потребности личности:

1. Интересы, типичные для личности или социальной общности и проявляющиеся в эмоционально окрашенном отношении человека к тому или иному объекту, явлению, в осознании его субъективной значимости, привлекательности.

Интерес – сложное и многогранное явление, общая природа которого едина и находит проявление во всех сферах человеческой деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что хотя познавательный интерес изучается более сотни лет, единого взгляда на его определение не существует. Исследователи отождествляют его с познавательной потребностью или высшей стадией ее развития, с мотивом, считают познавательный интерес особым психическим состоянием сознания или организма, отношением субъекта познавательного интереса к его объекту, познавательной направленностью личности в целом.

Г.И. Щукина:

1. интерес выступает как избирательная направленность психических процессов на объекты и являения окружающего мира;

2. как тенденция, стремление личности заниматься данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

3. как мощный побудитель личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

4. как особое избирательное, наполненное эмоциями, отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Интерес — это, прежде всего результат и форма проявления познавательной активности. Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, как целеустремленное отношение человека к объекту его потребностей, он отражает значимость и ценность для человека того или иного предмета или явления окружающего мира, характеризует его активность по овладению ими.

Потребности человека - осознаваемая и переживаемая им нужда в определенного рода объектах и условиях, необходимых для его существования и развития, выступающая источником его активности и определяющая характер направленность его чувств, мыслей, поведения, деятельности. Потребность — это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

Потребности делятся на первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребность дышать, спать и сексуальные потребности.

Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому- или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Социальные и культурные потребности, относятся ко вторичным и во многом формируются культурной средой, и тесно соотносятся с социальным статусом, уровнем образования и общим развитием личности.

Группы потребностей человека (А. Маслоу):

1. Витальные (биологические) потребности; их удовлетворение необходимо для поддержания человеческой жизни

2. Потребности в безопасности.

3. Потребности в любви и признании других людей.

4. Потребности самооценки, самоуважения.

5. Потребности самоактуализации.

Н.Ф. Реймерс трактует потребности человека как «неотъемлемое свойство человека, нечто единое и неразрывное, состоящее из материально-энергетических и информационных частей, частично компенсирующих друг друга и различающихся временем возникновения последствий, рациональностью и нерациональностью» и объединяет их в группы:

1. Биологические или естественные (анатомо-физиологические, физические) потребности человека;

2. Этолого-поведенческие или психологические потребности;

3. Этнические потребности человека;

4. Социальные потребности человека;

5. Экономические потребности человека.

 

Для субъекта доминирующей формой проявления потребности, побуждающей и определяющей выбор направления деятельности, ее предмета, ради которого она осуществляется, является мотив. Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или выявлению цели. В реальных соотношениях мотива и целей проявляется особая функция мотива – смыслообразующая.

Потребности и мотивы изменяются с возрастом, поэтому при организации культурно-досуговой работы необходимо учитывать возрастные особенности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: