Ответ на задание 15.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по критериям, представленным в таблице №4.
Таблица №4
| № | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) | Баллы |
| С3К1 | Толкование значения слова | |
| Экзаменуемый в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение и прокомментировал его | ||
| Экзаменуемый в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение, но не прокомментировал его | ||
| Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует | ||
| С3К2 | Наличие примеров-аргументов | |
| Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из прочитанного текста | ||
| Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | ||
| Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта. | ||
| Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | ||
| С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | ||
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | ||
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | ||
| С3К4 | Композиционная стройность работы | |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | ||
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста | ||
| В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста | ||
| Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1- С3К4 |
Снова обращаем внимание учеников на то, что если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи, как было уже сказано, оцениваются отдельно (таблица 5).
Таблица 5
| № | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
| ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет, илидопущено не более одной ошибки | ||
| Допущено две-три ошибки | ||
| Допущено четыре и более ошибки | ||
| ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет, илидопущено не более двух ошибок | ||
| Допущено три-четыре ошибки | ||
| Допущено пять и более ошибок | ||
| ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет, илидопущена одна ошибка | ||
| Допущено две ошибки | ||
| Допущено три и более ошибки | ||
| ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет, илидопущено не более двух ошибок | ||
| Допущено три-четыре ошибки | ||
| Допущено пять и более ошибок | ||
| ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
| Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | ||
| Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов | ||
| Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов | ||
| Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 |
Необходимо помнить, что при оценке грамотности следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 5 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов. Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то изменяются и критерии оценивания.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39.
За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
| Отметки | Баллы | Примечания |
| «5» | 34 – 39 | из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4». |
| «4» | 25 – 33 | из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». |
| «3» | 15 - 24 | |
| «2» | 0 - 14 |