Эссе на тему: «Почему Будда не Бог, а буддизм называют «религией без Бога»?»




Буддизм является одной из мировых религий и имеет более миллиарда последователей. Появился буддизм еще в V веке до нашей эры на территории Индии и назван так по имени основателя Будды, который был царевичем. Он был окружен роскошью и удобствами, но реальная жизнь все-таки проникала за стены дворца, что заставляло Будду задуматься о ее неприглядной стороне. В двадцать девять лет он ушел из дворца и стал отшельником. Сначала он практиковал аскетизм, но вскоре понял, что от этого больше вреда, чем пользы. В 35 лет он благодаря медитациям достиг Пробуждения и стал Буддой (санкср. буддха – Просветленный). Осмыслив свое открытие, он начал проповедовать новое знание другим. У Будды появилось множество последователей.

Буддизм является не просто религией, но философским учением о духовном пробуждении. Есть множество определений этого термина, потому что буддизм не может объяснятся только как религия, потому что это учение об этике, культура, наука. Буддизм крепко связан с историей Востока, с нравами и обычаями людей, являясь важной частью культуры. Сам термин «буддизм» был введен европейцами в XIX веке, последователи же называли учение «Дхарма» (закон) или «Буддхадхарма» (учение Будды).

В основе учения лежит то, что весь мир - это страдания, а причиной этих страданий являются сами люди из-за своей привязанности к материальному. Люди не хотели видеть мир таким, какой он есть, создавая себе иллюзии. Будда же говорил, что необходимо выйти из этого состояние вечных реинкарнаций, достигнуть нирваны, состояния пробуждения. Все это можно совершить, если следовать пяти заповедям, устранить привязанности, а также путем медитаций.

Будда утверждал, что его учение не дано ему никаким божеством, что он пришел к нему сам. Его учение не является чем-то обязательным для строго следования, результаты зависят от самого человека. «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!»

Для нас, людей, привыкших к монотеистическим религиям, непонятно, почему буддизм вообще называется религией, ведь религия - определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации [1]. Что касается буддизма, то он сильно отличается от этих характеристик определения «религия». Во-первых, в буддизме нет всемогущего Бога-творца, во-вторых, нет ответа на вопрос о сотворения мира, в-третьих, безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы (хотя буддизм указывает на возможность проверки существования магии, но не допускает стремления к её обретению), в-четвертых, религиозной организации, аналогичной церкви. Все эти различия подталкивают к ответу на первоначально поставленный вопрос.

Сам Будда никогда не считал себя божеством или посредником между божественным миром и миром людей, а лишь говорил, что пережил опыт, который передает другим. Он выступал резко против собственного культа, хотя после его смерти культ все-таки появился, но нельзя сказать, что Будда является богом или неким сверхъестественным существом, вера в которое поддерживает буддизм. Однако есть некоторые школы, которые придают Будде божественные характеристики, сверхъестественные способности. Сарвепалли Радхакришнан говорил, что «религиозный инстинкт человека требует бога, и поэтому в практической религии буддистов был обожествлен сам Будда, несмотря на его же предупреждения». Но это скорее исключение. Самое главное в буддизме это достижение нирваны, буддизм - это больше философия, которая ставит себе эту цель. Будда не бог, потому что достиг нирваны человеческими усилиями, то есть у каждого человека есть возможность достигнуть этой высшей цели.

Будда считал веру в Бога вредоносной, потому что бог является препятствием на пути к достижению нирваны, однако нигде позиция Будды не является атеистической. Что же касается других возможных божеств, то в буддизме присутствует несколько типов Брахм, но они не воспринимаются как божества, а другие боги из индуизма с буддисткой точки зрения выглядят как некие существа, которые являются пленниками сансары.

Буддизм не отрицает существования сверхъестественных существ, но при этом не придает им никаких божественных характеристик и сил, дающих способность на творение или спасение/наказание. Все эти существа могут влиять на жизнь не более чем люди или животные, то есть боги фактически приравняются к людям, страдающих в сансаре, и именно поэтому в буддизме и нет классического для нас понимания бога, потому что боги и люди равны. А если все равны, если и боги, и люди пытаются достичь нирваны, если обычный человек способен ее достичь, то боги не воспринимаются как могущественные существа, способные решать человеческую судьбу и творить мир, то есть не являются центром религии, поэтому буддизм «религия без бога».

Многие ученные отмечают, что буддизм самая рациональная религия, которая не отрицает многие научные теории, в отличии от других мировых религий. Все, что научно доказано, принимается в буддизме, даже если это противоречит основам. В некоторых моментах возникает вопрос, возможно ли объяснять буддизм как религию в западном понимании? И если нет, то первоначально заданный вопрос этого эссе исчезает сам собой.

***

Использованная литература:

1. Индийская философия древности и средневековья / Под общ. ред.: Н. А. Канаева. М.: Институт философии РАН, 2008.

2. Робинсон К. Состояние сознания в процессе смерти: научно-медицинский и буддистский подходы // Религиоведение. — 2007.

3. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

4. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003.

5. Dr. Martin J. Verhoeven. Buddhism and Science: Probing the Boundaries of Faith and Reason. // Religion East and West, Issue 1, June 2001.

6. Урбанаева И. С. Специфика буддизма как философии и религии // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2009.

7. Hayes, Richard P., "Principled Atheism in the Buddhist Scholastic Tradition, " Journal of Indian Philosophy.

8. Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия. Том первый. М., 1956.


[1] Толковый словарь русского языка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: