(технологии системно – деятельностного подхода, автор Петерсон Л. Г.)
Вид деятельности: Коммуникативная деятельность Подготовительная группа
Тема: «Знакомство с произведением Д. Мамина - Сибиряка «Медведко»»
Цель: Создать условия для ознакомления детей с творчеством писателя Д. Мамина - Сибиряка
Задачи:
Организовать деятельность детей по знакомству с автором.
Организовать деятельность по актуализации знакомству с новым произведением. Организовать рефлексивную деятельность. Методы и приемы: Словесный, наглядный, коммуникативный. Материалы и оборудование: сказка «Медведко», иллюстрации медведя. Предварительная работа: Здоровьесберегающие технологии: Физминутка: «Медвежата»
Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили. Вот так, вот так Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)
Медвежата мед искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так Дружно дерево качали. (наклоны в стороны, руки вперед) Вперевалочку ходили И из речки воду пили, Вот так, вот так И из речки воду пили. (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед) А потом они плясали, Выше лапы поднимали. Вот так, вот так Выше лапы поднимали.
Этапы ОС | Деятельность педагога Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога. | Деятельность детей Прописывается текст (с возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. | Ожидаемые результаты Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные) |
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы) | Мотивационная технология.Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда отгадайте загадку, на чем мы отправимся в путешествие: На полу он тихонько лежит И тепло моих ног сторожит. Но отправиться может в полёт Разноцветный… (Ковёр-самолёт.) Садитесь на ковер-самолет. И мы с вами отправимся в необычное путешествие. Кто хочет? Полетели… | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Соглашаются. | Создание положительного эмоционального фона. |
2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений | Коммуникативная технология. Ой, ребята держитесь по крепче, наш ковер-самолет пролетает над библиотекой, где хранятся самые интересные книги для детей, и сейчас мы с вами приземлимся. Ребята, а кто из вас был в библиотеке? Что там находится? Как вы думаете, какие произведения можно взять и прочитать в библиотеке? Садитесь на свои места, я буду читать отрывки из разных произведений, а вы подумайте и ответьте, к каким жанрам относятся эти произведения. 1. «Весна» Тютчев Федор Иванович Зима недаром злится, прошла ее пора Весна в окно стучится и гонит со двора. И все засуетилось, все нудит зиму вон, И жаворонки в небе, уж подняли трезвон. - Правильно это стихи, а как мы по-другому можем называть стихи (поэзия). 2.«Великие путешественники» Михаил Михайлович Зощенко. Когда мне было шесть лет, я не знал, что земля имеет форму шара. Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал: - Земля это шар. И если пойти все прямо и прямо, то можно обогнуть всю землю, и все равно придешь в то самое место, откуда вышел. Правильно это рассказ, а как мы еще можем сказать это (проза). 3. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». Жили - были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе, приговаривает: Петя, не торопись, Петя, не торопись. Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит. Это сказка. | Закрепление детьми знаний. | Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей. Развитие артикуляционной речи. |
3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы) | Поисково – проблемная технология. Ребята отгадайте загадку, а отгадав вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать: Вперевалку зверь идет, По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, В берлогу лезет до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь.) Что вы знаете о медведе? Где он живёт? Чем питается? | Ответы детей. Медведь - крупное, хищное животное с большим, грузным, покрытым шерстью телом. | Развитие логического мышления, умение анализировать. |
4. «Открытие» нового знания (способа действия) | Исследовательская технология. Чтение сказки Д. Мамина - Сибиряка «Медведко». Вопросы: Кто герой рассказа? Как называет его автор? Как медвежонок появился у писателя в доме? Как выглядел медвежонок? С чем сравнивает Мамин - Сибиряк маленького медвежонка? Как вёл себя на новом месте Медведко? Как относились к нему гимназисты? Почему автор решил оставить медвежонка у себя? Будет ли автор сожалеть, что взял медвежонка? А теперь немного отдохнём… | Дети слушают сказку и отвечают на вопросы. Выполняют Физминутку. | Активизировать познавательную деятельность детей посредством игры. |
5. Включение нового знания в систему знаний и умений | Коммуникативная и игровая технология. Игровое упражнение «Скажи по-другому» Экипаж - в данном случае означает повозку с лошадьми; Кучер - слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже; Гимназисты - ученики; Ларь - большой деревянный ящик с крышкой для хранения-зерна или муки; Кухарка — прислуга на кухне, готовящая пищу; Стремглав - значит очень быстро, стремительно. Какие чувства остались у вас после чтения сказки? Как бы вы поступили на месте героя? Чему учит нас этот рассказ? Правильно ребята, сначала взаимоотношения между человеком и медвежонком были добрые, но медвежонок, лишенный привычной среды обитания, страдает и мучается. Медвежонок должен жить в лесу, а не в доме вместе с человеком. Каждый из нас должен помнить, что мы в ответе за тех, кого мы приручаем и не имеем права бросать их, когда они нам начинают мешать или становятся обузой. Наше путешествие на ковре-самолете закончилось, и мы с вами вернулись в группу. | Беседа, дети отвечают на вопросы воспитателя, играют в игру. Выполняют Физминутку. | Развитие памяти, мышления, связной речи посредством игры. |
6. Осмысление (итог, рефлексия) | Рефлексивная технология. Вам понравилось путешествие? Если да, то выберите сердечко. Если не понравилось, то квадратик. | Индивидуальные высказывания детей. | Владеть устной речью, умение выражать свои мысли. |
|
|
|