по речевому развитию в средней группе




План-конспект открытого занятия

Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

 

 

Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Участники: дети средней группы (возраст детей 4-5 года), воспитатель Эрбист Л.Л.

Место проведения: группа.

Образовательная область: речевое развитие (звуковая культура речи, развитие речи)

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;

- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;

- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;

- формировать умение выделять слова со звуком [ц].

Развивающие:

- развивать диалогическую речь детей;

- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать артикуляционный аппарат детей;

- развивать фонематический слухи восприятие;

- развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.

Планируемые результаты-целевые ориентиры дошкольного образования: ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадку, с интересом изображает цыпленка, с удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь- пытается сказать слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорку, выделять слова в сказке со звуком «Ц», опираясь на зрительный ряд, проявляет интерес к участию в физминутке-танце, повторяет движения за воспитателем.

Оборудование: игрушка цыпленок, картинка цыплёнка, вылупившегося из яйца, мяч, магнитный театр, магнитофон, флешка с песней «Цып-цып, мои цыплятки»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка), активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором), упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых упражнений, чистоговорка, физминутка под музыку, сказка с опорой на зрительный ряд.

 

Ход занятия:

Этапы занятия   Содержание: методы и формы организации детей
1.Вводная часть. Организационный момент. Цель: организация внимания детей, привлечение их к педагогу.   Артикуляционная гимнастика. Ц: развитие артикуляционного аппарата.     Загадка. Ц: развитие мыслительной деятельности, мотивация детей на занятие.     2. Основная часть. Психогимнастика с элементами речевых упражнений. Ц: развитие интонационной выразительности, фонематического слуха и восприятия звука [ц], развитие речевого дыхания, силы и координации струи воздуха.   Произношение звука [ц] Ц: упражнять детей в правильном произношении изолированного звука[ц], звука в слове, развивать фонематический слух.     Сюрпризный момент. Появление цыпленка. Ц: мотивация детей на занятие.   Проговаривание хором и индивидуально слов со звуком [ц] Ц: развитие фонематического слуха и восприятия звука (ц), упражнять детей в правильном произношении данного звука.   Чистоговорка. Ц: формирование и совершенствование фонематического слуха, развитие интонационной выразительности, развитие восприятия темпа, развитие органов артикуляционного аппарата.     Игра «Будь внимателен!» Ц: проверка и развитие фонематического слуха.   Физминутка. Ц: развитие двигательных качеств детей.   Упражнение на словообразование. Ц: активизация и развитие словаря детей.   Сказка с использованием магнитного театра. Ц: развитие фонематического слуха. Формирование умений последовательно рассказывать сказку с опорой на зрительный ряд.   Проверка фонематического слуха.   3.Заключительная часть. Рефлексия. Открытый конец. Сохранение позитивных эмоциональных ощущений.   Ц: формирование умений употреблять в речи вежливые слова.       ПР   ЗКР     ЗКР   СКР     ЗКР   РР ЗКР   РР ЗКР     РР     ЗКР     ФР     РР ПР     РР ЗКР В: Дети, идите ко мне, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. -Здравствуйте! (хором) Уважаемые гости, в нашу группу ходят очень хорошие и дружные дети, вот полюбуйтесь какие. Мы очень рады видеть вас у нас в гостях! В: Дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.   Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп, Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ, Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком) Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл) Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик») Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки) Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата») Вот, Шутник! Вдруг узким –узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка») Язычок мы спрячем в рот, Пусть немножко отдохнет!   В: Дети, вы любите отгадывать загадки? (да) Ну тогда слушайте внимательно.   Это кто пищит пи-пи Из яичной скорлупы? Может - курочкин ребёнок? Вылупляется (цыпленок)!   - Правильно, это цыплёнок (показ картинки цыпленок вылезает из яйца) - А как называется его чудесный домик? (яйцо) В: кто хочет изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. - Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое. - Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц, иц - оц - ац! » Дети повторяют с той же интонацией и мимикой. -Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. - Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!» - Ветерок стал стихать и совсем прекратился. - Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци. » -Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]). - губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы; - зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; - кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; - воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;     Давайте хором скажем – ц. А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук,) Скажем вместе это слово. (проговаривают хором, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок) Слышите, звук (ц) живёт в начале слова. (цыплёнок)   Стук в двери. В: ой, кто то это там стучит, да это цыпленок к нам в гости пожаловал, услышал, как мы про него говорим. Ц: здравствуйте, дети! Дети: здравствуй, цыпленок! В: А как зовут тебя, цыпленок? (Цыпа) д: Как зовут цыплёнка? В: а какой звук мы слышим в начале слова? [ц]   Давайте скажем хором- Цыпа. Какое необычное имя, может его нужно так позвать? Давайте все вместе позовем Цыпу. (подзывают - цып-цып) В: Позови Даша –цып-цып-цып. А теперь ты Марк (спросить нескольких детей) -Цып-цып-цып. Цыпленок говорит, что это его любимый звук –ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком, хотите и вам расскажет? (да) Ну тогда слушайте и повторяйте дружно строки.   В: Це-це-це -дом цыпленка в яйце. (Сначала воспитатель говорит, затем дети повторяют) Цо-цо-цо - кот увидел яйцо. Цу-цу-цу- тянется кот к яйцу. (показ «коготков» Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой) В: Спасибо цыпленок за такой интересный стишок. Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Рома. Молодцы!   В: Я знаю новую игру «Будь внимателен!» Хотите поиграть? Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать. лицо, свет, чашка, кольцо, царапина, сорока, молодцы. В: молодцы! Какие у вас внимательные ушки.   В: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово. Предлагаю поиграть с мячом. Я называю детёныша, а вы – маму. У львенка?- львица. У тигренка- тигрица. У волчонка- волчица. У лисёнка – лисица. У цыплёнка – курица. У медвежонка- медведица. Походим как медведица.   Мама курица рассказывает Цыпе сказки, он очень их любит. В: я вам, дети, и Цыпе расскажу сказку, в которой много слов с любимым звуком Цыпы, а вы слушайте внимательно и запоминайте эти слова.   Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц. В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо. В: какие слова со звуком [ц] вы услышали? (дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь, царица и царевна? –на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа)   В: молодцы! Цыпа очень доволен, придет домой и маме расскажет сказку, в которой так много слов с его любимым звуком и вы своим мамам расскажите.   В: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] А в каких словах живёт этот звук?     В: Цыпа приглашает потанцевать под песню «Цып-цып, мои цыплятки» Можете даже подпевать (звучит музыка, дети танцуют, радуются)  

(Обозначение аббревиатур: В-воспитатель, Д-дети, ОО-образовательные области, РР-речевое развитие, ЗКР- звуковая культура речи, ПР-познавательное развитие. СКР социально-коммуникативное развитие, ФР-физическое развитие)

 

 

Литература:

1. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга», М., Просвещение, 2000г.

2. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. М., Просвещение, 2007г.

3. Железнова Е. Весёлая логоритмика. 2006 г.

4. Комарова Л. А. «Автоматизация звука «Ц» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство ГНОМ, 2011г.

5. Новиковская О.А. «100 упражнений для развития речи». 2008г



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: