Картотека прогулок
В старшей группе детского сада
В весенний период
(март, апрель, май)
Март. Прогулка 1 Наблюдение " Пришла весна" - закрепить представления о весне, обратить внимание на изменения в природе. Художественное слово: «Весна» Гайда Лагздынь Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня. Тёплый ветер дует с юга, Капли падают, звеня. Солнце землю нагревая, Гонит с нашей горки лёд. Тает баба снеговая И ручьями слёзы льёт. Трудовые поручения. "Подарок птицам "(кормление птиц) -воспитание чувства сопереживания и желания помочь объектам природы: птицам. П/и «Через ручей» - учить быстро действовать по сигналу, воспитывать дружеские отношения. «Палочка - выручалочка» - учить детей действовать в соответствии с игровой ситуацией. Ориентироваться в пространстве, развивать быстроту и ловкость. Дидактическая игра (с мячом)«Назови скорей»-способствовать запоминанию последовательности дней недели, развитию внимания, сообразительности. Индивидуальная работа Упражнение «Змейка» - продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их; развивать внимание и наблюдательность. Упражнение на развитие мелкой моторики рук "Выложи сам" - выложить солнышко из маленьких льдинок. | Март. Прогулка 2 Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Закреплять знания детей о времени года. Развивать наблюдательность. Художественное слово "Март"Гайда Лагздынь Мы сегодня рано встали. Нам сегодня не до сна! Говорят, скворцы вернулись! Говорят, пришла весна! А на улице мороз. Снег летит колючий, И ползут по облакам В белых шубах тучи. Ждём, весна. Давным-давно, А ты бродишь где-то! Без тебя ведь не придёт Солнечное лето! П/и «Самые ловкие!», «Самые быстрые!» - развивать ловкость, быстроту бега. Развивать навыки выступать в команде. Оздоровительная ходьба - способствовать укреплению здоровья детей. Д/игра "Скажи наоборот" - развитие речи. Трудовая деятельность Помочь малышам собрать игрушки – воспитывать заботу о малышах, дружеские отношения между детьми. Индивидуальная работа Упражнение "Передай другому " метание и ловля мяча – развивать ловкость, силу броска, формирование навыков ЗОЖ. |
Март. Прогулка 3 Наблюдение за ветром -закрепление знаний детей о ветре, его свойствах; определение направления ветра. Художественное слово Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (ветер). Физминутка "Ветер" - развитие двигательной активности. Осторожно ветер За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево) Постучал в окошко, Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками в воздухе) Покачал тихонько Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево) Пожурил за что-то Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком) И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью. (махи руками) Индивидуальная работа "Прыжки" -развивать навыки прыжка в длину с места. Трудовая деятельность Уборка снега в определённое место – совершенствовать умение выполнять соответствующие трудовые операции. Д/игра «Сосчитай» - учить составлять предложения, включающие в себя числительные и существительные. Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом (лопатки, ведерки). Сюжетно ролевые игры по желанию детей. П/и "Жмурки", "Ручеек" - развитие двигательной активности. | Март. Прогулка 4 Наблюдение «Наша улица»-уточнять и расширять представления детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице, развивать наблюдательность. Художественное слово загадка В два ряда дома стоят, Десять, сорок, сто подряд. И квадратными глазами Друг на друга глядят (улица) Формирование трудовых навыков –наведение порядка на игровой площадке – учить детей собирать после игры игрушки в назначенное место, формировать осознанное отношение к порядку. П/и «Пятнашки» - упражнять детей в беге, развивать внимание, умение согласовывать свои действия. «Сети» - упражнять в беге, развивать ловкость, умение действовать по команде. Оздоровительная ходьба - способствовать укреплению здоровья детей. Д/игра «Что не так?» - развивать монологическую речь, учить детей поддерживать беседу, точно подбирать определения. Строевые упражнения. «Построение в колонну»- формировать у детей правильную осанку, развивать навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции. |
|
|
Март. Прогулка 5 Наблюдение за снегом - расширить представления о весне, разобрать свойства снега. (Продолжить наблюдать за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Обратить внимание, что днем, когда солнце пригревает, на последних снежных сугробах появляется ледяная корочка — наст.) Художественное слово А. Плещеев Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь. Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. Пальчиковая гимнастика "Снежок" Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики. Мы с тобой снежок лепили. "Лепят снежок". Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую. И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальником. Раз — подбросим. "Подбрасывают". Два — поймаем. Приседают, "ловят". Три — уроним. Встают, "роняют". И... сломаем. Топают. Трудовые поручения. Сбор мусора на участке - формировать навыки коллективного труда, поддерживать стремление наводить порядок. П/и «Ловишки», «Третий лишний» - развивать ловкость, быстроту бега. Индивидуальная работа Метание и ловля мяча – развивать ловкость, силу броска, формирование навыков ЗОЖ. Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом. | Март. Прогулка 6 Наблюдение за весенним небом - учить детей отмечать признаки весны, связанные с цветом неба, изменением вида облаков, положения солнца над горизонтом. Рассказать о появлении кучевых облаков, причинах данного явления. Художественное слово А. Блок Лениво и тяжко плывут облака... Лениво и тяжко плывут облака По синему зною небес. Дорога моя тяжела, далека, В недвижном томлении лес. Подбор слов – эпитетов к слову «облака» - пышные, ватные, белоснежные, легкие - обогащать речь детей выразительными средствами. Трудовые поручения Помочь малышам очистить участок от снега – воспитывать заботу о малышах, дружеские отношения. Индивидуальная работа «Самый быстрый» - упражнять в быстром беге; развивать ловкость, физические качества. Оздоровительный бег - способствовать укреплению здоровья. Д/игра «Что лишнее?» -учить детей классифицировать предметы в соответствии с их назначением, развивать наблюдательность, формировать умение доказывать правильность суждений. П/и «Два Мороза», «Мы веселые ребята» -закрепить правила игры, развивать ловкость, быстроту реакции. Сюжетно-ролевые игры: игры со снегом и выносным материалом - активизировать добрые, чуткие, отзывчивые отношения между детьми, учить видеть негативные последствия для других своих неосторожных действий. |
Март. Прогулка 7 Наблюдение за птицами - развивать наблюдательность; воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам. Художественное слово С крыши - капели, грачи прилетели, воробьи чирикают, они весну кликают. П/и «Перелетные птицы» - учить детей бегать, упражнять в прыжках, уметь от одного движения перейти к другому. Индивидуальная работа " По дорожке на одной ножке" Развивать внимание, координацию движений. Д/игра «Воздух, земля, вода» - закреплять знания детей об объектах природы; развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Трудовая деятельность. Расчистка дорожек от льда и снега – совершенствовать навыки работы с лопатками; воспитывать самостоятельность,аккуратность. Игры с выносным материалом - развивать самостоятельность, инициативу. Самостоятельная игровая деятельность детей «Снег - снежок» -обыгрывание детьми выполняемых ими построек из снега, способствовать формированию дружеских взаимоотношений между играющими. | Март. Прогулка 8 Наблюдение за сосульками – продолжить знакомить детей со свойствами воды, различными ее состояниями; способствовать развитию экологического мышления. Художественное слово Ю. Клюшников Шаловливые сосульки Сели на карниз. Шаловливые сосульки Посмотрели вниз. Надоело им свисать, Стали капельки бросать. Целый день идет трезвон — Кап-кап! Дон-дон! П/и «Через ручей», «Путаница» - развитие быстроты ловкости движений. Индивидуальная работа "Прыжки" -упражнять детей в прыжках черезневысокий брус. Оздоровительный бег - формирование основ ЗОЖ. Дидактическая игра "Сосчитай-ка"-учить сосчитывать предметы в пределах 10. Развивать внимание, память. Трудовая деятельность Построить валы – формировать умение работать по инструкции и сообща, воспитывать желание трудиться на общую пользу. |
|
Март. Прогулка 9 Наблюдение «Гололед». В процессе наблюдения за данным явлением предложить вспомнить о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать во время гололеда. Художественное слово В.Берестов Не идётся и не едется, Потому что гололедица. Но за то отлично падается! Почему ж никто не радуется? П/и «Ловкий оленевод» - упражнять детей в метании снежков в горизонтальную цель правой и левой рукой, развивать меткость и ловкость; воспитывать уверенность в себе. «Бездомный заяц» - учить детей действовать в соответствии с правилами игры, выполнять основные движения при беге, действовать по сигналу. Оздоровительный бег - формирование основ ЗОЖ. Упражнения в равновесии «По узенькой дорожке» - вырабатывать ловкость, координацию движений Д/и по экологии «Выбери нужное» - закреплять знания о природе, развивать мышление, познавательную активность. Исследовательская деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка для прогулок. Определить, в каком состоянии находится почва. Трудовые поручения Расчистка дорожек от снега. Формирование навыков коллективного труда. | Март. Прогулка 10 Наблюдение за сезонными изменениями в природе «Весенний - солнечный день» -учить видеть красоту природы. Развивать умение рассуждать; изображать различные объекты природы на занятиях ИЗО деятельности. Художественное слово " Весна" Г. Новицкая Опять весна пришла на дачу. Ликует солнце. День подрос. И лишь одни сосульки плачут, Жалея зиму и мороз. П/и (эстафеты) "Кто быстрее?" «Передай флажок» - развивать физические навыки, формировать ЗОЖ. Индивидуальная работа (бросание, метание, ловля) – учить бросать снежок, метать его в цель, развивать ловкость, координацию движений, меткость. Оздоровительный бег - формирование основ ЗОЖ. Д/игра «В мире растений» Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам. Формирование трудовых навыков «Чистые дорожки»-учить детей выполнять соответствующие трудовые действия, работать аккуратно, самостоятельно проверять и оценивать качество работы. Сюжетно ролевая игра «Строители» - совершенствовать умение детей распределять роли в игре, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат. |
Март. Прогулка 11 Наблюдение за явлениями общественной жизни: «Проезжая часть» Развитие наблюдательности, умения рассуждать. Художественное слово загадка Тянется, как нитка, А в клубок не смотаешь. (дорога) П/и "Пятнашки с мячом", "Мяч через голову" -развивать физические качества, ловкость, сноровку, мышечную энергию, дыхательные движения. Трудовая деятельность. Подсыпание снега к корням деревьев – формировать умение работать по инструкции, воспитывать желание трудиться на общую пользу. Индивидуальная работа П/и "Догони"– развитие быстроты бега, выносливости. Творческие задания «Поиграем - угадаем» - развивать пантомимические навыки, способствовать эмоциональному подъему. Д/и "Подбери признак"- учить согласовывать прилагательные с существительными. (Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя… Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые… Шарф (какой?) – пушистый, вязанный… Перчатки (какие?) – кожаные, белые... Шапка (какая?) – черная, теплая, вязанная… Шуба (какая?) - меховая, теплая…) Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом. Дыхательная гимнастика «Каша кипит» (сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох,, опуская грудь и выпячивая живот – выдох. При вдохе произносить звук «Ш-ш-ш» | Март. Прогулка 12 Наблюдение «Проталины» - учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания взаимосвязях, происходящих в неживой природе. Художественное слово "Проталинки" М. Тахистова Проталинки, проталинки – Веснушки на снегу! На них подснежник маленький Проклюнется: ку-ку! И в роще, за околицей, Откликнутся грачи, Земля водой умоется, И зашумят ручьи! Зима всё упирается И ловит тишину, А тропка обрывается, Споткнувшись о весну! Всё началось с проталинок, И каждый солнцу рад. Ботинки вместо валенок Подковами стучат! П/и «По проталинам», «На поляне» - развивать умение быстро бегать, прыгать, увертываться от ловишки. Индивидуальная работа (бросание, метание, ловля) – учить бросать и ловить мяч, метать его на расстояние. Развивать ловкость, координацию движений, меткость. Оздоровительный бег - формирование основ ЗОЖ. Д/игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным. Формирование трудовых навыков «Чистые дорожки»-учить детей выполнять соответствующие трудовые действия, работать аккуратно, самостоятельно |
Март. Прогулка 13 Наблюдение Продолжать наблюдение за признаками весны. Обсудить народные приметы и пословицы. Художественное слово В марте мороз скрипуч, да не жгуч. Весна — зажги снега, заиграй овражки. Весна да осень — на дню погод восемь. Весна днем красна. Зима весну пугает, да сама тает. Д/И: «Чем похожи и чем различаются» - развивать умение находить в предложенных предметах сходства и различия основные характеристики фигур. Пятиминутка здоровья Логогимнастика «Бегемотики», «Улыбочка» - развитие артикуляционного аппарата. Детское экспериментирование «Лед - хрупкий, гладкий, скользкий» - показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья. П/и "Тише едешь — дальше будешь" - развить быстроту реакции. "Пустое место" - развить быстроту, ловкость. Индивидуальная работа Метание снежков вдаль и в цель - развивать координацию движений. Трудовая деятельность Сбор снега для постройки горки для куклы - учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом. | Март. Прогулка 14 Наблюдение за сезонными изменениями -провести наблюдение за весенней природой, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, интерес к природе, стремление заботиться о ней, беречь ее. Художественное слово: "Весенняя арифметика" Эмма Мошковская Вычитаем! Начинаем Изо всех ручьев и рек Вычитать и лед и снег. Если вычесть снег и лед, Будет птичий перелет! Сложим солнышко с дождем... И немного подождем... И получим травы. Разве мы не правы? Трудовые поручения Расчистка дорожек от льда и снега – совершенствовать навыки работы с лопатками; воспитывать самостоятельность,аккуратность. П/и "Зевака"- развить внимание, упражняться в бросании и ловле мяча. "Волшебный клад" - уточнить знания детей о деревьях, кустах и цветущих растениях, развить пространственную ориентацию. Индивидуальная работа «Метание, ловля, бросание мячей»- развивать меткость, ловкость. Д/и «Составь задачку» - упражнять детей в составлении задач. Развивать внимание, память, логическое мышление. | |||
Март. Прогулка 15 Наблюдение за солнцем – обратить внимание детей на солнце, рассказать как оно сегодня светит, рассказать об изменениях которые происходят в неживой природе с приходом весны. Художественное слово: загадка Утром добрая девица, В каждый дом попасть стремится, Чтобы стало всем светло, И уютно и тепло. Ну, а вдруг раздухарится, Эта рыжая девица, Будет и жара и зной, Не поспорите со мной! (Солнце) П/и «Догони пару», «Стоп» Учить детей соблюдать правила игры. Развивать двигательную активность. Трудовая деятельность. Расчистка дорожек от снега - обсудить с детьми назначение данной работы, учить оказывать помощь дворнику. Воспитывать трудолюбие. Д/и «Третий лишний» - развитие экологических представлений, логического мышления. Индивидуальная работа "С кочки на кочку" -развивать навыки прыжка. Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом. Оздоровительная пробежка по территории детского сада - развивать двигательную активность детей, способствовать закаливанию организма в весеннее время года. | Март. Прогулка 16 Наблюдение за проезжающим транспортом- продолжать знакомить детей с разным видом транспорта, предложить по результатам наблюдения ответить на вопрос: «Какой вид транспорта они знают?»- развивать речь, наблюдательность. Художественное слово: К.Чолиев Шуршат по дорогам веселые шины, Спешат по дорогам машины, машины. А в кузове – важные, срочные грузы: Цемент и железо, изюм и арбузы. Работа шоферов трудна и сложна. Но как она людям повсюду нужна! П/и «Сокол и лиса» - упражнять детей в беге, развивать ловкость. внимание. «Палочка - выручалочка» - учить детей действовать в соответствии с игровой ситуацией. Ориентироваться в пространстве, развивать быстроту и ловкость. Дидактическая игра «Как гудит машина?» - закреплять умение четко и правильно произносить согласные звуки. Отработка силы, громкости голоса. Индивидуальная работа "Прыжки" -развивать навыки прыжка в длину с места. Творческая строительная игра «Ледяное царство»- развивать пространственное и образное мышление, фантазию, навыки коллективного творчества и хороший художественный вкус. Трудовая деятельность. "Найди себе работу" -учить детей применять свои трудовые умения, поощрять стремление помочь сверстникам | |||
Март. Прогулка 17
Наблюдение Продолжать наблюдение за признаками весны, за изменениями погоды.
Художественное слово загадки
Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять а подборе существительных и в правильном согласовании слов. Солнечный, веселый… Ясная, холодная… Серое, хмурое… Робкая, ранняя… Всходит, появляется, прорастает… Прилетают, возвращаются… П/и «Мяч водящему» - развивать внимание, прослеживающую функцию глаза. «Чай-чай, выручай» -закреплять навыки быстрого бега без столкновений друг с другом, развивать ловкость и выносливость. Индивидуальная работа «Лягушата» - упражнять детей в прыжках на двух ногах. Оздоровительная ходьба «По узенькой дорожке» - способствовать укреплению здоровья. |
Формирование трудовых навыков
Расчистка дорожек от снега и льда– закрепление трудовых навыков.
Пятиминутка здоровья: Фонетическая ритмика со звук «С» «Чайник свистит» - учить растягивать губы в улыбке, тянут «с-с-с-с», руки сгибать в локтях, попеременно поднимая вверх и опуская вниз.