I. Введение
Цели преподавания дисциплины
Основными целями данной дисциплины является обеспечение теоретической и методической подготовки студентов в области музыкального воспитания дошкольников и содействие формированию музыкальной культуры студентов как части их общей культуры.
1.2. Задачами изучения дисциплины является овладение студентами:
- базовым понятийным аппаратом с целью осознания процессов, связанных с музыкальным воспитанием детей дошкольного возраста;
- знаниями о возможностях музыкального искусства и музыкальной деятельности в общем, музыкальном и творческом развитии личности ребенка;
- основами музыкальной культуры, музыкальным репертуаром к различным видам детской музыкальной деятельности, исполнительскими умениями и навыками;
- разнообразными методами и приемами музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- умениями по организации и руководству разнообразными формами музыкальной деятельности дошкольников;
- программными требованиями по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении и умениями по их коррекции с учетом новых концепций и подходов в воспитании детей.
Методы в обучении по дисциплине
всеобщий метод познания (диалектический); общенаучные методы; конкретнонаучные методы
Средства обучения дисциплине
Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/ А.Н.Зимина. - М., 2000.
Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007.
Мультимедийный проектор, СD проигрыватель, детские шумовые и звуковысотные инструменты.
Требования к результатам обучения
В результате ее изучения дисциплины студенты должны:
знать:
- основные черты музыки как вида искусства;
- задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста;
- основные подходы к определению понятия «музыкальность»,
- особенности систем музыкального воспитания,
- формы организации музыкальной деятельности дошкольников.
уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия, используя адекватные формы и методы музыкального воспитания;
- подбирать музыкальный репертуар (танцевальный и песенный) для организации досуга, развлечения;
- изготовить музыкально-дидактическую игру, игровой комплекс.
II. Содержание программы
2.1. Наименование тем лекционных занятий и их содержание
№ | Наименование раздела, темы | Содержание |
Специфика музыки как вида искусства. | Специфика искусства как формы общественного сознания. Место музыки в системе искусств. Влияние музыки на гармоничное развитие человека. Специфические черты музыкального искусства. Музыкальный звук и его характеристики. Понятие о нотации и способах фиксации музыкального звука на письме (его высоты, протяженности, силы, тембра). Нотная запись музыки. Средства выразительности в музыке (мелодия, лад, ритм, темп, динамика, тембр и др.). Значение средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа. | |
Теоретические основы музыкального воспитания и развития дошкольников. Ребенок как субъект музыкального воспитания. | Цель и задачи музыкального воспитания дошкольников. Сущность категорий «музыкальное воспитание», «музыкальное развитие», «музыкальное образование». Понятие о системе музыкального воспитания. Отечественные и зарубежные системы, концепции, программы, технологии музыкального воспитания, образования и развития детей. Понятие о музыкальной культуре личности. Особенности развития компонентов музыкально-эстетического сознания дошкольников. Понятие о музыкальности как комплексе музыкальных способностей. Трактовка понятия и структурных компонентов музыкальности в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях XX-XXI веков. Теории детерминации музыкальных способностей. Особенности развития музыкальности дошкольников. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием в дошкольном возрасте. | |
Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников. Игра как метод музыкального воспитания дошкольников. | Характеристика педагогического метода как способа взаимодействия педагога и воспитуемого. Разнообразие подходов к классификации методов музыкального воспитания. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов, пути придания им проблемности. Значение методов моделирования звуковысотных и ритмических отношений в развитии музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки». Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников. Подходы к классификации музыкально-дидактических игр (по различию игровых действий, по направленности на развитие определенной способности и др.), их возможности в развитии музыкальных способностей, формировании навыков музыкальной деятельности, интереса к музыке и музыкальной деятельности. | |
Музыкально-образовательная деятельность в музыкальном воспитании дошкольников. | Значение музыкально-образовательной деятельности в развитии музыкальности и формировании музыкальной культуры дошкольников. Методы и приемы формирования знаний о музыке в процессе музыкального восприятия, исполнительства, музыкального творчества. Примерный словарь музыкальных терминов, рекомендуемый для работы с детьми дошкольного возраста. | |
2.2. Наименование тем практических (семинарских, лабораторных) занятий и их содержание
№ | Наименование раздела, темы | Содержание |
Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников. | Наглядные пособия как средство обучения и развития. Психолого-педагогические требования к их изготовлению и использованию. Использование печатных наглядных пособий в работе с детьми дошкольного возраста. УМК как средство музыкального воспитания детей дошкольного возраста. | |
Игра как метод музыкального воспитания дошкольников | Структурные компоненты музыкально-дидактической игры. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников. | |
Методика приобщения дошкольников к восприятию музыки и к пению. | Активное музыкальное восприятие как импульс к музыкально-творческой деятельности. Требования к музыкальному репертуару для дошкольников. Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников. Особенности детского голоса и меры по его охране. Характеристика песенного репертуара для детей дошкольного возраста. Этапы разучивания песни. | |
Использование музыки в повседневной жизни учреждения дошкольного образования | Роль музыки в организации развлечений. Требования к организации развлечений и досугов. Музыкальное оформление праздничных утренников в дошкольном учреждении, требования к организации и проведении праздника. | |
Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности дошкольников | Особенности проведения занятий различных видов в разных возрастных группах, использования игровой формы проведения занятий. | |
Самостоятельная работа слушателей
Тема 1. Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников. (4 часа)
Задание – анализ печатных наглядных пособий в работе с детьми дошкольного возраста. Разработать планы вариантов музыкальных занятий с использованием записей вокальной и инструментальной музыки для разных возрастных групп.
Форма контроля – выступление студентов с докладами.
Литература:
1.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/ А.Н.Зимина. - М., 2000.
2.Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1982.
Тема 2. Игра как метод музыкального воспитания дошкольников (4 часа)
Задание – описание структурных компонентов музыкально-дидактической игры. Раскрыть полифункциональные возможности музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников.
Форма контроля – выступление студентов с докладами.
Литература:
1.Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. для уч-ся пед. уч-щ. / С.М.Шоломович [и др.] - Киев: Педагогика, 1985.
2.Музыкальное воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов вузов / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; под ред. О.П.Радыновой. М., 1994.
Тема 3. Методика приобщения дошкольников к восприятию музыки и к пению. (4 часа)
Задание – описание путей формирования певческих и музыкально-ритмических навыков, музыкального восприятия дошкольников на различных этапах детского возрастного развития.
Форма контроля – выступление студентов с докладами.
Литература:
Тема 4. Использование музыки в повседневной жизни учреждения дошкольного образования (4 часа)
Задание – написать реферат на тему: «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания на занятиях и в быту детского сада»
Форма контроля – индивидуальное представление выполненного задания в письменном виде.
Литература:
1.Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1982.
2.Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. для уч-ся пед. уч-щ. / С.М.Шоломович [и др.] - Киев: Педагогика, 1985.
3.Музыкальное воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов вузов / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; под ред. О.П.Радыновой. М., 1994.
4.Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007.
Тема 5. Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности дошкольников (4 часа)
Задание – разработать планы вариантов музыкальных занятий для групп детей смешанного типа.
Форма контроля – выступление студентов с докладами.
Литература:
1.Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов вузов/ О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили. М.: Владос, 1999.
2.Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие /Л.В.Школяр [и др.]. 2-е изд. - М., 1999.
III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей
Вопросы к зачету
1. Специфика музыки как вида искусства.
2. Белорусский музыкальный фольклор: его сущность и специфика как явления, особенности музыкального языка.
3. Становление и развитие жанров музыки письменной традиции.
4. Теоретические основы музыкального воспитания и развития дошкольников.
5. Ребенок как субъект музыкального воспитания.
6. Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников.
7. Игра как метод музыкального воспитания дошкольников.
8. Методика приобщения дошкольников к восприятию музыки.
9. Методика приобщения дошкольников к пению.
10. Методика приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям.
11. Методика приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям.
12. Методика приобщения дошкольников к игре на детских музыкальных инструментах.
13. Методика приобщения дошкольников к музыкальному творчеству.
14. Музыкально-образовательная деятельность в музыкальном воспитании дошкольников.
15. Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности дошкольников.
16. Использование музыки в повседневной жизни учреждения дошкольного образования.
17. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников в условиях учреждения дошкольного образования. Музыкальное воспитание детей в семье.
18. Деятельность педагогического коллектива по организации музыкального воспитания дошкольников.
Тематика рефератов
1. Музыкальный звук и его характеристики.
2. Средства выразительности в музыке (мелодия, лад, ритм, темп, динамика, тембр и др.).
3. Особенности развития компонентов музыкально-эстетического сознания дошкольников. Понятие о музыкальности как комплексе музыкальных способностей.
4. Возможности использования белорусского музыкального фольклора в музыкальном воспитании дошкольников.
5. Особенности развития музыкальности дошкольников.
6. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием в дошкольном возрасте.
7. Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников.
8. Классификация музыкально-дидактических игр и их возможности в развитии музыкальных способностей дошкольников.
9. Формировании навыков музыкальной деятельности, интереса к музыке и музыкальной деятельности у дошкольников.
10. Методы и приемы приобщения дошкольников к активному восприятию музыки.
11. Роль пения в музыкальном развитии ребенка.
12. Задачи пения как вида детской музыкальной деятельности.
13. Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников.
14. Особенности детского голоса и меры по его охране.
15. Характеристика песенного репертуара для детей дошкольного возраста.
16. Музыкально-ритмические движения как вид детской музыкальной деятельности, его задачи.
17. Формы организация коллективного музицирования дошкольников.
18. Приобщение дошкольников к музыкально-творческой деятельности.
19. Методы и приемы формирования знаний о музыке в процессе музыкального восприятия, исполнительства, музыкального творчества.
20. Возможности использования музыки различных жанров в работе с дошкольниками.
21. Роль и место музыки в быту учреждения дошкольного образования.
22. Самостоятельная музыкальная деятельности дошкольников.
23. Формы самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
24. Функции музыкального руководителя.
25. Структурные компоненты музыкально-дидактической игры.
26. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников.
27. Особенности детского голоса и меры по его охране.
28. Задачи музыкального воспитания детей в семье.
IV. Список рекомендуемой литературы
4.1. Основная литература
1. Беларускі дзіцячы фальклор /склад.: А.М.Аляхновіч, М.В.Рахчэеў, А.С.Фядосік, У.Д.Каструлёў. Мн.: Педагогіка, 1994.
2. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду
/ Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман. М.: Педагогика, 1983. ■
3. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/ А.Н.Зимина. - М., 2000.
4. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1982.
5. Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. для уч-ся пед. уч-щ. / С.М.Шоломович [и др.] - Киев: Педагогика, 1985.
6. Музыкальное воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов вузов / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; под ред. О.П.Радыновой. М., 1994.
7. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007.
8. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов вузов/ О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили. М.: Владос, 1999.
9. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие /Л.В.Школяр [и др.]. 2-е изд. - М., 1999.
4.2. Дополнительная литература
1. Алексеева, Л.Н. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста / Л.Н.Алексеева, Т.Э.Тютюнникова. - М.,1998.
2. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П.Анисимов. - М., 2004.
3. Анцыпирович, О.Н. В мире музыки: учебное наглядное пособие / О.Н.Анцыпирович, О.Н. Зыль. - Мн., 2005.
4. Аляхновіч, А.М. Музычная скарбонка / В.М. Анцытровіч. - Мазыр, 2007.
5. Аляхновіч, А.М. Фарміраванне музычнай культуры дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору / А.М. Аляхновіч; пад рэд. Н.С.Старжынскай. -Мінск, 2007.Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А.Ветлугина. - М., 1990.
6. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Н.А. Ветлугина. М., 1968.
7. Гусельки. Песни, стихи, загадки для детей дошкольного возраста / Вып. 1-90. -М., 1969-1991.
8. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада/ И.Л.Дзержинская. -М., 1985.
10. Зимина, А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-творческом развитии детей 4-8 лет / А.Н. Зимина. М.,1998.
11. Искорки. Песни для дошкольников. Вып. 1 -21. - М, 1971 -1991.
12. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? /Д.Б.Кабалевский. М., 1987.
13. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - М., 1986.
14. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах / Н.Г.Кононова. М., 1990.
15. Корой, Е.Ф. Анализ различных типов занятий в методической литературе // Формирование системы эстетического воспитания / Е.Ф.Корой; под.ред. Н.А.Ветлугиной. М., 1983.
16. Крьнічка: Беларускія народныя песні для дзяцей. Мн., 1989.
17. Ласкавае сонейка: Хрэстаматыя па музыцы для малодшых і сярэдніх груп дзіцячага сада. - Мн., 1997.
18. Льговская, Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. - М, 2007.
19. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А.Михайлова. - Ярославль, 1997.
20. Никашина, Г.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях / Г.А.Никашина. Мн., 2001.
21. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Г.П. Новикова. - М., 2000.
22. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Д.К.Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В.Тарасова и др.; под ред. Г.М.Цыпина. - М., 2003.
23. Радынова, О.П. Баюшки-баю: слушаем и поём колыбельные песни / О.П.Радынова. - М., 1995.
24. Радынова, О.П. Методы и приемы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. - 1994. - №6. - С.49.
25. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание детей: деятельность педагогического коллектива// Дошкольное воспитание. 1994. №11.- С.50.
26. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей: в 2ч. / О.П.Радынова. М., 1997.
27. Ремизовская, Е.Р. Солнышко: система, методика, опыт музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста / Е.Р.Ремизовская. Мн., 1996.
28. Рэмізоўская, А.Р. Праменьчык: Зборнік песень для дзяцей / А.Р.Рэмізоўская. -Мн., 1997.
29. Савельев, Г.В. Развитие музыкального восприятия дошкольников / Г.В.Савельев. Мозырь, 2005.
30. Спявайце з намі: Хрэстаматыя па музыцы для старэйшых груп дзіцячага сада. -Мн., 1996.
31. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей: избранные труды. В 2 т. Т. 1 / Б. М. Теплов; ред.-сост. Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. - М., 1985.
32. Утренняя гимнастика под музыку / сост. Е.П.Иова и др. - М.,1984.
33. Ходонович, Л.С. В мире музыки: пособие для детей старшего дошкольного возраста / Л.С.Ходонович. - Мн., 2000.
34. Ходонович, Л.С. Игровая продуктивная технология развития музыкального творчества дошкольников /Л.С.Ходонович. - Мн., 2007.
35. Ходонович, Л.С. Музыкально-творческое развитие дошкольников: планирование, учет и контроль / Л.С. Ходонович. - Мн., 2005.
36. Ходонович, Л.С. Приключения веселых музыкантов: диагностическая игра /Л.С.Ходонович. - Мозырь, 2003.
37. Ходонович, Л.С. Развитие музыкального творчества дошкольников/ Л.СХодонович. - Мн., 2007.
38. Ходонович, Л.С. Ребенок, игра, творчество/ Л.С.Ходонович. - Мн., 2002.
Литература для самостоятельного изучения
1. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей: В 2-ух т. - М., 1997.
2. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В.Тарасова. - М., 1988.
3. Ходонович, Л.С. Воспитываем и развиваем дошкольников в музыкальных играх / Л.С.Ходонович. Мн., 2000.
Тематический план
№ п/п | Наименования разделов, тем и форм текущей аттестации | Количество учебных часов | Этапы | Кафедра (цикловая комиссия) | |||||||||
Всего | распределение по видам занятий | ||||||||||||
аудиторные занятия | самостоятельная работа | ||||||||||||
лекции | практические занятия | семинарские занятия | круглые столы, тематические дискуссии | лабораторные занятия | деловые игры | тренинги | конференции | ||||||
1. | Специфика музыки как вида искусства. | ||||||||||||
2. | Теоретические основы музыкального воспитания и развития дошкольников. Ребенок как субъект музыкального воспитания. | ||||||||||||
3. | Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников. Игра как метод музыкального воспитания дошкольников. | ||||||||||||
4. | Музыкально-образовательная деятельность в музыкальном воспитании дошкольников. | ||||||||||||
5. | Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников. | ||||||||||||
6. | Игра как метод музыкального воспитания дошкольников | ||||||||||||
7. | Методика приобщения дошкольников к восприятию музыки и к пению. | ||||||||||||
8. | Использование музыки в повседневной жизни учреждения дошкольного образования | ||||||||||||
9. | Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности дошкольников | ||||||||||||
Форма текущей аттестации | |||||||||||||
ВСЕГО | зачет |