Самостоятельная работа слушателей




I. Введение

Цели преподавания дисциплины

Основными целями данной дисциплины является обеспечение теоретической и методической подготовки студентов в области музыкального воспитания дошкольников и содействие формированию музыкальной культуры студентов как части их общей культуры.

1.2. Задачами изучения дисциплины является овладение студентами:

- базовым понятийным аппаратом с целью осознания процессов, связанных с музыкальным воспитанием детей дошкольного возраста;

- знаниями о возможностях музыкального искусства и музыкальной деятельности в общем, музыкальном и творческом развитии личности ребенка;

- основами музыкальной культуры, музыкальным репертуаром к различным видам детской музыкальной деятельности, исполнительскими умениями и навыками;

- разнообразными методами и приемами музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

- умениями по организации и руководству разнообразными формами музыкальной деятельности дошкольников;

- программными требованиями по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении и умениями по их коррекции с учетом новых концепций и подходов в воспитании детей.

 

Методы в обучении по дисциплине

всеобщий метод познания (диалектический); общенаучные методы; конкретнонаучные методы

 

Средства обучения дисциплине

Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/ А.Н.Зимина. - М., 2000.

Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007.

Мультимедийный проектор, СD проигрыватель, детские шумовые и звуковысотные инструменты.

Требования к результатам обучения

В результате ее изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- основные черты музыки как вида искусства;

- задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

- основные подходы к определению понятия «музыкальность»,

- особенности систем музыкального воспитания,

- формы организации музыкальной деятельности дошкольников.

уметь:

- организовывать и проводить различные мероприятия, используя адекватные формы и методы музыкального воспитания;

- подбирать музыкальный репертуар (танцевальный и песенный) для организации досуга, развлечения;

- изготовить музыкально-дидактическую игру, игровой комплекс.


II. Содержание программы

2.1. Наименование тем лекционных занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
  Специфика музыки как вида искусства. Специфика искусства как формы общественного сознания. Место музыки в системе искусств. Влияние музыки на гармоничное развитие человека. Специфические черты музыкального искусства. Музыкальный звук и его характеристики. Понятие о нотации и способах фиксации музыкального звука на письме (его высоты, протяженности, силы, тембра). Нотная запись музыки. Средства выразительности в музыке (мелодия, лад, ритм, темп, динамика, тембр и др.). Значение средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа.
  Теоретические основы музыкального воспитания и развития дошкольников. Ребенок как субъект музыкального воспитания. Цель и задачи музыкального воспитания дошкольников. Сущность категорий «музыкальное воспитание», «музыкальное развитие», «музыкальное образование». Понятие о системе музыкального воспитания. Отечественные и зарубежные системы, концепции, программы, технологии музыкального воспитания, образования и развития детей. Понятие о музыкальной культуре личности. Особенности развития компонентов музыкально-эстетического сознания дошкольников. Понятие о музыкальности как комплексе музыкальных способностей. Трактовка понятия и структурных компонентов музыкальности в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях XX-XXI веков. Теории детерминации музыкальных способностей. Особенности развития музыкальности дошкольников. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием в дошкольном возрасте.
  Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников. Игра как метод музыкального воспитания дошкольников. Характеристика педагогического метода как способа взаимодействия педагога и воспитуемого. Разнообразие подходов к классификации методов музыкального воспитания. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов, пути придания им проблемности. Значение методов моделирования звуковысотных и ритмических отношений в развитии музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки». Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников. Подходы к классификации музыкально-дидактических игр (по различию игровых действий, по направленности на развитие определенной способности и др.), их возможности в развитии музыкальных способностей, формировании навыков музыкальной деятельности, интереса к музыке и музыкальной деятельности.
  Музыкально-образовательная деятельность в музыкальном воспитании дошкольников. Значение музыкально-образовательной деятельности в развитии музыкальности и формировании музыкальной культуры дошкольников. Методы и приемы формирования знаний о музыке в процессе музыкального восприятия, исполнительства, музыкального творчества. Примерный словарь музыкальных терминов, рекомендуемый для работы с детьми дошкольного возраста.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 


2.2. Наименование тем практических (семинарских, лабораторных) занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
  Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников.   Наглядные пособия как средство обучения и развития. Психолого-педагогические требования к их изготовлению и использованию. Использование печатных наглядных пособий в работе с детьми дошкольного возраста. УМК как средство музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
  Игра как метод музыкального воспитания дошкольников Структурные компоненты музыкально-дидактической игры. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников.
  Методика приобщения дошкольников к восприятию музыки и к пению. Активное музыкальное восприятие как импульс к музыкально-творческой деятельности. Требования к музыкальному репертуару для дошкольников. Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников. Особенности детского голоса и меры по его охране. Характеристика песенного репертуара для детей дошкольного возраста. Этапы разучивания песни.
  Использование музыки в повседневной жизни учреждения дошкольного образования Роль музыки в организации развлечений. Требования к организации развлечений и досугов. Музыкальное оформление праздничных утренников в дошкольном учреждении, требования к организации и проведении праздника.
  Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности дошкольников Особенности проведения занятий различных видов в разных возрастных группах, использования игровой формы проведения занятий.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 


Самостоятельная работа слушателей

 

Тема 1. Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников. (4 часа)

Задание – анализ печатных наглядных пособий в работе с детьми дошкольного возраста. Разработать планы вариантов музыкальных занятий с использованием записей вокальной и инструментальной музыки для разных возрастных групп.

Форма контроля – выступление студентов с докладами.

Литература:

1.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/ А.Н.Зимина. - М., 2000.

2.Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1982.

 

Тема 2. Игра как метод музыкального воспитания дошкольников (4 часа)

Задание – описание структурных компонентов музыкально-дидактической игры. Раскрыть полифункциональные возможности музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников.

Форма контроля – выступление студентов с докладами.

Литература:

 

1.Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. для уч-ся пед. уч-щ. / С.М.Шоломович [и др.] - Киев: Педагогика, 1985.

2.Музыкальное воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов вузов / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; под ред. О.П.Радыновой. М., 1994.

Тема 3. Методика приобщения дошкольников к восприятию музыки и к пению. (4 часа)

Задание – описание путей формирования певческих и музыкально-ритмических навыков, музыкального восприятия дошкольников на различных этапах детского возрастного развития.

Форма контроля – выступление студентов с докладами.

Литература:

Тема 4. Использование музыки в повседневной жизни учреждения дошкольного образования (4 часа)

Задание – написать реферат на тему: «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания на занятиях и в быту детского сада»

Форма контроля – индивидуальное представление выполненного задания в письменном виде.

Литература:

1.Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1982.

2.Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. для уч-ся пед. уч-щ. / С.М.Шоломович [и др.] - Киев: Педагогика, 1985.

3.Музыкальное воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов вузов / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; под ред. О.П.Радыновой. М., 1994.

4.Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007.

 

Тема 5. Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности дошкольников (4 часа)

Задание – разработать планы вариантов музыкальных занятий для групп детей смешанного типа.

Форма контроля – выступление студентов с докладами.

Литература:

1.Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов вузов/ О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили. М.: Владос, 1999.

2.Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие /Л.В.Школяр [и др.]. 2-е изд. - М., 1999.
III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей

Вопросы к зачету

1. Специфика музыки как вида искусства.

2. Белорусский музыкальный фольклор: его сущность и специфика как явления, особенности музыкального языка.

3. Становление и развитие жанров музыки письменной традиции.

4. Теоретические основы музыкального воспитания и развития дошкольников.

5. Ребенок как субъект музыкального воспитания.

6. Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников.

7. Игра как метод музыкального воспитания дошкольников.

8. Методика приобщения дошкольников к восприятию музыки.

9. Методика приобщения дошкольников к пению.

10. Методика приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям.

11. Методика приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям.

12. Методика приобщения дошкольников к игре на детских музыкальных инструментах.

13. Методика приобщения дошкольников к музыкальному творчеству.

14. Музыкально-образовательная деятельность в музыкальном воспитании дошкольников.

15. Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности дошкольников.

16. Использование музыки в повседневной жизни учреждения дошкольного образования.

17. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников в условиях учреждения дошкольного образования. Музыкальное воспитание детей в семье.

18. Деятельность педагогического коллектива по организации музыкального воспитания дошкольников.

Тематика рефератов

 

1. Музыкальный звук и его характеристики.

2. Средства выразительности в музыке (мелодия, лад, ритм, темп, динамика, тембр и др.).

3. Особенности развития компонентов музыкально-эстетического сознания дошкольников. Понятие о музыкальности как комплексе музыкальных способностей.

4. Возможности использования белорусского музыкального фольклора в музыкальном воспитании дошкольников.

5. Особенности развития музыкальности дошкольников.

6. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием в дошкольном возрасте.

7. Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников.

8. Классификация музыкально-дидактических игр и их возможности в развитии музыкальных способностей дошкольников.

9. Формировании навыков музыкальной деятельности, интереса к музыке и музыкальной деятельности у дошкольников.

10. Методы и приемы приобщения дошкольников к активному восприятию музыки.

11. Роль пения в музыкальном развитии ребенка.

12. Задачи пения как вида детской музыкальной деятельности.

13. Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников.

14. Особенности детского голоса и меры по его охране.

15. Характеристика песенного репертуара для детей дошкольного возраста.

16. Музыкально-ритмические движения как вид детской музыкальной деятельности, его задачи.

17. Формы организация коллективного музицирования дошкольников.

18. Приобщение дошкольников к музыкально-творческой деятельности.

19. Методы и приемы формирования знаний о музыке в процессе музыкального восприятия, исполнительства, музыкального творчества.

20. Возможности использования музыки различных жанров в работе с дошкольниками.

21. Роль и место музыки в быту учреждения дошкольного образования.

22. Самостоятельная музыкальная деятельности дошкольников.

23. Формы самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

24. Функции музыкального руководителя.

25. Структурные компоненты музыкально-дидактической игры.

26. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников.

27. Особенности детского голоса и меры по его охране.

28. Задачи музыкального воспитания детей в семье.


IV. Список рекомендуемой литературы

4.1. Основная литература

1. Беларускі дзіцячы фальклор /склад.: А.М.Аляхновіч, М.В.Рахчэеў, А.С.Фядосік, У.Д.Каструлёў. Мн.: Педагогіка, 1994.

2. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду

/ Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман. М.: Педагогика, 1983. ■

3. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/ А.Н.Зимина. - М., 2000.

4. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1982.

5. Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. для уч-ся пед. уч-щ. / С.М.Шоломович [и др.] - Киев: Педагогика, 1985.

6. Музыкальное воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов вузов / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; под ред. О.П.Радыновой. М., 1994.

7. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007.

8. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов вузов/ О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили. М.: Владос, 1999.

9. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие /Л.В.Школяр [и др.]. 2-е изд. - М., 1999.

 

4.2. Дополнительная литература

1. Алексеева, Л.Н. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста / Л.Н.Алексеева, Т.Э.Тютюнникова. - М.,1998.

2. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П.Анисимов. - М., 2004.

3. Анцыпирович, О.Н. В мире музыки: учебное наглядное пособие / О.Н.Анцыпирович, О.Н. Зыль. - Мн., 2005.

4. Аляхновіч, А.М. Музычная скарбонка / В.М. Анцытровіч. - Мазыр, 2007.

5. Аляхновіч, А.М. Фарміраванне музычнай культуры дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору / А.М. Аляхновіч; пад рэд. Н.С.Старжынскай. -Мінск, 2007.Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А.Ветлугина. - М., 1990.

6. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Н.А. Ветлугина. М., 1968.

7. Гусельки. Песни, стихи, загадки для детей дошкольного возраста / Вып. 1-90. -М., 1969-1991.

8. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада/ И.Л.Дзержинская. -М., 1985.

10. Зимина, А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-творческом развитии детей 4-8 лет / А.Н. Зимина. М.,1998.

11. Искорки. Песни для дошкольников. Вып. 1 -21. - М, 1971 -1991.

12. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? /Д.Б.Кабалевский. М., 1987.

13. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - М., 1986.

14. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах / Н.Г.Кононова. М., 1990.

15. Корой, Е.Ф. Анализ различных типов занятий в методической литературе // Формирование системы эстетического воспитания / Е.Ф.Корой; под.ред. Н.А.Ветлугиной. М., 1983.

16. Крьнічка: Беларускія народныя песні для дзяцей. Мн., 1989.

17. Ласкавае сонейка: Хрэстаматыя па музыцы для малодшых і сярэдніх груп дзіцячага сада. - Мн., 1997.

18. Льговская, Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. - М, 2007.

19. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А.Михайлова. - Ярославль, 1997.

20. Никашина, Г.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях / Г.А.Никашина. Мн., 2001.

21. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Г.П. Новикова. - М., 2000.

22. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Д.К.Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В.Тарасова и др.; под ред. Г.М.Цыпина. - М., 2003.

23. Радынова, О.П. Баюшки-баю: слушаем и поём колыбельные песни / О.П.Радынова. - М., 1995.

24. Радынова, О.П. Методы и приемы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. - 1994. - №6. - С.49.

25. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание детей: деятельность педагогического коллектива// Дошкольное воспитание. 1994. №11.- С.50.

26. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей: в 2ч. / О.П.Радынова. М., 1997.

27. Ремизовская, Е.Р. Солнышко: система, методика, опыт музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста / Е.Р.Ремизовская. Мн., 1996.

28. Рэмізоўская, А.Р. Праменьчык: Зборнік песень для дзяцей / А.Р.Рэмізоўская. -Мн., 1997.

29. Савельев, Г.В. Развитие музыкального восприятия дошкольников / Г.В.Савельев. Мозырь, 2005.

30. Спявайце з намі: Хрэстаматыя па музыцы для старэйшых груп дзіцячага сада. -Мн., 1996.

31. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей: избранные труды. В 2 т. Т. 1 / Б. М. Теплов; ред.-сост. Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. - М., 1985.

32. Утренняя гимнастика под музыку / сост. Е.П.Иова и др. - М.,1984.

33. Ходонович, Л.С. В мире музыки: пособие для детей старшего дошкольного возраста / Л.С.Ходонович. - Мн., 2000.

34. Ходонович, Л.С. Игровая продуктивная технология развития музыкального творчества дошкольников /Л.С.Ходонович. - Мн., 2007.

35. Ходонович, Л.С. Музыкально-творческое развитие дошкольников: планирование, учет и контроль / Л.С. Ходонович. - Мн., 2005.

36. Ходонович, Л.С. Приключения веселых музыкантов: диагностическая игра /Л.С.Ходонович. - Мозырь, 2003.

37. Ходонович, Л.С. Развитие музыкального творчества дошкольников/ Л.СХодонович. - Мн., 2007.

38. Ходонович, Л.С. Ребенок, игра, творчество/ Л.С.Ходонович. - Мн., 2002.

 

Литература для самостоятельного изучения

1. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей: В 2-ух т. - М., 1997.

2. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В.Тарасова. - М., 1988.

3. Ходонович, Л.С. Воспитываем и развиваем дошкольников в музыкальных играх / Л.С.Ходонович. Мн., 2000.


Тематический план

№ п/п Наименования разделов, тем и форм текущей аттестации Количество учебных часов Этапы Кафедра (цикловая комиссия)
Всего распределение по видам занятий
аудиторные занятия самостоятельная работа
лекции практические занятия семинарские занятия круглые столы, тематические дискуссии лабораторные занятия деловые игры тренинги конференции
                           
1. Специфика музыки как вида искусства.                        
2. Теоретические основы музыкального воспитания и развития дошкольников. Ребенок как субъект музыкального воспитания.                        
3. Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников. Игра как метод музыкального воспитания дошкольников.                        
4. Музыкально-образовательная деятельность в музыкальном воспитании дошкольников.                        
5. Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников.                          
6. Игра как метод музыкального воспитания дошкольников                        
7. Методика приобщения дошкольников к восприятию музыки и к пению.                        
8. Использование музыки в повседневной жизни учреждения дошкольного образования                        
9. Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности дошкольников                        
                           
                           
                           
                           
Форма текущей аттестации                        
ВСЕГО                       зачет

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: