Кредит как средство государственного регулирования экономики




 

Кредит в современных условиях служит объектом активного государственного регулирования. Денежным кредитным регулированием называют совокупность мероприятий государства, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынки ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов в целях воздействия на экономику. Центральный банк при этом является главным, но не единственным органом регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспертов на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего народного хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценивание денег, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно, в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае – на ее сокращение, переход к политике «дорогих денег». Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).[5]

Способность банковской системы создавать денежные средства – это одна из причин, из-за которой государство должна так жестко регулировать её деятельность. Использование чековых заменителей денег (векселей, чековых счетов и т. п.) имеет большое значение для получения национальной денежной системой независимости от внешнего влияния и, особенно, от внешних финансовых потрясений, которые в первую очередь являются результатом увязывания национальных валютных систем к мировой системе, и передаче денежных регуляторов в руки мировых финансовых кругов. [8]

Существуют разные формы кредитного регулирования.

Рефинансирование коммерческих банков. Термин “рефинансирование” означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный случай – переучет векселей, находящихся в портфелях коммерческих банков и операции на открытом рынке.

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по процентной ставке. Эту ставку переучета называют также официальной учетной (процентной) ставкой. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. Изменение официальной процентной ставки оказывает существенное влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, т.к. происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, то заставляет другие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Неэффективность использования данного метода заключается в следующем: этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. Постепенно данный метод утратил свое значение и главным методом рефинансирования банков стали интервенции центрального банка на денежном рынке, получившие название операций на открытом рынке. Этот метод кредитного регулирования заключается в том, что предоставление денежных средств банками происходит постоянно путем покупки государственных облигаций и казначейских векселей на сумму, зависящую от решения центрального банка по ставке, которая может постоянно изменяться. Приобретение ценных бумаг или казначейских векселей у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, например, покупают казначейские векселя на условиях их обратного выкупа коммерческими банками по заранее установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту.

Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной политики. Главное ее отличие – это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.[12]

Политика обязательных резервов. Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу.[12]

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению страхования банки прибегают обычно в период усиления инфляционных процессов.[20]

Суть этого метода регулирования заключается в следующем: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются разные темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, т.к. государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.[12]

Политика центрального банка распространяется непосредственно на объекты его контроля – кредиты прочих банков, а не их ликвидность, как в случае использования косвенных методов регулирования. Этим также объясняется большая эффективность кредитных ограничений.[16]

Данный метод регулирования имеет ряд недостатков. Остановимся на наиболее важных из них. Во-первых, происходит ухудшение функционирования банковской системы в целом. Банковские учреждения должны выполнять предписания эмиссионного института в сфере активных операций. Т.е. зная заранее предельные размеры своей деятельности, банки не стремятся их превысить, поскольку это запрещено административно. Рынок оказывается как бы заранее разделенным между отдельными кредиторами. Получается, что контингентированием охвачены не только ссудные, но и заемные операции. В итоге кредитные ограничения мешают конкуренции в банковском деле, поскольку банк был вынужден заморозить дополнительную сумму ресурсов на беспроцентном счете в эмиссионном институте.[12]

Анализ двух методов кредитного регулирования показывает, что установление и изменение нормы обязательных резервов имеют свои достоинства и недостатки по сравнению с методами рефинансирования банков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для коммерческих и иных банков является сугубо административным методом, в отличие от операций на открытом рынке, относящихся к рыночным методам регулирования.

Если рефинансирование влияет избирательно на банки, то политика обязательных резервов действует в целом в рамках всей кредитной системы. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, например инвестиционные и другие специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, окажутся в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, обладающими большими ресурсами.[6]

Политика количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты прежде всего своим традиционным клиентам – как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.[12]

Нужно отметить, что добиваясь при помощи политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.

В целом, можно сказать, что благодаря эффективному регулированию денежно-кредитной политики, государство может добиться серьёзных результатов. В странах с развитой рыночной экономикой с широко разветвлёнными кредитными отношениями, которые опосредуют платежи, расчёты базируются на использовании оборотных документов (векселей, чеков), которые передаются из рук в руки почти так же свободно, как и деньги, и во многих случаях являются безопасными, удобными и простыми в использовании. Признанными процессом оборота бумагами они заменяют деньги, реальный денежный капитал и на этом экономят миллиардные суммы, которые направляют на инвестиции.[13]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Вызывая к жизни различные формы кредитных денег, он может обеспечить в период перехода России к рынку создание базы для ускоренного развития безналичных расчетов, внедрения их новых способов. Все это будет способствовать экономии издержек обращения и повышению эффективности общественного воспроизводства в целом.

Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а, следовательно, концентрации производства. Он может сыграть заметную роль и в осуществлении программы приватизации государственной и муниципальной собственности на основе акционирования предприятий. Условием размещения акций на рынке являются накопление значительных денежных капиталов и их сосредоточение в кредитной системе. Кредитная система в лице банков принимает активное участие и в самом выпуске, и размещении акций.

Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса.

Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, предоставляя правительственные гарантии и льготы, государство ориентирует банки на преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ социально-экономического развития. Государство может использовать кредит для стимулирования капитальных вложений, жилищного строительства, экспорта товаров, освоения отсталых регионов.

Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве.

Кредитная система, в первую очередь, представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным и международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки.

В последнее время даже консерваторы и догматики, правда, под давлением начавшегося обвала нашей экономики вынуждены согласиться с необходимостью перехода к рынку. Мы же считаем, что при способе производства, естественно, есть и капиталистический рынок. Он определяет свой спрос и предложение»,— таковы ее представления. На рынке настаивают и другие, в том числе и весьма высокопоставленные защитники непреходящих ценностей созданного в нашей стране общественного строя.

В наше сознание глубоко въелась идеологическая догма, разрубавшая все, что есть, надвое — на капиталистическое и социалистическое.

Рыночные отношения формируются не в одночасье, к рынку нельзя «перейти» в установленные кем-то сроки. Это длинный и сложный процесс притирки друг к другу всех элементов рыночного хозяйства. Рынок - это не только сложнейшая система экономических, но и социальных отношений. В рынке высоко ценятся не только товары, но и такие качества людей, как честность, порядочность, деловитость, профессионализм. Формирование этих качеств – проблема не одного дня.

 

 

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маковикова Г.А. Экономическая теория. – СПб: Питер, 2001.

2. Баканов М.И, Мельник М.В, Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2005.

3. Вахрин П.И., Нешитай А.С. Финансы: Учебник для ВУЗов. - М.: Инф.-внедр. центр Маркетинг, 2000.

4. Веремейкина В.Д. Становление и развитие ипотечного кредита в РФ: Анализ и оценка его эффективности: диссертация кандидата экономических наук 08.00.10. – М.: 2003.

5. Волынский В. С. Кредит в условиях современного капитализма. – М.: Политиздат, 1991.

6. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

7. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория: Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

8. История экономических учений: Учебное пособие для вузов. – Харьков: НТУ «ХПИ», 2002.

9. Казанская А.Ю. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах). - Таганрог: ЮФУ, 2007.

10. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2001.

11. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. -М.: Финансы и статистика, 2004.

12. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.

13. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И. и др. Курс экономической теории: Учебник / Под редакцией М.И. Плотницкого. - М.: Интерпрессервис «Мисанта», 2003.

14. Популярная экономическая энциклопедия. – 1 CD. – К.: ОАО «Енисей Групп», 2005.

15. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001.

16. Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

18. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» / Под. ред. к.э.н. доцента А.С. Булатова. - М.: БЕК, 1997.

19. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспет, 2001.

20. www.beafnd.org

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: