Политические конфликты и органы государственной безопасности




 

Государственная безопасность — одна из составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз.

Органы Государственной Безопасности (далее ОГБ) - важная составная часть правоохранительной системы государства; это особые органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего госстроя, внешней и внутренней безопасности государства.

В демократических государствах ОГБ борются с такими уголовными преступлениями, как терроризм, государственная измена, шпионаж, диверсии, посягательства на жизнь государственных деятелей, насильственный захват власти и вооруженный мятеж. В недемократических (авторитарных, тоталитарных) государствах деятельность ОГБ направлена как против указанных выше уголовных преступлений (часто приобретающих "политический" характер), так и против вполне мирной общественной активности политических оппонентов режима ("диссидентов").

Каждое государство стремится расширить свои понятия внешней и внутренней безопасности, что ведёт к росту активности ОГБ во всём мире. Одновременно ОГБ разных стран вынуждены всё в большей мере координировать и объединять свои усилия в борьбе с такими серьёзными угрозами глобальной безопасности, как организованная преступность, терроризм, экологические катастрофы и т.д.

Для обеспечения безопасности (т.е. состояния защищенности важных интересов личности, общества и государства), спокойного развития страны и противодействия внешним и внутренним врагам, государство имеет в своем распоряжении и на службе определенные органы.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Согласно Закону РФ «О безопасности» (в редакции 2005 года) в ст. 2 относит к ОГБ чуть ли не все госорганы, вне зависимости от принадлежности их к ветвям госвласти: «государство осуществляет функции в области обеспечения безопасности через органы законодательной, исполнительной и судебной властей».

К числу ОГБ относят: Вооруженные силы, Совет безопасности РФ, органы федеральной службы безопасности (ФСБ); органы внутренних дер, внешней разведки, Государственная противопожарная служба, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

В Российской Федерации основным исполнительным органом, на который возложено обеспечение государственной безопасности, является Федеральная служба безопасности (ФСБ).

Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям (ст.8 Закона):

· контрразведывательная деятельность;

· борьба с преступностью и террористической деятельностью;

· разведывательная деятельность;

· пограничная деятельность;

· обеспечение информационной безопасности.

На органы государственной безопасности возлагались в основном функции разведки, контрразведки, борьбы с экономическим саботажем и др., эти же органы осуществляли политику массовых репрессий, организовывали политические процессы против «врагов народа», вели следствие и создавали фальсифицированные дела по контрреволюционным преступлениям, преследовали инакомыслящих.

В декабре 1917 года пришедшие к власти большевики создали «Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем» (ВЧК) и наделили ее полномочиями репрессивного характера. ВЧК получила чрезвычайные полномочия и стала применять карательные меры вплоть до расстрела на месте. Право ВЧК применять высшую меру без суда и следствия подтверждено постановлением СНК от 5 сентября 1918 «О красном терроре». (может как пример решения полит.к-та?)

ОГБ, имеющие перед собой основной целью сохранение и защиту государства, становятся эффективным средством, находящимся вне текущей политики и сдерживающим разрушительные силы политических конфликтов. В политической области деятельность ОГБ проявляется, прежде всего, в вопросах мира и войны - позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов.

 

 

10. Этика управления политическим конфликтом

В управлении политическим конфликтом очень велико значение этических норм и регуляторов. Именно нравственно-мировоззренческая система этих норм определяет общественную и индивидуальную моральную оценку целей и средств политического противоборства, их соотнесения с категориями добра и зла, оправдание, осуждение и уровень поддержки «справедливой» или «несправедливой» позиции в конфликте, «правоты» и «неправоты» его участников и т. д.; то есть, в конечном счете, духовную мотивацию политической деятельности.

Политика большей частью является упорядоченным урегулированием конфликтов. Избежать их невозможно - в обществе всегда есть почва для конфликтов. Задача политиков - предпринимать меры предосторожности против силового решения конфликтов и разрабатывать правила для мирного обращения людей друг с другом в условиях конфликта.

Политический порядок предполагает возможность участвовать в решении конфликта всех заинтересованных сторон. Политический порядок касается прежде всего проблемы равномерного распределения власти в обществе. Это тем более сложная проблема в отношениях между государствами, поскольку для государств нет вышестоящей инстанции, которой они могли бы подчиниться.

Политический порядок является отражением того, что думают политики о конфликтах: должны ли они быть подавлены, свободно решаемы или полностью исключены, и чего следует при этом ожидать или требовать от людей.

Поскольку конфликты неизбежны, задача политики - найти этический компромисс, т. е. такой, какой не вызывал бы моральных возражений.

В римском праве этим словом обозначали взаимно обязывающее обещание двух сторон подчиниться одному совместно выбранному судье. Георг Зиммель назвал компромисс крупнейшим изобретением человечества.

Сегодня под компромиссом понимают соглашение между конкурирующими лицами или группами, которое достигается взаимными частичными уступками.

В политике компромиссы неизбежны.

Определяющей фигурой компромисса является третье лицо, выступающее в качестве посредника. Это может быть социальный институт, организация, партия, комитет, суд и т. д.

Компромисс - это не дешевое уравнивание между материальными интересами сторон на удобной середине, а свободное посредничество между группами людей, которое связывает их различия и конкурентную борьбу с необходимым минимумом общности. Поэтому компромисс - это высшее этическое достижение и выражение политического искусства.

В политике мир важнее, чем истина. Этическая граница политического компромисса проходит там, где включаются такие убеждения и действия, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, например, пытки, убийство невиновных, пропаганда человеконенавистничества, классовой ненависти.

 

Этика власти обосновывает институты контроля власти, чтобы избежать злоупотреблений. Этот контроль должен осуществляться не из мотивов дружбы или из благосклонности политиков, а только по правилам справедливости. Этика власти обосновывает институты контроля власти, такие, как свобода общественного мнения, избирательное право, разделение властей, решение большинства и право на иск при независимом судопроизводстве. Основными принципами этики власти являются принцип взаимности (ибо длительная человеческая коммуникация невозможна без взаимности) и умеренность в использовании власти, ибо ее противоположность разрушает минимум доверия.

Тот, кто постоянно и принципиально разрушает минимум взаимности и солидарности среди людей, применяя власть, вскоре теряет кредит доверия, а значит, и власть. Тогда у него остается только путь насилия.

Таким образом, разумная, контролируемая правилами взаимности деятельность власти необходима для того, чтобы предотвратить насилие.

Политическая власть основана на признании других в качестве ближних и признании легитимными их интересов.

Поэтому этика, кроме правильно понятого собственного интереса, вводит в поле зрения основополагающую солидарность между людьми как самое сильное обоснование разумности и справедливости.

«Дискурсивная этика» (1992) Юргена Хабермаса - один из вариантов социальной этики, объектом которой является этика спора, имеющая общие для всех участников ценности и цели, но не имеющая метафизического обоснования.

Дискурсивная этика исходит из констатации феномена человеческой интеракции и устанавливает правила дискурса между людьми и между институтами, которые являются необходимым условием успешного взаимодействия. Хабермас исследует предпосылки, на которых должна строиться интеракция, чтобы она не кончилась конфликтом или ущербом. Он видит эти предпосылки в правилах дискурса, когда участвующие встречаются как свободные и равные. Действия, которые следуют этим правилам, он называет коммуникативными, в отличие от действий стратегических, рациональных, рассчитанных на успех.

Основное правило дискурса можно обозначить коммуникативно-теоретическим вариантом категорического императива: «Каждая действующая норма должна удовлетворять условию, чтобы последствия и побочные действия, которые

предположительно повлечет за собой общее следование ей для удовлетворения интересов каждого отдельного, могли быть свободно приняты всеми теми, кого они касаются».

Дискурсивная этика имеет другое название «этика демократии», поскольку предпосылкой для дискурса является признание другого участником дискурса и готовность ненасильственно прояснять разногласия.

Этика власти основывается на двух базовых добродетелях: разумность и справедливость. Их следует дополнить третьей и четвертой добродетелями: это мужество (стойкость) и благоразумие (умеренность).

Мужество - это готовность принимать ущерб ради более высоких благ.

Добродетель благоразумия предполагает ограничение конкуренции интересов с помощью этики солидарности и кооперации.

Добродетель умеренности проявляется также в таком качестве, как способность контролировать и сдерживать страсти в политическом споре, перегруженном эмоциями.

Кроме того, в современной демократии, которая иногда обозначается как демократия настроения или демократия зрителей, существуют опасные формы демагогии и дешевой агитации. В этом контексте уместно говорить о добродетели умеренности или благоразумия.

Политический стиль - проявление политической культуры.

Центральным понятием политического стиля является политическая речь, ибо слово - важнейшее средство политического спора.

Основной грех политиков по отношению к хорошему дискуссионному стилю состоит в стремлении завуалировать то, о чем идет речь в политическом конфликте. Завуалирование чаще всего пользуется методом восхождения на возвышенный уровень с помощью основополагающих моральных понятий.

Часто с помощью морализующей речи, обвиняющей противника в несправедливости, скрывают действительное развитие событий.

Можно было бы смириться с вербальными атаками политиков, если бы в них присутствовало хоть немного юмора. Именно юмор является выражением спокойствия и знаком того, что политик воспринимает себя не слишком важным.

Это положение усугубляется средствами массовой информации.

Телевизор, ставший основным средством получения информации, невольно ведет к перевесу образов и настроений в противоположность веским аргументам. Радио в своих новостях тоже сбивается к стилю избитых фраз и заголовков В дополнение к этому многие молодые журналисты склонны видеть свою задачу не в качественной информации, а в создании настроения. Средства для этого известны. Это персонализация, эмоциональная окраска, драматизация, морализирование, подозрение.

Инфоразвлечение, так же как растущее смешение частного и общественного, является нарушением хорошего политического стиля.

Основная проблема современной политической культуры заключается в большом расхождении между надеждами и опасениями граждан, с одной стороны, и неизбежным повседневным политическим спором и прагматизмом политиков - с другой. Политические деятели не могут сделать ежедневные споры прозрачными относительно их целей, подробно не объясняется суть проблемы, недостаточно анализируются политические конфликты.

Этическое рассмотрение международной политики может исходить из двух принципов. Первый подход - это осознание правильно понятого интереса каждого государства.

Второй подход состоит в признании всеобщей солидарности между людьми, конкретизированной, к примеру, в этике прав человека.

Безусловно, и сегодня более сильные могут позволить себе больше бесцеремонности, чем слабые. Однако взаимная зависимость государств стала такой, что даже слабые могут нанести непоправимый ущерб сильным, по крайней мере, у них есть власть хаоса.

Интересы государств не являются постоянными величинами. Они меняются. Кроме того, многообразные интересы множества государств конкурируют друг с другом. Поэтому категории интереса явно недостаточно для этического обоснования политики. Нужна этика прав человека и, основанная на ней, идея солидарности.

Общий интерес и общее благо предполагает наличие целей, выходящих за пределы частных интересов. Такой целью является солидарность всех людей. В условиях растущей взаимозависимости всех народов и государств растет потребность в солидарности.

Со времени возникновения Лиги Наций война считается делом не только воюющих государств, но и сообщества государств. Устав Объединенных Наций ограничил право суверенного государства на ведение войны до права на оборону и, с точки зрения международного права, запретил захватнические войны.

Природное состояние всегда возможной войны должно быть переведено в правовое состояние, мир должен быть упрочен посредством союза, федерации свободных государств. К действующему международному праву относятся Декларация прав человека от 1948 г., а также два пакта о правах человека от 1966 г. При этом вопросы о правах человека являются не только внутренним делом отдельного государства. Существуют международные организации (МВФ, ВТО и др.), цель которых - осуществление международной кооперации.

Существует противоречие между универсальным требованием запрещения насилия и правами человека, с одной стороны, и государственным суверенитетом и требованием невмешательства во внутренние дела, с другой стороны. Эту дилемму можно смягчить, но нельзя устранить. Лишь взаимное признание государств как юридически равных дает возможность поиска международного правового порядка. Суверенитет отдельных государств не означает, что государство может полностью самовластно осуществлять свои интересы, в том числе с помощью насилия. Суверенитет отдельного государства контролируется международным правом, это суверенитет «under low», подчиненный закону.

Сюда относится готовность государств в некоторой степени отказаться от осуществления суверенных прав и часть из них передать транснациональным институтам. Действенность этих институтов зависит от того, насколько эффективно их поддерживают участники кооперации. Мир неотделим от прав человека и минимального стандарта справедливости. Возникает вопрос, насколько законной были интервенции в Сомали, Руанде, в Камбодже и на Балканах. Однако, с другой стороны, законен вопрос, должно ли мировое сообщество наблюдать массовое насильственное переселение и геноцид (Камбоджа, Босния, Руанда), должно ли оно спокойно взирать, когда непредсказуемая партийная или военная диктатура создает потенциал оружия массового уничтожения или угрожает экологической катастрофой.

 

 

Сегодня общепризнанным считается, что в политике при легитимации конфликта этика должна отдавать предпочтение компромиссу, практике консенсуса, процедуре округлого стола». Поэтому особое значение приобретает этика переговорного процесса. Современная политическая практика выработала подробные правила, своего рода «кодекс», проведения «круглого стола». Выделяют ряд обязательных норм «круглого стола», точное соблюдение которых может обеспечить, по мнению специалистов и практиков, успешное проведение переговорного процесса. Правило первое указывает участникам переговоров на недопустимость ориентации на победу одной стороны за счет ущемления интересов другой, что в свою очередь, требует соблюдения двух обязательных условий: а) следует сразу зафиксировать общий для всех участников отказ от притязания на монопольное владение политическими и моральными истинами, б) необходимо признание морального равноправия всех участников (в связи с чем необходимо воспитывать в себе культуру сомнения в собственной правоте). Правило второе исходит из того, что любой компромисс предполагает жертву (хотя и без чувства самоуничижения). Это правило обеспечивается так называемой этизацией конфликта, т.е. отношением к нему как к ситуации, в которой нет и не может быть победителей и проигравших, что, в свою очередь, помогает сблизить позиции участников переговоров, демонстрирует готовность к сотрудничеству. Правило третье требует от участников «круглого стола» всегда помнить, что «круглый стол» должен исключать максималистское «все или ничего», и не забывать, что возможен частичный консенсус («худой мир лучше доброй ссоры»). Правило четвертое напоминает участникам переговоров о том, что «круглый стол» — не застольная беседа, а большая, кропотливая работа. Практика переговорного процесса предусматривает также ряд этапов проведения «круглого стола»: «пирамида консенсуса» требует сосредоточиться на поиске средств достижения компромисса, а не на анализе целей сторон (первый вопрос диалога: от каких средств мы отказываемся?)', декларирование принципа «максимина» как оптимальное сочетание интереса участников, согласование желательного и возможного; «обмен ролями» как наиболее простой способ понимания другой стороны; «добрая воля» как предпосылка проведения «круглого стола», венчающая его работу и кладущая начало новому диалогу. Принципы и нормы современной парламентской этики. Проблема предупреждения конфликтов интересов

 

Парламентская этика — вид профессиональной этики, регулирующий отношения, возникающие в ходе законотворческой и иной парламентской деятельности, а также внепарламентской деятельности, связанной с исполнением функций народного представительства. Парламентская этика регулирует отношения, которые возникают в результате законотворческой и иной парламентской деятельности, а также внепарламентской деятельности, связанной с исполнением функций народного представителя. Основная ее особенность состоит в том, что она регулирует отношения не столько внутри узкого круга парламентариев, сколько их отношения с обществом и избирателями, заинтересованными в эффективной работе своего высшего законодательного органа. Это прекрасно понимают и представители средств массовой информации, и избиратели, которые критикуют парламент чаще всего не за то, какие отношения складываются между депутатами внутри парламента, а за проводимую парламентом политическую линию, за то, как он воздействует на общественно- политическую ситуацию в стране. По мнению профессора Д. Ф. Томпсона, парламентская (.законодательная) этика — это не то, как должны вести себя конгрессмены, а то, как должен функционировать демократический процесс в представительных органах власти. Автор справедливо относит парламентскую этику к разновидности политической этики, устанавливающей принципы и нормы отношений в представительных органах власти.

 

11. Методы политического сдерживания конфликтов

 

ПОЛИТИКА СДЕРЖИВАНИЯ - разновидность внешней политики миролюбивых государств, основной целью которой является снижение уровня военной опасности, ограничение возможности осуществления агрессии, активное сдерживание агрессора от любых попыток военно-силовых действий и развязывания военных конфликтов и войн.

 

Такая политика предполагает эффективное использование комплекса политических, экономических, военных и дипломатических мер для:

 

поддержания международной стабильности;

создания благоприятного баланса военных сил, сохранения паритета в стратегических средствах борьбы, нераспространения ядерного и обычного высокоточного дальнобойного оружия.

заблаговременного выявления и предупреждения возможных агрессивных акций, подготовки сил, средств и действий, направленных на их срыв;

создания потенциала, способного в случае агрессии в любых формах нанести агрессору неприемлемый ущерб (решающий фактор сдерживания).

При этом важнейшая роль сохраняется за предупреждением ядерной войны, а также случайного или провокационного применения любого ядерного и обычного высокоточного стратегического оружия.

Политика сдерживания в принципе не исключает ограниченного применения военной силы, но в основном она должна строиться на распространении понимания возможности ее применения в случае агрессии с неотвратимо тяжелыми последствиями для агрессора. Она может проводиться как отдельными государствами, так и группой государств в рамках коллективной обороны, использования миротворческих сил и «механизмов» ООН.

 

 

Из военной доктрины РФ:

 

Военная политика Российской Федерация направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.

 

Деятельность Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов

 

18. Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность Вооруженных Сил и других войск к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

 

Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, – важнейшая задача Российской Федерации.

 

19. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:

 

а) оценка и прогнозирование развития военно-политической обстановки на глобальном и региональном уровне, а также состояния межгосударственных отношений в военно-политической сфере с использованием современных технических средств и информационных технологий;

 

б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;

 

в) поддержание стратегической стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне;

 

г) поддержание Вооруженных Сил и других войск в заданной степени готовности к боевому применению;

 

д) укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными организациями (Европейским союзом и НАТО);

 

е) расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН и другими нормами международного права;

 

ж) соблюдение международных договоров в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений;

 

з) заключение и реализация соглашений в области контроля над обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению взаимного доверия;

 

и) создание механизмов регулирования двустороннего и многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны;

 

к) заключение международного договора о предотвращении размещения в космическом пространстве любых видов оружия;

 

л) участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями;

 

м) участие в борьбе с международным терроризмом.

 

Из четырехлетнего обзора военной политики США:

 

Предотвращение и сдерживание конфликтов. Неустанные усилия Америки по

продвижению общих интересов, не прибегая к оружию, являются отличительной

чертой ее руководящей роли в международной системе. Предотвращение роста угроз

интересам США требует интегрированного использования дипломатии, механизмов

развития и военных средств наряду с разведывательными, правоохранительными и

экономическими инструментами управления государством, чтобы помочь в развитии

потенциала партнеров по поддержанию и укреплению стабильности. При таком

подходе также требуется тесное взаимодействие с нашими союзниками и партнерами

для использования существующих альянсов и создания условий для продвижения

общих интересов.

Наш потенциал по сдерживанию по-прежнему основывается на сухопутных,

воздушных и морских силах, способных вести действия в условиях ограниченных и

крупномасштабных конфликтов, в которых применяются системы вооружений,

препятствующие доступу, такие как ПВО и другие тактические средства, а также на

силах, готовых реагировать на весь диапазон вызовов со стороны государственных и

негосударственных групп. Эти силы подкрепляются формирующимися возможностями

США по недопущению достижения противником своих целей на основе использования

систем противоракетной обороны, раннего оповещения и сбора разведданных,

отказоустойчивой инфраструктуры, а также нашего глобального присутствия и

стратегии в разных регионах мира. До тех пор, пока не будет достигнута цель

администрации по освобождению мира от ядерного оружия, поддержание ядерных сил

и средств будет оставаться одной из основных задач Министерства обороны. Мы

будем поддерживать безопасный, надежный и эффективный арсенал ядерного

сдерживания для недопущения нападения на США, на наших союзников и друзей.

В то время как американские войска активно задействованы в современных войнах,

деятельность Министерства по предотвращению и сдерживанию будет сосредоточена

на обеспечении глубокоэшелонированной обороны США; предотвращении

возникновения или повторного появления транснациональных террористических

угроз, включая «Аль-Каиду»; сдерживание других потенциально серьезных

противников. В будущем, по мере сокращения интенсивности и продолжительности

действий наших войск, планы Министерства по строительству ВС будут исходить из

возможности решения более широкого и глубокого диапазона задач по

предотвращению и сдерживанию, используя, где возможно, общегосударственный

подход и совместные действия с союзниками и партнерами.

 

12 Переговоры в конфликтных ситуациях

Медиация (от лат. «mediare» – посредничать) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с участием третьей нейтральной стороны – медиатора (посредника) с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию. Медиация как факт уже много веков существует в различных формах, и сегодня в своем современном виде пользуется популярностью и признанием в развитых странах вот уже несколько десятилетий. По статистике большинство мировых примирительных процедур с участием медиатора, а это более 80 % споров, разрешается заключением соглашения об урегулировании спора.

Принципы медиации

1 Беспристрастность

2 Конфиденциальность

3 Добровольность

Медиация необходима в следующих случаях:

1 Когда нужно прийти к тому или иному решению в результате переговоров и зафиксировать его документально

2 Когда между сторонами есть договоренности, которые они не могут или не желают раскрывать третьим лицам (а тем более в суде) и хотят сохранить конфиденциальность

3 Когда раздражение и эмоции конфликтующих сторон препятствуют эффективному общению сторон

4 Когда стороны ограничены временными рамками и экономят средства

5 Когда стороны хотят оставаться в партнерских или дружеских отношениях

Любые переговоры состоят из 3 стадий:

1.
подготовка;

2.
процесс переговоров;

3.
анализ подготовки, процесса и результатов переговоров.

Прежде чем начинать переговоры, следует составить себе ясное представление о том, чего хотите и на что можете рассчитывать вы, и чего хочет и на что может рассчитывать ваш оппонент. В зависимости от того, как вы определите ваши и вашего оппонента намерения и оцените возможности их осуществления. Вы можете выбрать наиболее подходящий для вас стиль ведения переговоров.

Наиболее популярная концепция, описывающая поведение в условиях конфликта, выделяет пять основных стратегий человеческого поведения:

1. избегание

2. соперничество

3. приспособление

4. компромисс

5. сотрудничество

13 Политические конфликты на постсоветском пространстве

Это примеры

1. Грузия и Россия
2. Грузия и Южная Осетия
3. ОБСЕ и Южная Осетия
4. Грузино-абхазское урегулирование
5. грузино-абхазское противостояние (1989—1992)

 

Каждый из региональных конфликтов на пространстве СНГ имеет свою специфику и характерные черты.
Конфликт в Таджикистане, например, является конфликтом внутри одной нации и одной страны. В его происхождении велика роль традиционного противоборства между региональными клановыми группировками. Это конфликт с четко выраженной идеологией — противостояние светской и экстремистско-религиозной моделей государственности.

Противостояние в Абхазии в числе прочих специфических особенностей включает преобладание воинственного титульного национального меньшинства в провозглашенном им образовании, из которого вытеснено не титульное национальное большинство.

Южная Осетия дает пример деликатной этнической проблемы, когда одна небольшая национальность оказалась в силу нелепой игры истории разделенной между двумя суверенными государствами.

Исключительно сложный клубок противоречий являет собой нагорно-карабахский конфликт, в котором на фоне богатой предыстории скрестились интересы двух этносов как внутри одного государства, так и между их государственными образованиями.


Грузия и Россия

 

Грузино‑абхазский конфликт - один из самых острых межэтнических конфликтов на территории Южного Кавказа. Напряженность в отношениях между грузинским правительством и абхазской автономией проявлялась периодически еще в советский период. Миграционная политика, проводившаяся еще при Лаврентии Берии, привела к тому, что абхазы стали составлять небольшой процент от численности населения региона (к началу 1990-х годов их было не более 17% от всего населения Абхазии). Формировалась миграция грузин на территорию Абхазии (1937-1954 годы) путем подселения в абхазские села, а также заселения грузинами греческих сел, освободившихся после депортации греков из Абхазии в 1949 году. Абхазский язык (вплоть до 1950 года) был исключен из программы средней школы и заменен обязательным изучением грузинского языка. Массовые выступления и волнения среди абхазского населения с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР вспыхивали в апреле 1957 года, в апреле 1967 года и самые крупные ‑ в мае и сентябре 1978 года.

Обострение отношений между Грузией и Абхазией началось 18 марта 1989 года. В этот день в деревне Лыхны (древней столице абхазских князей) состоялся 30 тысячный Сход абхазского народа, который выдвинул предложение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении ее в статусе союзной республики.

15-16 июля 1989 года в Сухуми произошли столкновения между грузинами и абхазами. В ходе беспорядков, по имеющимся сообщениям, погибло 16 человек и около 140 было ранено. Для прекращения беспорядков были применены войска. Руководство республики тогда сумело урегулировать конфликт и произошедшее осталось без серьезных последствий. Позднее стабилизировали ситуацию и значительные уступки требованиям абхазского руководства, сделанные в период пребывания у власти в Тбилиси Звиада Гамсахурдия.

21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года и восстановлении конституции Грузинской демократической республики 1921 года.

Абхазское руководство восприняло отмену советской конституции Грузии как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 года Верховный Совет республики (при бойкоте сессии со стороны депутатов‑грузин) восстановил действие Конституции Абхазской Советской республики 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством (это решение Верховного Совета Абхазии не было признано на международном уровне).

14 августа 1992 года между Грузией и Абхазией начались военные действия, переросшие в настоящую войну с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Начало военной фазе грузино абхазского конфликта положил ввод в Абхазию грузинских войск под предлогом освобождения захваченного звиадистами и удерживавшегося на территории Абхазии вице-премьера Грузии Александра Кавсадзе, охраны коммуникаций, в т.ч. железной дороги, и других важных объектов. Этот шаг вызвал ожесточенное сопротивление абхазов, а также других этнических общин Абхазии.

Целью грузинского правительства было установление контроля над частью своей территории и сохранение ее целостности. Целью абхазских властей ‑ расширение прав автономии и, в конечном счете, получение независимости.

Со стороны центрального правительства выступали Национальная Гвардия, парамилитарные формирования и отдельные добровольцы, со стороны абхазского руководства - вооруженные формирования негрузинского населения автономии и добровольцы (прибывшие с Северного Кавказа, а так же российские казаки).

3 сентября 1992 года в Москве в ходе встречи Бориса Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе (занимавших в то время посты президента РФ и председателя Госсовета Грузии) был подписан документ, предусматривающий прекращение огня, вывод грузинских войск из Абхазии, возвращение беженцев. Поскольку конфликтующие стороны не выполнили ни одного пункта соглашения, военные действия продолжились.

К концу 1992 года война приобрела позиционный характер, где ни одна из сторон не могла одержать победу. 15 декабря 1992 года Грузия и Абхазия подписали несколько документов о прекращении военных действий и выводе всех тяжелых вооружений и войск из региона военных действий. Наступил период относительного затишья, но в начале 1993 года военные действия возобновились после абхазского наступления на Сухуми, занятого грузинскими войсками.

27 июля 1993 года, после длительных боев, в Сочи было подписано Соглашение о временном прекращении огня, в котором Россия выступала в роли гаранта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: