Профессиональная направленность студентов педагогического вуза.




Образ профессиональной деятельности педагога наиболее интенсивно формируется в период обучения, расширяясь в различных аспектах в процессе реализации самой профессиональной деятельности. Сформированная за время учебы профессиональная мотивация без волевых намерений не даст необходимого результата в профессиональной деятельности и затрудняет формирование профессиональной направленности личности.

Проблема формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов подробно рассматривается в трудах А.П. Сейтешева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.К. Кусаинова, А.И. Кочетова, П.А. Просецкого, А.П. Черных и др.

Существенный вклад в понимание сущности профессиональной направленности внесли труды Н.Д. Левитова, Н.В. Кузьминой, А.Т. Колденковой, А.Б. Каганова, В.А. Сластенин, П.А. Шавираи и др.

В.А. Сластенин, изучая формирование личности учителя, выделяет свойства личности, необходимые учителю:

1. Социальные потребности, моральные и ценностные ориентации.

2. Профессионально-педагогическая направленность, интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической работой, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, организаторские способности, справедливость, общительность, требовательность, настойчивость, целеустремленность, уравновешенность, выдержка, самооценка, профессиональная работоспособность.

3. Познавательная направленность: научная эрудиция, духовные, прежде всего познавательные, потребности и интересы, интеллектуальная активность, чувство нового, готовность к педагогическому самообразованию. Автор выделяет центральным звеном направленности иерархическую систему устойчиво доминирующих мотивов личности.

В педагогической литературе есть работы, посвященные исследованию путей формирования профессиональной направленности у студентов педагогического вуза: формирование профессионально-педагогической направленности через усовершенствование учебного процесса; усовершенствование внеучебной воспитательной работы; организация тренинга профессиональных качеств личности будущего учителя.

В профессиональной направленности личности будущего учителя Е.М. Никиреев выделяет три разновидности ее сформированности:

1. Собственно-педагогическая, в основе которой лежат мотивы - "общественная важность труда учителя", "привлекательность работы с детьми, молодежью", "убежденность в способности к данной профессии", "подражание или рекомендации любимого учителя", "семейные традиции", "опыт работы в школе".

2. Направленность на предмет, в основе которой лежит мотив - "возможность заниматься любимым предметом".

3. Ситуативная направленность, определяемая такими мотивами, как "стремление получить высшее образование", "стечение обстоятельств". На основании этого выделяется три уровня профессионально-педагогической направленности:

a. высокий уровень, характеризующийся оптимальным сочетанием собственно-педагогической и предметной направленности при ведущем значении собственно педагогической направленности;

b. средний уровень, характеризующийся значительным преобладанием предметной направленности над собственно педагогической;

c. низкий уровень, характеризующийся наличием двух видов направленности: предметной и ситуативной. Собственно педагогическая направленность отсутствует

Специфика становления профессиональной направленности личности заключается в следующих особенностях:

· интересе, проявляющемся к профессиональной сфере и в профессиональной сфере;

· отношении к профессиональной деятельности в целом и к конкретной профессии, а также к процессу профессионализации;

· характере и содержании профессиональных представлений, включающих представление о профессиональной деятельности в целом, о конкретных профессиях (их компонентах, условиях протекания, коллективном характере, требованиях к профессионалу) и о себе как потенциальном или актуальном представителе определенной профессии.

Эта специфика обусловлена возрастом человека.

Анализ работ различных авторов позволяет рассматривать профессионально-педагогическую направленность в соотнесении с различными феноменами личности педагога. Так, В.В. Кривневич, отмечал: «Профессиональная направленность характеризуется, в первую очередь, избирательным отношением к профессии, т.е. профессиональными интересами. В определении профессиональной направленности выделяются: интерес к конкретной профессии, деятельность в соответствующем направлении и склонность к этому виду деятельности. Профессиональная направленность будущих педагогов характеризует также отношение их к проблемам выбора профессии, ближайшие намерения, мотивы выбора. Анализ всех этих «параметров» позволяет дать объективную характеристику направленности будущего педагога».

А.П. Сейтешев, изучая профессиональную направленность учащихся, определяет ее как «ведущее интегральное качество личности, характерной особенностью которого является избирательное и мотивационное отношение учащихся к выбору профессии в соответствии с призванием и идеалами»

Ю. А. Афонькина предлагает следующее определение профессиональной направленности: "это система устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной) профессиональной деятельности, выступающая движущей силой профессионального самоопределения".

Акцент в содержании направленности, в частности, профессиональной направленности многие исследователи делают на мотивационной сфере. Чем более личность замотивирована на получение конкретной профессии, чем более актуализированы мотивы учебно-профессиональной деятельности и сформированы мотивы реализации приобретаемой профессии, тем образ будущей профессиональной деятельности становится более выраженным. Можно сделать вывод, что мотивационная сфера, являющаяся ядром профессиональной направленности, определяет характер формирования профессионального образа <Я> и образа профессии.

Не подлежит сомнению важность специальных знаний в области профессий для формирования профессиональной направленности. Однако таких знаний явно недостаточно. Знания о профессиях непременно должны быть соотнесены с представлением о своих возможностях, способностях, интересах и пр.

Сформированная за время учебы профессиональная мотивация без соответствующих волевых намерений не даст необходимого результата в будущей профессиональной деятельности. Неоформленная профессиональная направленность затрудняет становление образа будущей профессиональной деятельности. Содержание регулятивного компонента профессиональной направленности позволяет оценить собственные возможности и перспективы с требованиями профессии, отражаясь в степени соответствия профессионального "Я" образа и образа профессионала.

 

1) добавить результаты анкетного опроса студентов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: