Развитие градостроительных идей на территории России в XX в.




Некоторые идеи мирового градостроительства XX в. параллельно с другими странами реализовывались в СССР.

Первыми, кто начал вводить в городские кварталы разнообразные здания общественного назначения, были советские архитекторы, приступившие к проектированию многоэтажных жилых домов для рабочих после 1917 года.

В 1922–23 гг. Л. А. Веснин спроектировал квартал для Симоновой слободы в Москве, в которую помимо корпусов общежития и жилых домов посемейного заселения были включены клуб-столовая, ясли-сад и бытовые учреждения. Квартал Веснина занял 2,5 га, что больше обычных московских и западноевропейских кварталов в 3–4 раза.

После окончания Второй мировой войны начались восстановительные работы, на которые потребовалось около 10 лет. Уже в 1943 г. шла работа по составлению планов наиболее разрушенных городов. Так, новый генплан Ленинграда предлагал развивать исторический центр вдоль Невы и продолжить строительство основных жилых районов, сложившихся до войны, но не предлагались принципиальные решения перемещения промзон. В новом генплане Москвы, по мнению архитекторов, воплотилась идея Н. Ладовского о разрыве радиально-кольцевой системы, высказанная им в 20–е годы. Но особенное внимание было уделено проектированию в черте города высотных зданий, созданию нового силуэта столицы.

При разработке генпланов не были решены проблемы связи новых районов с центром города и развивающимися промышленными территориями, изменения в характере и количестве транспорта, и воздействие этих изменений на планировочную структуру в целом. Не предполагалось, что количество машин на душу населения так возрастет, что города России столкнутся с теми же проблемами, что и западные, только уже почти через 100 лет.

В 50-е послевоенные годы планировка всех новых районов городов строилась на принципах ступенчатой системы обслуживания. Минимальной структурной ее единицей был микрорайон с набором элементов обслуживания в радиусе доступности 300 и 500 м. Понятие «микрорайон» включает в себя два аспекта – социально-экономический и территориальный. В основу организации микрорайона были положены интересы семьи, и, в первую очередь, желание избавить детей от необходимости ежедневно пересекать транспортные потоки на улицах. Определилось оптимальное количество жителей, исходя из вместимости детских садов и школ в соответствие с нормативами на 1000 жителей и пешеходной доступностью. Были определены также необходимые в этой зоне доступности торгово-бытовые здания.

Такой же расчет и теорию микрорайонирования применительно к условиям Нью-Йорка разработали Томас Адамс и К. А. Перри (1929–1934 гг.). Была определена также классификация улиц по функциональному назначению.

Следующей единицей был район, включавший учреждения для обслуживания нескольких микрорайонов – лечебно-профилактические учреждения, крупные торговые центры, учреждения культуры и т. д. Была определена вместимость таких объектов и разработаны типовые проекты. Для реализации огромных объемов жилого строительства и общественных зданий в разрушенных в военное время городах были созданы домостроительные комбинаты.

Представление о том, что на основе типовых проектов можно быстро решить значительную часть потребностей населения во всех частях страны, привело к тому, что независимо от северного или южного размещения, других климатических особенностей, города застраивались одинаковыми домами и были одинаковой структуры.

Реализованная во всех новых районах, эта система, несмотря на некоторые положительные стороны, показала отвлеченность от потребностей людей прежде всего потому, что не учитывались особенности расположения общественных объектов, их состав и вместимость в связи с перемещениями людей к местам приложения труда и транспортным коммуникациям. Небольшая плотность застройки преимущественно пятиэтажными домами привела к разрастанию территорий и увеличению протяженности коммуникаций.

В ЦНИИЭП градостроительства для корректировки положений ступенчатой системы были предложены «функциональная» система обслуживания и расчет емкости общественных учреждений в местах пересечения пешеходных и транспортных потоков районов города. Как показывает практика последних лет, этот принцип реализуется исходя из коммерческих интересов без каких-либо научных расчетов. Происходит также вынужденное уплотнение сложившейся застройки и замена морально устаревших общественных зданий.

Линейная система расселения нашла отражение в структуре двух российских городов: Волгограда и Набережные Челны, построенных в 70-е годы. Волгоград протянулся вдоль берега Волги на 65 км., Набережные Челны – более 20 км. Они включают в себя параллели полос: река, парки, жилища, магистрали, зеленая зона, промышленность, железная дорога. Опыт жизни в этих городах показал, что помимо концепции линейности города должны решаться и вопросы проектирования транспортных коммуникаций, находящихся в этих городах только в плоскости земли, а также вырабатываться иной подход к структуре жилых образований и сети обслуживания.

Заключение

Таким образом, с начала XX в. в градостроительных решениях параллельно развиваются две тенденции. Во-первых, разделение городской структуры в целях создания в ней относительно обособленных «функциональных концентраций» (микрорайоны или комплексы общественного или промышленного назначения, пригороды-сады, города-спутники). Во-вторых, поиск структуры такой коммуникационной сети, где выдерживался бы общий принцип дифференциации транспорта и его отделения от пешеходов путем устройства коммуникаций в нескольких уровнях.

В настоящее время в разработке градостроительных концепций остается по-прежнему актуальным поиск в направлении оптимизации транспортных и других коммуникаций, ограничения «расползания» городской территории, влекущего сокращение зеленых массивов, организации связей старых городов и новых поселений. По прежнему возникают вопросы, связанные с реконструкцией сложившихся городов и отношением к исторической застройке, взаимосвязью общественных и жилых структур с местами приложения труда. Как показывает опыт градостроительства, все эти вопросы должны решаться в совокупности с пониманием того, что изменение одного элемента структуры повлечет за собой и изменения в целом.

...





Читайте также:
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.024 с.