Первая русская печатная газета «Ведомости» (1703—1727)




В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.

Образование

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук.

В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах.

В 1705 была открыта первая в России гимназия.

Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии ». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

 

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Не только историки, но еще современники Петра прямо противоположно оценивали личность царя, его преобразования, их характер и результаты. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его отступником православия, Антихристом, насаждавшим матушке-Руси чуждые заморские порядки.

В дальнейшем историки также неоднозначно оценивали Петра и его деятельность. Так, Н.М. Карамзин порицал царя-реформатора за попрание русских обычаев. Славянофилы утверждали, что Петр своими реформами заставил Россию свернуть с естественного пути развития. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский, наоборот, давали однозначно положительную оценку его преобразовательной деятельности, приписывая все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике, кипучей натуре Петра.

В ХХ в. поэт М. Волошин за крутую ломку всех устоев русской жизни назвал Петра «первым большевиком».

Большинство советских и современных историков (например, наиболее известные специалисты по Петровской эпохе Н.И. Павленко и К.В. Анисимов) с некоторыми оговорками положительно оценивают преобразовательную деятельность Петра.

Мнения историков расходятся по проблемам, связанным в основном с закономерным характером петровских преобразований: в какой степени реформаторская деятельность царя была подготовлена всем предыдущим развитием России; были ли реформы только реакцией на внешнеполитическую ситуацию или носили более целенаправленный и продуманный характер. В современной историографии дискутируется также вопрос: насколько цели реформаторской деятельности соответствовали человеческим, духовным и материальным жертвам, принесенным страной на алтарь преобразований?

Меншиков Александр Данилович (1673–1729) – государственный и военный деятель, генералиссимус. Сын придворного конюха, слуга Лефорта, с 1686 г. – денщик и фаворит Петра I. Сопровождал царя в Азовских походах (1695–1696), в Великом посольстве, руководил строительством Санкт-Петербурга, Кронштадта и др. Под Полтавой возглавил преследование шведов и вынудил их к капитуляции (1709). С 1704 г. – генерал-майор; с 1702 г. – граф; с 1707 г. – светлейший князь, произведен в фельдмаршалы; с 1718 г. – президент Военной коллегии. После смерти Петра I, опираясь на гвардию, возвел на престол Екатерину I и стал фактическим правителем России. После ее смерти Петр II обвинил Меншикова в государственной измене и хищении казны. Князь был арестован, лишен всех званий и наград, имущества и состояния. Сослан с семьей в Березов (ныне Тюменская область), где вскоре умер.

Лефорт Франц Яковлевич (1656–1699) – военный деятель, выходец из Швейцарии. В 1678 г. поступил на военную службу в русскую армию, участвовал в русско-турецкой войне (1676–1681) и Крымских походах (1687 и 1689). Сблизился с Петром I, что способствовало его быстрой карьере; с 1691 г. – генерал-лейтенант, с 1695 г. – адмирал. В Азовских походах командовал русским флотом. В 1697–1698 гг. формально возглавлял Великое посольство в Западную Европу.

Прокопович Феофан (1681–1736) – политический и церковный деятель, писатель, историк. Родом с Украины. С 1711 г. – ректор Киево-Могилянской академии. В 1716 г. переехал в Санкт-Петербург и стал ближайшим помощником Петра I в проведении церковной реформы. С 1721 г. – вице-президент Синода. В своих произведениях «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» доказывал необходимость в России политики «просвещенного абсолютизма», дальнейшего укрепления крепостного права. Автор «Истории императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» и других произведений. Принимал участие в создании Академии наук.

Шереметев Борис Петрович (1652–1719) – государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал, дипломат, граф. Сподвижник Петра I, участвовал в Крымских и Азовских походах. В 1697–1699 гг. возглавлял дипломатические миссии в Польшу, Австрию, Италию, на Мальту. Активный участник Северной войны, Полтавского сражения, Прутского похода и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: