В отличие от стадии составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, которая довольно подробно регламентируется непосредственно Бюджетным кодексом Российской Федерации, правовое регулирование стадии рассмотрения и утверждения делегировано этим Кодексом самим субъектам Российской Федерации. По данному поводу Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что порядок рассмотрения проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации и его утверждения определяется законом субъекта Российской Федерации[4].
Анализ бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что имеются значительные различия и наблюдается разнообразие подходов при регламентировании процессов рассмотрения и утверждения бюджетов в различных субъектах Российской Федерации.
Тем не менее, можно сделать вывод, что данная стадия состоит из следующих этапов:
1) внесения проекта бюджета на рассмотрение в законодательный орган субъекта Российской Федерации;
2) подготовки к рассмотрению проекта бюджета;
3) рассмотрения проекта бюджета, которое осуществляется обычно в трех чтениях;
4) согласительных процедур, которые могут иметь место по результатам рассмотрения проекта бюджета в первом и втором чтениях[5].
Подготовка к рассмотрению проекта бюджета в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации заключается в рассмотрении этого проекта в комитетах данного законодательного органа, а также другими субъектами права законодательной инициативы, т. е. в первую очередь депутатами законодательного органа.
Законодательные органы субъектов Российской Федерации рассматривают проект закона о бюджете, как правило, в трех чтениях.
Утверждение бюджета заключается в принятии закона о бюджете.
Бюджетное законодательство всех субъектов Российской Федерации уделяет внимание проблеме непринятия закона о бюджете либо невступления его в силу с начала финансового года. Это объясняется тем, что данные ситуации достаточно типичны[6].
Задача
Векселедержатель обратился в Арбитражный суд с иском о взыскании с векселедателя простого векселя 100 000 вексельной суммы и процентов, начисленных на нее. В ходе судебного заседания Арбитражным судом был установлен дефект формы векселя. Истец заявил ходатайство об изменении оснований иска и просил взыскать сумму долга по договору займа. Представив доказательства, подтверждающие факт передачи ответчику денежных средств на условиях договора займа. Из представленных истцом документов следовало, что вексель выдан ответчиком в подтверждение обязательства выплатить по наступлению обусловленного срока полученные взаймы денежные суммы.
Как должен поступить в данном случае Арбитражный суд?
Решение.
Арбитражный суд должен удовлетворить ходатайство, указав на предоставленную истцу возможность заявить самостоятельное требование о взыскании суммы долга по гражданско-правовой сделке.
Представленный истцом документ, названный сторонами векселем, был рассмотрен как долговая расписка. Правоотношения сторон в этом случае регулируются общегражданским законодательством, а не нормами вексельного права.
Заключение
Мы дали понятие бюджетного процесса на местном уровне, рассмотрели составление бюджета на местном уровне, а также рассмотрение и утверждение бюджета на местном уровне.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Бюджет существует только в правовой форме. Более того, как правовая категория бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой закон субъекта Российской Федерации о бюджете. В правовой же форме существуют и бюджетные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации. Правовым источником регулирования этих отношений выступает Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также законодательные акты самого субъекта Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с распределением бюджетной компетенции между федеральным центром и субъектами Российской Федерации к предмету ведения последних отнесено довольно большое количество серьезных вопросов, по которым они принимают собственные нормативные правовые акты.
Субъекты Российской Федерации обладают значительными бюджетными полномочиями, охватывающими как субъективные права, так и субъективные обязанности этих субъектов в области бюджета. В установлении этих прав и обязанностей принимают участие как федеральные, так и правовые акты бюджетного законодательства субъекта Российской Федерации.