Зависть и ненависть
Аль-Валид бин Аль-Мугира, вождь курайшитов, сказал: “Если Аллах хотел избрать Пророка, почему Он не выбрал меня? Я здоровее и мудрее чем Мухаммад, и старше”. Подобное же заявление было высказано и вождем в Таифе. Двумя самыми значительными городами в Хиджазе были Мекка и Таиф, и тогда Аллах ниспослал следующий аят из Суры “Украшения”:
“Они также сказали: «Почему этот Коран не был ниспослан великому мужу из двух городов (т.е. Мекки и Таифа) ?».
Мугира бин Шуба из Таифа однажды посетил Мекку и сказал: “Моя первая встреча с Посланником Аллаха произошла когда однажды я шел с Абу Джахлем по улицам Мекки и мы столкнулись с Мухаммадом. Он подошел к нам, обратился к Абу Джахлю и сказал: “Почему ты не последуешь за мной, не уверуешь в Аллаха и в ислам?” Абу Джахль ответил: “О Мухаммад, когда ты прекратишь проклинать наших богов? Если ты хочешь чтобы мы засвидетельствовали что ты выполнил свою миссию, тогда мы готовы сделать это, и если бы я знал что ты говоришь правду, то я уже бы следовал за тобой”. Мухаммад ушел. Абу Джахль посмотрел на меня и сказал: “Я знаю, что он говорит правду, но что-то удерживает меня, ведь когда потомки Кьусайра захотели власть в собраниях курайшитов, мы дали её им, когда они захотели власть в присмотре за Каабой, мы снова дали её им, когда они захотели власть над военным знаменем, мы дали её им, когда они захотели власть в обеспечении паломников пищей и водой, мы снова дали её им, и теперь, когда мы стали догонять их и соревноваться с ними, они сказали что среди них есть Пророк, так как мы можем соревноваться в этом? Клянусь Аллахом, мы никогда не примем этого”.
Абу Джахль говорит, что это вопрос соревнования или борьба за власть между нами и кланом Посланника Аллаха ﷺ, и он знал, что они не могут соревноваться с Посланником Аллаха в вопросе пророчества, однако они не могли позволить им выиграть. Зависть и ненависть мешали Абу Джахлю принять ислам. Вот почему это часто говорится в Коране, что самые ярые противники послания пророков — это зачастую те кто обладает властью, и они не хотят лишаться этой власти.
|
Преследования и пытки
В ранние дни призыва Мухаммада обвиняли, унижали, осмеивали, оскорбляли, вредили, но его не преследовали и не пытали. Это было защитой Аллаха по отношению к Своему пророку. Аллах защищал его через его дядю Абу Талиба, и продолжалось даже после кончины Абу Талиба. Сподвижники же подвергались гонениям и пыткам, и это сильно печалило Посланника Аллаха.
Ибн Исхак передает: “Они закутывали их в железные кольчуги и оставляли их страдать от солнечного жара”. Самым сильным из сподвижников в стойкости перед лицом пыток и гонения был Билал. Чем больше они мучили его, тем сильнее он становился. Его спросили: “Почему когда тебя пытали, ты повторял: Один, Один?” (То есть «Аллах – единственный бог») Билал ответил: “Потому я обнаружил, что когда я говорил: “Аллах — Один”, это разъяряло их. Эта фраза злила их больше всего, и поэтому я повторял её”. Ибн Исхак пишет, что Билал продал себя Аллаху. Когда Билал, который был рабом, говорил эту фразу, его хозяин Умайя бин Халаф злился и соответственно усиливал свои пытки, однако Билал повторял эти слова еще громче.
К мусульманам применялись различные формы пыток, и они не были ограничены только рабами. Даже некоторые из знатных курайшитов подверглись им. Усмана бин Аффана, который принадлежавший к знатному роду Бану Умайя закатывали в циновку из пальмовых листьев и разжигали под ним огонь, вынуждая его дышать дымом.
|
Другим случаем пыток была история Сумайи и её семьи. Ясир и Сумайя погибли от руки Абу Джахля. В одной ривайе передается, что Абу Джахль вонзил копье в промежность Сумаййи, убив её, Сумайя и Ясир стали первыми шахидами Ислама, принявшими мученическую смерть за веру.
Все это было психическими и физическими пытками для их сына Аммара, которого тоже подвергли пыткам и он видел смерть своих родителей. Затем Аммар бин Ясир не выдержав пыток, сказал некоторые слова против Мухаммада. Позже когда он пришел в себя от боли и пыток, он опечаленно пошел к Посланнику Аллаха и рассказал ему о случившемся. Тогда Аллах ниспослал аят относительно этого инцидента, говоря, что подвергаемому пыткам позволительно сказать слова куфра, если его сердце твердо стоит на вере. Это потому, что Аллах не возлагает на человека непосильную ношу.
Самым жестоким в пытках был Абу Джахль, он был самым главным злодеем. Ибн Исхак пишет: “Этот грешник Абу Джахль натравливал курайшитов на верующих. Когда он, например, слышал, что ислам принял человек с высоким положением в обществе, он оскорблял его говоря: “Ты покинул религию своего отца, который был лучше тебя, и мы теперь не будем считаться с твоими достоинствами и с твоим мнением, и мы уничтожим твою репутацию”. Если этот мусульманин был торговцем, Абу Джахль заявлял ему: “Мы объявляем бойкот твоей торговле, и мы разорим тебя”. Если же этот человек был беззащитен, Абу Джахль избивал и натравливал на него других, да проклянет и накажет его Аллах”.
|
Умар бин Аль-Хаттаб пытал рабыню, и иногда он, остановившись, говорил: “Не думай что я даю тебе передышку потому что я сочувствую тебе. Единственная причина, почему я остановился, это потому что я устал, а иначе я бы продолжил”.
Попытки убить Пророка
Когда попытки многобожников дискредитировать пророка провалились, они попытались убить его. Они старались уничтожить послание, пытаясь очернить посланника, и когда это не сработало, они попытались ликвидировать посланника физически, и эти попытки имели место уже после кончины Абу Талиба. Они знали, что им не удастся сбежать, убив Посланника Аллаха при жизни Абу Талиба. Аллах сказал:
“Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов”.
Итак, попытки покушения были предприняты, однако Аллах защитил Своего посланника. Мы поговорим об одном из этих событий, когда речь пойдет о Хиджре.
Таковы были многочисленные способы, предпринятые курайшитами в разное время с целью избавиться от Мухаммада.
Так каков же был ответ Посланника Аллаха на все это?
В «Сахихе» Аль-Бухари передается что Хаббаб бин Аль-Аратт, сподвижник претерпевший много пыток, пошел к Посланнику Аллаха, когда тот лежал на своем плаще в тени Каабы. Хаббаб подошел к Пророку и сказал: “О Посланник Аллаха, почему бы тебе не сделать за нас дуа?” Это было все, что он сказал, однако тут подразумевалось: нам приходится терпеть очень многое, так попроси же Аллаха облегчить эти страдания. И Хаббаб действительно прошел через многое. Однажды, когда Умар бин Аль-Хаттаб был уже халифом, он просил людей рассказать о их пытках и страданиях в Мекке. Когда пришла очередь Хаббаба, он ничего не сказал, а просто приподнял рубашку и обнажил свою спину. Умар бин Аль-Хаттаб сказал: “Я никогда в жизни не видел ничего подобного, что же случилось с тобой?” На спине Хаббаба были глубокие шрамы. Он сказал: “Мушрики разводили огонь и затаскивали меня на него, пока жир с моей спины не гасил этот огонь”.
Таким образом, у Хаббаба бин Аль-Аратта действительно было о чем пожаловаться, однако каков был ответ Пророка ﷺ? Он сказал: “ Среди тех, кто был до вас, был человек, которого расчесывали железными гребнями, которые отдирали его мясо и сухожилия от костей,. Ему ставили пилу на головы и распиливали его на две части, однако и это не отвращало его от его религии. Клянусь Аллахом, Он дарует победу Своей религии, и придет время когда человек будет путешествовать от Саны до самого Хадрамаута, не опасаясь никого кроме Аллаха и волка для своих овец. Однако вы торопливы ”.
Что же мы учим из этого хадиса?
1. Посланник Аллаха велит нам быть терпеливыми и не сдаваться, даже если нам приходится пройти через многое.
2. Аллахом установлены законы, как например законы природы, истории, социологии и для установления религии. И нам надо пройти через все этапы без исключения. Сподвижникам пришлось страдать, как страдали народы до них. Посланник Аллаха, ﷺ, хотел, чтобы его умма была лучшей из всех, и если предыдущие народы были терпеливы и сильны, тогда он хотел, чтобы эта умма была еще более терпеливой и сильной. Он хотел, чтобы его умма была лучшей в День Суда. Поэтому мы должны оправдать его ожидания, потому что Посланник Аллаха хочет видеть нас в День Воскресения и гордиться нами. В одном из хадисов передается что он сказал: “ Я хочу, чтобы вы женились и увеличивались в численности, потому что я хочу гордиться вашим количеством в Судный День ”.
3. Посланник Аллаха сказал: “ Аллах завершит свою религию и путешественник будет ехать из Саны до Хадрамаута не опасаясь никого кроме Аллаха ”. Почему Посланник Аллаха, живший в Мекке, выбрал именно эти два места? Почему он упомянул два места, расположенные в Йемене? Жители Мекки были настолько незащищены в Мекке, так почему же Пророк не упомянул Мекку как отправную точку? Его выбор интересен. Йемен был и является до сих пор племенным сообществом, и во времена Посланника Аллаха, ﷺ, вся эта территория была населена вооруженными племенами, постоянно воевавшими друг с другом, они были соперниками. Когда в Йемен пришел ислам во времена Посланника Аллаха, ﷺ, вся эта территория стала безопасной.
Субханаллах, сегодня, когда люди убегают от ислама и не имеют исламского шариата, именно та местность между Саной и Хадрамаутом является самой опасной во всем Йемене! Если вы хотите там проехать, пересекая эту местность, тогда забудьте про это, если вы не вооружены. Это показывает, что настоящий мир и спокойствие может быть только под исламом.
Вот другой пример того как Посланник Аллаха действовал в этих ситуациях с курайшитами. Однажды они собрались вместе и сказали: “Давайте найдем человека, являющегося экспертом в поэзии и магии, и пусть он увидит Мухаммада и подскажет нам, как поступить с ним”. Затем они решили, что они пошлют Утбу бин Рабиа, который по их представлению был знатоком в этих областях.
Утба пошел к Мухаммаду ﷺ и сказал: “Скажи мне, Мухаммад, кто лучше: ты или Абду-ль-Мутталиб?” Этот вопрос был явным подвохом, потому что в арабском обществе предков сильно уважали и возвеличивали, и семья Посланника Аллаха была знатной и уважаемой всеми в Мекке. Говорить плохое об этих благородных людях было непозволительно. Когда Утба спросил Мухаммада о его отце и Абду-ль-Мутталибе, Посланник Аллаха промолчал. Тогда Утба заявил: “Если ты говоришь, что эти люди лучше тебя, то в действительности они поклонялись богам, которых ты критикуешь. А если ты говоришь что ты лучше их, тогда скажи это, чтобы мы слышали. Клянусь Аллахом, мы еще никогда не видели глупца, более вредящего своему народу, чем ты, ты разделил и поссорил нас, порицал нашу религию, и этим опозорил нас в глазах арабов так, что теперь распространился слух, что среди курайшитов появился маг или колдун”.
Утба обвинял Мухаммада за распространение слуха что среди курайшитов появился колдун. Но кто выдумал эту сплетню с самого начала? Это были главари курайшитов, которые обзывали Мухаммада колдуном и магом. И Утба нагло обвинял Посланника Аллаха, ﷺ, потому что их собственный поступок обернулся против них самих и стал постыдным. Затем Утба заявил: “Клянусь Аллахом, кажется, что нам всем надо ожидать крика беременной женщины, чтобы накинуться друг на друга с мечами, пока мы не истребим друг друга”. Тут он намекал что очень скоро они могут начать сражаться между собой по причине того что принес Посланник Аллаха. Утба заявил что Мухаммад ﷺ разделил мекканцев.
Затем Утба стал предлагать Пророку статус, богатства, всё, что угодно, что могло бы уничтожить ислам. Надо заметить, что Посланник Аллаха, ﷺ, позволил Утбе нести этот бред, не прерывая его. Он был прекрасным слушателем, и даже если все, что говорил Утба, не имело здравого смысла, все же Посланник Аллаха спокойно слушал этот вздор. Когда Утба закончил, Посланник Аллаха спросил его: О Утба, ты закончил? Утба ответил утвердительно. Тогда Посланник Аллаха ответил ему, но не своими словами, вместо этого он прочел ему аят из Корана:
Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного. Ниспосланное от Милостивого, Милосердного, является Писанием, аяты которого разъяснены в виде Корана на арабском языке для людей знающих… (Разъяснены, 41:1-3)
Посланник Аллаха продолжил чтение пока он не дошел до следующего аята:
Если же они отвернутся, то скажи: Я предостерегаю вас от наказания, подобного наказанию адитов и самудян.
В одной из версий передается, что когда Посланник Аллаха ﷺ прочел этот аят, Утба положил свою руку на рот Посланника Аллаха, ﷺ, и попросил его остановиться, ведь этот аят угрожал им наказанием, и Утба знал в сердце что Мухаммад правдив, и все что он говорит, сбывается, и поэтому он взмолился: “Я прошу тебя во имя нашего родства, остановиться”. В другой ривайе говорится, что Утба вернулся к своим соплеменникам и сказал им: “Я ничего не понял из того, что он говорил кроме того, что он пригрозил нам наказанием подобным наказанию Ада и Самуда.” Люди сказали ему: “Горе тебе! Он говорил с тобой на арабском языке, и ты не понял его?!” Утба ответил: “Клянусь Аллахом, я не понял, о чем он говорил”.
Отсюда можно понять, что Посланник Аллаха, ﷺ, реагировал по-разному при разных обстоятельствах и очень часто он использовал Коран, чтобы ответить людям. Это учит нас, что нам надо использовать Коран в нашем призыве, и что может быть лучше, чем слова Всевышнего Аллаха?
Теперь я расскажу приведенную имамом Муслимом историю о Дымаде Аль-Азди (ضماد بن ثعلبة الأزدي), о человеке родом из Южной Аравии. Он приехал в Мекку и услышал, что мекканцы говорят о человеке из их среды, одержимом джиннами. Они имели в виду Мухаммада, а Дымад в свою очередь занимался лечением одержимых джиннами. Итак Дымад Аль-Азди пошел к Посланнику Аллаха с искренним намерением помочь ему. Он сказал: Я слышал, что ты одержим джиннами, и я предлагаю мои услуги. Если хочешь, я помогу тебе. Посланник Аллаха был милосердным человеком, он понял, что этого человека дезинформировали. Посланник Аллаха начал словами краткой речи, известной, как خطبة الحاجة:
إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ، نَحْمَدُهُ وَنَسْتَعِينُهُ، مَنْ يَهْدِهِ اللهُ فَلَا مُضِلَّ لَهُ، وَمَنْ يُضْلِلْ فَلَا هَادِيَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، أَمَّا بَعْدُ
“ Поистине, хвала Аллаху, мы восхваляем Его и ищем Его помощи. Того, кого Аллах поведет прямым путем, никто не сможет сбить с этого пути, и того, кого Аллах собьет с пути, никто не сможет повести прямым путем. Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, Единственного не имеющего сотоварищей, и что Мухаммад Его раб и посланник. А затем… ”.
Эти слова очень ритмичны на арабском и звучат красноречиво. Дымад прервал Посланника Аллаха и спросил: “О Мухаммад! Не мог бы ты повторить эти слова?” Посланник Аллаха повторил ему эти слова. Дымад сказал: “Я никогда не слышал ничего подобного, эти слова прекрасны, они достигнут самых глубин океана”. Он имел в виду, что эти слова будут влиять на людей. Посланник Аллаха сказал: “Тогда принеси мне присягу”. Тогда Дымад немедленно протянул свою руку и произнес свидетельство веры. Посланник Аллаха сказал: “Как насчет того чтобы ты присягнул мне и за твое племя тоже?” Дымад сказал: “Я присягаю и за моих соплеменников тоже”. Субханаллах, этот человек пришел “лечить” Посланника Аллаха, однако это Посланник Аллаха излечил его.
Годы спустя Посланник Аллаха ﷺ отправил войско, которое проходила мимо деревни Дымада. Командир отряда спросил своих воинов: “Вы что-нибудь забрали у этих людей?” Один муджахид ответил: “Да, я взял у них сосуд для мытья”. Амир сказал ему: “Верни его обратно, потому что это соплеменники Дымада и Посланник Аллаха даровал им защиту”.
Другая история о человеке по имени Амр бин Абаса (عمرو بن عبسة), родом из Аравии. Рассказ Амра приводится также в «Сахихе» Муслима: “Во времена невежества я верил в сердце что религия моего народа неправильна. Я не верил в поклонение идолам. В душе я знал, что это ложь. Однажды я услышал о человеке из Мекки, который проповедовал новую религию, и тогда я немедленно сел на верблюда, чтобы встретиться с ним. Я приехал в Мекку, и мне пришлось встретиться с ним тайком (обстоятельства были таковы, что человек не из Мекки не мог встретиться с Мухаммадом открыто). Затем, увидев, Посланника Аллаха ﷺ, я спросил его: “Кто ты?” Он ответил: “Я Пророк”. Я спросил: “Что это значит?” Он ответил: “Я был послан Аллахом”. “С чем Он послал тебя?” Он сказал: “Он послал меня с повелением поддерживать родственные связи, разрушать идолов, поклоняться Ему Одному, не придавая Ему сотоварищей”… «Я следую за тобой!”. Посланник Аллаха сказал: “Ты не можешь последовать за мной сейчас, разве ты не видишь мое положение? Возвращайся назад к своим людям, и когда ты услышишь, что я победил, тогда приезжай ко мне”. Посланник Аллаха знал, что он одержит верх.
Амр бин Абаса сказал: “Я уехал и я постоянно разузнавал новости, все что имело отношение к Мухаммаду. Я спрашивал путешественников: “Что случилось с Мухаммадом?” Однажды я услышал, что Мухаммад ﷺ совершил Хиджру в Медину, и он одержал победу, и тогда я поехал увидеть его в Медине. Я приехал, подошел к нему и спросил: “Узнаешь ли ты меня?” Это было много лет спустя после их встречи, которая к тому же была очень короткой. Посланник Аллаха ﷺ ответил: “Да, ты тот человек, который приехал в Мекку и встретился со мной”.
Это одно из качеств лидера, он должен хорошо знать своих последователей. Например, пророк Сулайман узнал, что одна из птиц из его армии, а именно удод, отсутствовал.
Амр бин Абса сказал: “О Посланник Аллаха, научи меня знанию, которому тебя научил Аллах. Расскажи мне о молитве”. Посланник Аллаха объяснил ему, как надо совершать молитву и затем Амр попросил научить его омовению. И тогда Посланник Аллахаﷺ разъяснил ему правила вуду.