Общие материалы и методическое обеспеченне лекции




Цели лекции.

А.Учебные: ознакомить студентов с историей развития зубоврачевания в древнем Египте, Вавилоне, Индии, Греции, Риме. Развитие стоматологической науки и образования в Украине, становление разных научных школ. Становление школы хирургической стоматологии в Одессе.

В.Воспитательные: на примере и традициях отечественной медицины показать значение деонтологических и эстетических принципов в деятельности майбутнього лікаря-стоматолога, виховати почеття милосердя, високої моральності и гуманизма.

План и организационная структура лекции

Основные этапы и их содержание Цели в уровнях абстракции Тип лекции, оснащение Распределение времени
  Подготовительный этап   Диапроек-тор, слайды, кодограм-мы  
  Определение учебных целей      
  Обеспечение позитивной мотивации      
  Основной этап Изложение лекционного материала      
  Определение предмета хирургической стоматологии и ее место среди других медицинских дисциплин      
  Основные этапы развития хирургической стоматологии. Значение отечественных ученых в ее развитии.      
  Становление школ хирургической стоматологии в Украине и в Одессе      
  Об этических и деонтологических принципах деятельности будущего врача-стоматолога      
  Заключительный этап      
  Резюме лекции, общие выводы      
  Ответы лектора на возможные вопросы      
  Задания для самоподготовки студента   Список литературы вопросы, задания  

Содержание лекционного материала

 

Сегодня Вы начинаете изучение одной из профильных дис­циплин для подготовки врача стоматолога - хирургической стомато­логии.

Овладение специальностью хирурга-стоматолога требует от каждого из вас упорного настойчивого труда и использования тех знаний, которые вы получили на первом и втором курсе и будете получать и дальше. При изучении хирургической стоматологии бу­дут востребованы ваши знания по анатомии, оперативной хирургии и топографической анатомии, патологической анатомии, физиологии, патологической физиологии, общей хирургии и многим другим раз­делам медицины.

Особенностью челюстно-лицевой области является близость жизненно-важных органов, таких как орган зрения, ЛОР-органы, ЦНС. Поэтому от хирурга-стоматолога требуется хорошее знание смежных дисциплин. Это требует от всех целенаправленной каждодневной учебы в течение 6 семестров в институте, одного года специализации в интернатуре и в последующем учебы в течение всей ва­шей жизни.

Вас ждет большой напряженный труд. Но ни с чем не срав­нимо удовлетворение врача, возвратившего здоровье, а иногда и жизнь больному человеку. Особенно велика и ответственна задача хирурга-стоматолога при устранении врожденных и приобретенных дефектов и деформаций челюстно-лицевой области, так как они при­водят не только к анатомическим и функциональным нарушениям, но и являются зачастую тяжелой психической травмой, препятствующей их социальной адаптации. Поэтому хирург-стоматолог всегда должен помнить изречение Сократа: "Нельзя врачевать тело, не врачуя душу".

Однако одной профессиональной подготовки недостаточно, чтобы стать хорошим врачом. Еще за тысячу лет до н.э. индийский врач Сутрута в книге "Познание жизни" (Ayur veda) изло­жил требования к лицам, желающим обучаться медицине. От них требуется наличие высоких физических и нравственных качеств: молодость, здоровье, нормальные органы чувств, благочестие, це­ломудрие, любовь к истине и многие другие качества. И в настоя­щее время врачу должны быть присущи простота и выдержанность, скромность и аккуратность, сердечность и наблюдательность. Опасно, когда врач слишком самоуверен, безапелляционен в своих суждениях, не сомневается, все ли он правильно сделал для боль­ного, не склонен признавать и изучать свои ошибки, груб и рав­нодушен к своей профессии.

Отношение "врач-больной" наиболее ярко отображено Гип­пократом в его афоризме: "В медицине существуют три вещи: бо­лезнь, больной и врач, врач является слугой своей нау­ки и больной должен совместно с ним побороть болезнь".

Известно изречение, что человек может быть плохим ху­дожником, плохим писателем, но не имеет права быть плохим вра­чом. На практике оказывается, что знающий и хороший врач - не одно и то же. Н.А.Семашко говорил: "Одни знания не делают чело­века хорошим врачом, необходимо высокогуманное отношение к боль­ной личности, авторитет, который складывается из теоретических знаний, моральных ценностей и практического мастерства. Хороший же врач - всегда знающий врач. Он всегда стремится быть на сов­ременном уровне развития медицины".

Недаром за всю историю медицины на всемирном деонтологическом конгрессе в Париже в 1967 г. сделано первое и единст­венное дополнение к клятве Гиппократа: "Клянусь обучаться всю жизнь".

Врач всегда должен помнить об огромном значении слова /по В.М.Бехтереву/: "Если больному после разговора с врачом не становится легче - это не врач", а также о том, что больной ни­когда не должен видеть врача исчерпавшим все средства и умения, о пользовании "святой ложью", в случаях, не поддающихся лечению /злокачественные новообразования/, о врачебной тайне, коллегиальных и правовых вопросах. Помимо знаний, он должен обладать опре­деленными человеческими достоинствами, широтой кругозора, быть на высоком интеллектуальном уровне.

Образованность немного стоит, если знания не становятся основой нравственных убеждений и поступков, совестью и руководством к действию. Для врача нравственность - черта профессиональная, базирующаяся на традициях мировой и отечественной медицины, на знании истории развития мировой и отечественной медицины и сто­матологии, на ярких примерах выполнения профессионального вра­чебного долга.

Стоматология как специальность сложилась в результате клинического объединения болезней зубов, болезней слизистой оболочки полости рта и языка, болезней челюстей и окружающих их тканей, а также тесно связанных с ними областей лица и верх­них отделов шеи.

Это объединение обусловливается анатомо-физиологическим единством перечисленных органов и окружающих их тканей, общнос­тью клинико-диагностических методов и особенностями лечебных мероприятий.

В настоящее время в целях более углубленного преподава­ния основ стоматологии и более успешного развития теоретических и клинических вопросов стоматологии на стоматологических факуль­тетах созданы 4 профильные кафедры: терапевтической, хирургичес­кой, ортопедической стоматологии и стоматологии детского возрас­та.

Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия сформировалась в начале XX столетия и, бурно развиваясь, выде­лилась в самостоятельный очень важный раздел стоматологии.

Предметом изучения современной хирургической стоматологии являются патологические процессы полости рта и челюстно-лицевой области, требующие хирургических методов лечения.

В зависимости от локализации и характера заболеваний, а также особенностей оперативных вмешательств хирургическая сто­матология подразделяется на следующие основные разделы:

1.хирургия зубов,

2.гнойная хирургия полости рта, челюстно-лицевой области и шеи,

3.доброкачественные и злокачественные новообразования полос­ти рта и челюстно-лицевой области, в том числе и слюнных желез,

4.травма челюстно-лицевой области,

5.врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области,

6.восстановительная хирургия челюстно-лицевой области.

История развития стоматологии, в том числе и хирургичес­кой стоматологии, уходит в далекое прошлое - 111-1У тысячелетие до н.э. и связана с первыми попытками зубоврачевания.

Высокого уровня развития медицина и в том числе и зубоврачевание достигло на Востоке, где в долинах рек Нила, Евфрата и Ганга цивилизация достигла большого расцвета. Из древних пись­менных источников Египта, Вавилона, Индии и Китая, дошедших до нас, можно судить об уровне развития медицины и зубоврачевания у этих народов за 2,5-1,5 тысячелетия до н.э.

Папирус, найденный в 1875 г. немецким писателем Эберсом в храме Луксора /Египет/ "Книга приготовления лекарств для всех частей тела" - имеет в длину 21 м и делится на 110 столбцов,из которых 3 столбца содержат различные средства против зубных бо­лезней. Египетские жрецы и врачи использовали при лечении зубов различные растительные и минеральные вещества: деревянное масло /оливковое/, алоэ, лук, тмин, медную зелень /медный купорос/ и др., которые применяли в форме паст, припарок, жевательных средств. Исследование захоронений показало, что вследствие по­вышенного стирания зубов, у египтян наблюдались частые воспалительные заболевания одонтогенного генеза с последующей секвест­рацией костей челюстно-лицевой области.

В вавилонских письменных источниках /глиняные дощечки с клиновидной письменностью/ впервые делается попытка связать заболевание зубов с поражением их червями. Жрецы Вавилона для снятия зубной боли применяли семя белены, обладающее наркоти­ческим свойством. Описано заболевание, сопровождающееся гноетече­нием, расшатанностью зубов и их выпадением.

Насколько большое значение придавали зубам в Вавилоне видно из одного параграфа законов Хаммурапи /2000 лет до н.э./ в котором было записано: "Если кто выбьет зуб у равного себе, то ему следует выбить зуб".

Первые медицинские сочинения Китая, дошедшие до нас, насчитывают 4 тысячелетнюю давность. Зубная боль приписывалась действию червей, а также влиянию холода или тепла. Против зуб­ной боли использовался мышьяк в дупло зуба или ухо. В то время широко использовали метод иглоукалывания /описано около 400 точек/, 26 из которых применялись при лечении зубов. Китайские медики знали заболевания десен в связи с различными болезнями: скорбут, нома, оспа. Операция удаления зубов в древнем Китае производилась рычагообразными инструментами, после того, как пы­тались расшатать зуб с помощью паст и порошков. Для гигиены по­лости рта использовались деревянные палочки, расщепленные на концах в виде кисточки, зубочистки.

Особо высокого развития рациональная медицина достигла в Индии в Х-УШ веках до н.э. Создаются медицинские школы и мно­гочисленные сословия врачей: последние делились на две группы -настоящих врачей и медицинских слуг, которые занимались бритьем, кровопусканием, удалением зубов, прокалыванием ушей и др. Уда­ление зубов изучалось на трупах людей и на животных,

Особого расцвета в Индии в этот период получила хирургия. особенно восстановительная. Врач Сутрута в книге познания жизни "Аюрведа" описал пластику носа из кожи лба и щек /индийский метод ринопластики/. В этот же период в Индии производили плас­тику губ из кожи щек, уха. Хирургический арсенал Сутруты содер­жал свыше 120 инструментов различного назначения и формы. Очень подробно им описаны заболевания полости рта. он различал 65 болезней, из которых 15 относились к корням зубов и 8 - к са­мим зубам.

В сочинении врача Vogbhata /У век до н.э.,Индия\ операция удаления зуба описана следующим образом: "При некото­ром старании удается удалить причиняющий сильные боли зуб, даже если он не расшатан, для этого следует отделить десну около зуба и удалить его небольшими щипцами или вытолкнуть его, затем полощут рот водой с медом."

За 3 тыс.лет до н.э. ринопластику проводили тибетские врачи.

В период У1-У в.до н.э. политические могущество культур­ных народов Востока приходит в упадок, они попадают под власть новых государственных образований, возникших на берегах Среди­земного моря - Греции и Рима.

Медицина греко-римского периода представляет собой зна­чительный шаг вперед по сравнению с медициной Востока, хотя последняя оказала, несомненно, известное влияние на ее разви­тие. В греческой медицине У века мы находим уже все те элементы, на основе которых развивалась впоследствии научная медицина: изучение анатомии и физиологии человека, взгляд на болезнь как на проявление общего расстройства жизненных сил, стремление вести борьбу с ней путем укрепления организма, точное обследова­ние больного, диагноз.

Особого развития эти положения достигли в сочинениях великого греческого врача Гиппократа, которого называли "отцом медицины". Гиппократ родился в начале У в.до н.э. на острове Косе и происходил из рода врачей, считавшихся потомками Эскулапа. В течение своей почти столетней жизни он посетил многие страны Востока, занимался медицинской практикой в различных городах Греции, оставив после себя многочисленные сочинения и учени­ков.

Труды Гиппократа, его учеников и последователей объеди­нены под общим названием "Гиппократовы корпуса".

У Гиппократа впервые встречаются истории болезни с опи­санием клинического течения различного рода заболеваний челюстно-лицевой области: от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости, различных заболеваний десен и слизистой оболочки полости рта, одонтогенного гайморита. Дано подробное описание некроза костей носа и неба с последующим западением носа /сифилис/ Применяемые Гиппократом хирургические методы лечения вывихов и переломов челюстей свидетельствует о большом его искусстве.

Однако Гиппократ и его современники избегали удалять «крепко сидящие» (неподвижные) зубы, по-видимому, из-за несовершенства инструментария. Несколько позже в 1У в. до н. э. Появились щипцы для удаления зубов, образцы которых хранятся в Филадельфийском храме.

Сведения о зубоврачевании в раннем периоде Римской истории очень скудны. В гробницах этрусков, народа, жившего на юге Италии в 1Х –1У в. до н.э. найдены золотые протезы, которые по своей конструкции напоминают современные мостовидные протезы.

Из эпохи императорского Рима сохранились медицинские сочинения двух авторов, живших в 1 в.н.э. - Корнелия Цельса и Плиния Старшего.

Корнелий Цельс первый из древних медицинских авторов выделил болезни зубов и полости рта в отдельные главы своих тру­дов. Знаменитый хирург Архигем /I в.н.э./, врач императора Траяна, трепанировал особым бором зубы, причиняющие боль.

В середине П века н.э. в Риме жил один из величайших врачей древности - Клавдий Гален, грек родом из Пергама. Он оставил после себя многочисленные сочинения и в течение тысячелетий неограниченно владел умами врачей. Гален впервые делает различие между пульпитом и периодонтитом. Операцию удаления зуба он считает опасной.

Следует отметить, что интерес к зубоврачеванию в древнем Риме был высок и обусловлен он был большой частотой /до 80%/ поражения зубов кариесом.

Почти шестисотлетний период от У11 до ХП веков отмечен в истории как эпоха арабской медицины. Развитие арабской медицины и зубоврачевания связаны с именем арабских ученых Радзело, Авицен­ны, Серапиона старшего, Абулказима.

При лечении зубов ими широко применялся мышьяк, впервые был введен термин "зуб мудрости" /Авиценна/, разработаны более совершенные щипцы для удаления зубов и разработан целый набор инструментов для удаления_зубного камня. Разработаны лечение пе­реломов челюстей путем наложения лигатур из золота_на_зубы. вправление вывихов нижней челюсти.

В Западной Европе в период раннего средневековья пред­ставляет собой эпоху длительного упадка во всех областях чело­веческой мысли и знания. Зубоврачевание почти полностью перехо­дит к цирюльникам и бродячим зубодерам.

Эпоха Возрождения принесла расцвет всех наук и медицины. Французский хирург Х1У века Гюде де Шолиак усовершенствовал щипцы для удаления зубов, при удалении применял анестезирующие вдыхания /губка, пропитанная опием, соком паслена, белены, мандрагоры, болиголова и др./.

Фалькуччи упоминает об искусственных зубах и имплантации зубов, взятых у трупа.

В середине ХУ века в Италии /Сицилия/ военный врач Бранко восстанавливал носы, используя кожу щек и лба, а его сын Анто­ний Бранко начал производить пластику носа, губ и уха, используя кожу плеча /итальянский метод ринопластики/. Знаменитый художник и инженер Леонардо да Винчи /1452-1519/ первым дал описание зу­бов, челюстей и верхнечелюстной пазухи в их взаимоотношениях.

Большой вклад в развитие медицины внес Парацельс /ХУ1 в/

Крупными заслугами в области практического зубоврачева­ния отмечено имя одного из величайших хирургов ХУ1 века Амбруаза Паре. К зубоврачеванию Паре проявлял большой интерес, в том числе и к протезированию. Это объясняется тем, что Амбруаз Паре начи­нал свою карьеру учеником у цирюльника и практически занимался протезированием. Паре подробно описывает в своих сочинениях пока­зания и технику экстракции /особый распатор для отделения десен, щипцы, рычаги-элеваторы, после удаления сдавливал десну и альвео­лярный отросток двумя пальцами/. Паре описал сконструированный им аппарат для закрытия дефектов твердого неба /обтуратор\, кото­рый он изготавливал из золота или серебра.

Несмотря на развитие хирургии и зубоврачевания они зани­мали подчиненное положение среди врачей и полностью находились в руках цирюльников, а протезирование - ремесленников. Такое по­ложение продолжалось до конца ХУШ века, когда в связи с общими успехами медицины хирурги впервые во Франции были уравнены с вра­чами со времени учреждения в_1731 г. Королевской Академии хирургов. В Англии хирурги отделились от цирюльников в 1745 г.

В этот период во Франции и других странах появился ряд выдающихся врачей, всецело посвятивших себя одонтологии и стре­мившихся овладеть всеми ее разделами, как самостоятельной специ­альностью.

Наиболее ярким представителем этого течения явился фран­цузский врач-хирург Пьер Фошар /I690-1762/. В 1728 г. им было издано впервые руководство по зубоврачеванию, в котором он соб­рал воедино все разобщенные сведения многих авторов и практиков своего времени и мастерски систематизировал материал.

Дальнейшее развитие зубоврачевания было связано с труда­ми англичанина Джона Гентера \1728-1793/ и немца Филиппа Пфафера.

К началу XIX в., когда врачи всех специальностей получа­ли образование в университетах, зубные врачи-дантисты все еще обучались как ремесленники у мастеров зубоврачебного дела, приоб­ретая право на самостоятельную практику после того, как сдавали испытания на медицинских факультетах университетов.

Фошар первым получил звание хирурга-дантиста, и сам счи­тал, что зубные врачи должны обучаться в специальных школах, обо­собив зубоврачевание от общей медицины.

Первые зубоврачебные школы появились в Америке в 1839 г, в Англии в 1857 г., во Франции, Швейцарии и России в 1881г.

Первый зубоврачебный журнал появился в_ Филадельфии /Аме­рика/ в 1839 г.

В России и Украине зубоврачевание также существовало с давних времен. Народная медицина знала немало средств и способов лечения зубов. Зубоврачеванием занимались кровопускатели, косто­правы, повивальные бабки, зубоволоки и др.

Медицинское дело в России получило первое продвижение во времена петровских реформ. В то время болезнями зубов занимались банщики, цирюльники, странствующие врачи. В 1710 г. было впервые введено звание "зубной врач".

Лица, которые хотели заниматься зубоврачеванием в России, должны были предварительно выдержать испытания перед медицинской коллегией.

В 1729 г. сенатом был издан закон о запрещении занимать­ся лечением, удалением и вставлением зубов лицам, не имеющим ме­дицинского образования. Однако большинство из зубных врачей не имело медицинского образования.

В_1810 г. были изданы "Правила об экзаменах". согласно которым зубной лекарь мог получить разрешение на самостоятельную практику после того, как сдал экзамен при медико-хирургической академии и университете. В первом своде законов 1832 г. этих специалистов называли зубными врачами, а в законе от 1836 г. -дантистами.

Первая школа по подготовке дантистов в России была отк­рыта дантистом Ф.И.Воложанином осенью 1861 г. в С.Петербурге.

Первая зубоврачебная школа, требующая от поступающих высокого общеобразовательного ценза, была открыта в Варшаве в 1891 г. дантистом Я.Л.Джеме-Леви.

 

Первые ростки стоматологической науки и практики (зубоврачевания) в Украине зародились в Одессе в конце Х1Х века. В ХУШ и в начале Х1Х века зубоврачебная помощь осуществлялась в основном приезжими иностранными зубными лекарями. В начале Х1Х века рядом указов Сенат регламентирует подготовку зубных врачей (дантистов) путем ученичества у специалистов и получение разрешений на самостоятельную практику после сдачи экзамена при Медико-хирургической академии или университете. Однако уровень подготовки специалистов был неудовлетворительным из-за низкого общеобразовательного уровня поступающих на учебу и полного отсутствия общемедицинских знаний после окончания обучения. Такое плачевное положение зубоврачевания не удовлетворяло медицинскую общественность, поэтому видные медики Х1Х века, такие как профессора Н.И.Пирогов, Н.В.Склифосовский, А.А.Караваев, А.К.Лимберг и другие выступали за совершенствование подготовки специалистов зубоврачевания путем обучения в университете и получения широких биологических и медицинских знаний. Сенатом было принято половинчатое решение, предусматривающее подготовку специалистов из учащихся, окончивших гимназию, путем обучения их в зубоврачебных школах, основанных в университетских городах. Это был значительный положительный сдвиг в подготовке зубных врачей.

Первая зубоврачебная школа на Украине была организована в Одессе в 1891 г. доктором Т.А.Тычинским. В 1896 г. доктором И.И.Марголиным открыта вторая школа, в 1919 г. национализированная и переименованная в Одесскую государственную зубоврачебную школу, которая просуществовала до 1949 г.

Перед 1 Мировой войной в Одессе функционировали 4 школы и курсы зубных техников (Т.А. Тычинского, А.А.Марголина, А.Л. Редалье и Танна).

В конце Х1Х века в Одессе стал издаваться «Зубоврачебный вестник» -

первый зубоврачебный журнал в России. Позднее начали выходить журналы

«Практическое зубоврачевание» и «Зубоврачебное дело».

«Зубоврачебный вестник» много сделал для объединения зубных врачей г.Одессы. 4 октября 1897 года состоялось 1 общее собрание Одесского одонтологического общества на заседании которого присутствовало 33 члена:

20 дантистов, 12 зубных врачей и 1 дипломированный врач И.И.Марголин, который был избран председателем общества и возглавлял его более 3-х десятков лет.

Нельзя переоценить роль И.И.Марголина в объединении зубных врачей и работе общества. Это был высокообразованный врач, который окончил Киевский университет в 1876 г., участвовал в русско-турецкой войне, а после занимался совершенствованием хирургических навыков в университетских клиниках Вены и Парижа, работая у знаменитых профессоров Бильрота, Микулича, Вефлера. С 1892 г. начал изучать болезни зубов и полости рта в зубоврачебной клинике профессора Брауна в Бреславле и у профессора Зюэрена в Берлине. После переезда в Одессу с 1892 по 1896 г.г. И.И.Марголин был преподавателем оперативного зубоврачевания в частной патологии и терапии зубов и полости рта в зубоврачебной школе доктора Т.А.Тычинского, а с 1896 г. он учредил свою школу, которой руководил и в которой преподавал.

Одесское Одонтологическое общество не прошли мимо ни одного открытия научного и практического характера и всегда оно вводило в курс новых проблем своих членов. Там пополняли и расширяли тот небольшой биологический и общемедицинский базис, тот небольшой практический навык, который получал практический врач в стенах своей школы. В обществе учились не только на докладах и демонстрациях, но и на лекциях, семинарах, кружках, группах, на практических заседаниях, на которых усваивались новейшие методы лечения и протезирования. Учились на лекциях, циклы которых по отдельным дисциплинам читались на протяжении всех лет существования общества. Коллектив стремился к самоусовершенствованию, заботился о поднятия научного уровня своих знаний.

Работа, проводимая Одесским Одонтологическим обществом, имела большой успех. Рос его авторитет среди медицинской общественности не только Одессы, но и России. Об этом говорит факт избрания почетным членом Одесского одонтологического общества А.К.Лимберга – первого профессора по стоматологии.

В 1902 г. существующее уже пять лет Одесского одонтологическое общество уже настолько выросло и окрепло, что взяло на себя организацию и созыв Ш Всероссийского одонтологического съезда и эту задачу выполнило успешно. Съезд был многолюдным и его тематика отражала новейшие достижения в одонтологической науке и практике того времени. В его работе принимали участие корифеи западно-европейской и российской одонтологии, такие как профессора Миллер, Гербет, Мамлок, Бибер, А.К.Лимберг, Ф.А.Звержковский, доктор медицины Г.И.Вильга.

Профессор Петербургского университета Ф.А.Звержковский был председателем Одонтологического съезда, на котором он выступил с обстоятельным докладом о классификации периоститов и остеомиелитов. Было заслушано много интересных докладов и сообщений.

В 1913 г. в Петербурге состоялось открытие Всероссийской гигиенической выставки. Экспонаты Одесского Одонтологического общества были награждены Большой серебряной медалью выставки.

В 1914 г. началась 1 Мировая война. Зубные врачи призваны в армию в качестве рядовых солдат и направлены в окопы, а множество раненых в челюстно-лицевую область остается без специализированной помощи. Большинство из них было обречено на медленное умирание или инвалидность. Одесское одонтологическое общество беспрерывно возбуждает ходатайство об использовании военнообязанных зубных врачей по специальности. Однако правительство не вникает в нужды армии. Поэтому зубоврачебное общество использует общественные организации - «Земский союз», «Союз городов» и «Красный Крест» для осуществления зубными врачами помощи раненым в челюстно-лицевую область. Одесское одонтологическое общество создает в «Союзе городов» амбулаторию, а при лазаретах – челюстно-лицевые отделения.

В 1915 году Общество осуществляет свою давнишнюю заветную мечту – оно получает разрешение на открытие на свои средства «Бесплатной зубной амбулатории для детей школьного возраста», вопрос о создании которой поднимался еще в 1901 г. Правление Общества решило выдавать каждому ребенку на руки карточку с целым рядом советов о пользе ухода за зубами и их лечения. Это было начало, зарождение санитарно-просветительской работы и плановой санации школьников (детского населения).

С первых дней организации Общество поднимает вопрос о реорганизации зубоврачебного дела в России, о необходимости получения зубными врачами высшего образования (стоматологического), о приеме зубных врачей в университеты, о создании учебных заведений, повышении квалификации зубных врачей. Эти взгляды на реорганизацию подготовки специалистов зубоврачевания еще в 1897 г. высказывает А.П.Синицын - издатель «Зубоврачебного вестника», первого зубоврачебного журнала в России. В 1910 г. Одесское одонтологическое общество посылает своего делегата – И.И.Марголина для участия в работе Х1 Пироговского съезда по вопросу реформы зубоврачебного образования.

После революции и гражданской войны Общество продолжает энергичную, настойчивую и упорную работу по организации кафедры одонтологии в Одесском медицинском институте. Параллельно с этим идет кампания за прием зубных врачей на медицинских факультетах университетов. И эта работа приносит результаты. Открывается приватдоцентура при Одесском медицинском институте и Харьковском медицинском университете, а в 1922 г. при Одесском медицинском институте была организована кафедра одонтологии (стоматологии), которая позже была реорганизована в курс стоматологии при кафедре госпитальной хирургии. Первым возглавил кафедру И.М.Вайнберг. Позже курс стоматологии возглавляли и преподавали на нем доценты Я.С.Акбройт, И.О.Новак, О.В.Кумейская, Н.Г.Васильева.

Уже за первые 6 лет существования кафедра одонтологии сумела провести свыше 175 научных конференций, имевших серьезное значение не только для клиники и мединститута, но и для научной одонтологической жизни города. При кафедре был создан довольно солидный музей (муляжи, патологоанатомические препараты, рентгенограммы, диапозитивы и т.д.), бактериологическая лаборатория и библиотека, насчитывающая свыше 600 томов. Для библиотеки кафедры выписывалось 8 специальных (2 на русском и 6 на иностранном языках) и 7 общемедицинских журналов.

С 1935 по 1955 г. при Одесском институте усовершенствования врачей функционировала кафедра стоматологии, которую возглавлял доцент Я.С.Акбройт.

В тридцатых годах в Одессе развивается сеть зубоврачебных поликлиник и кабинетов, в которых работают более 150 врачей.

Большую роль в дальнейшем развитии стоматологической науки и практики не только в Одессе, а и во всей стране сыграло открытие 1 апреля 1928 г. в г.Одессе Государственного института зубоврачевания по решению Коллегии Наркомздрава УССР от 30 ноября 1927 г., ставшим затем Украинским государственным институтом стоматологии. Перед ним были поставлены задачи изучить причины возникновения заболевания зубов и полости рта, разработать мероприятия для их предупреждения.

Открытию института в Одессе способствовало наличие материальной базы, а также педагогических и научных кадров.

В довоенный период (1928-1941) научная деятельность института охватывала следующие проблемы: роль периапекальных инфекционных очагов в разрезе учения об оральном сепсисе; кариес и его осложнения, физиология и патология слизистой оболочки полости рта; челюстно-лицевая ортопедия, разработка новых материалов для ортопедической стоматологии; детская стоматологическая помощь; организация стоматологической помощи и др.

 

С приходом в клинику челюстно-лицевой хирургии талантливого и многостороннего хирурга профессора Н.Н.Соколова активизируется и расширяется хирургическая помощь населению. Профессором Н.Н.Соколовым разрабатывается оригинальные методы восстановления мягкитх тканей при удалении обширных злокачественных опухолей челюстно-лицевой области, вмешательство на гассеровом узле при невралгии и многие другие методы. При его активном участии клиника в 1938-1939 г.г. выросла до 55 коек.

Работа клиники охватывает все области челюстно-лицевой хирургии: новообразования, воспалительные процессы, врожденную патологию лица, приобретенные дефекты и деформации лица и челюстей, восстановительные операции, травмы мягких тканей лица и челюстей.

После освобождения Одессы во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы ведущей проблемой института и клиники челюстно-лицевой хирургии являлась разработка методов устранения и реабилитация последствий челюстно-лицевых травм и ожогов военного времени, восстановление лицевого скелета и дефектов челюстно-лицевой области. Челюстно-лицевая клиника превращается по сути в филиал госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны. Успешному решению поставленных перед клиникой задач способствовало то, что ее работу возглавил блестящий хирург профессор Б.С.Франкенберг, разработавший много оригинальных методов восстановительных операций при обширных травматических повреждениях и ожогах челюстно-лицевой области и шеи. Под его руководством и с его участием коллектив клиники (доц. Н.Г.Васильева, к.м.н.А.Н.Литвиненко, В.П.Камашина) с честью справились с сложной задачей, лечения многих тысяч пострадавших в Великой Отчетественой войне, которым была возвращена возможность нормально жить и работать.

Новый этап в развитии стоматологических науки и практики Одессы начинается с 1958 года.Приказом Министерства высшего образования УССР

№ 904 санитарно-гигиенический факультет ОМИ был реорганизован в стоматологический факультет. Вторым положительным фактором явилось назначение, с целью активизации научной деятельности Одесского НИИ стоматологии, его директором доцента А.И.Марченко, а руководителем клиники челюстно-лицевой хирургии д.м.н.Г.И.Семенченко. При активном участии студентов вновь созданного факультета, в 1960г. была введена в строй учебная база факультета, получившая статус областной клинической стоматологической поликлиники.

К сентябрю 1960 года были сформированы и начали функционировать три специальные кафедры факультета: кафедра терапевтической стоматологии – заведующий к.м.н. А.И.Марченко, кафедра хирургической стоматологии - д.м.н. Г.И.Семенченко, кафедра ортопедической стоматологии которую возглавил полковник медицинской службы начальник окружной стоматологической поликлиники В.И. Кулаженко.

 

Кафедра хирургической стоматологии

Кафедра хирургической стоматологии была организована в сентябре 1960 г. на базе клиники челюстно-лицевой хирургии ОНИИС и ОКСП и ее руководителем с 1960 по 1991 г. был заслуженный деятели науки и техники Украины профессор Григорий Иванович Семенченко (1914-1996). Преподавательский состав кафедры был сформирован за счет практических врачей, клинических ординаторов и аспирантов. Под руководством профессора Г.И.Семенченко началась интенсивная работа по освоению профессиональных клинических, оперативных и педагогических навыков.

С начала организации кафедры основным направлением ее научно-исследовательской работы является изучение проблемы врожденных и приобретенных дефектов и деформаций челюстно-лицевой области.

Планомерное, последовательное и всестороннее изучение одной из важных и трудных проблем восстановительной хирургии позволило установить ряд неизвестных ранее нарушений функционального и органического характера не только в области дефекта, но и в ряде органов и систем у этой категории больных. Полученные результаты помогли обосновать ряд новых способов хирургического лечения, оптимальные возрастные сроки и последовательность их проведения от рождения до его полной медицинской и социальной реабилитации. Решение этих вопросов было отображено в целом ряде диссертационных работ, выполненных сотрудниками кафедры и аспирантами: кандидатская (1964) и докторская диссертация (1982) В.И.Вакуленко, кандидатские диссертации Л.Я.Деребалюк (1966), Г.Г.Крыкляса (1966), А.Ф.Коваленко (1967), А.Н.Левковича (1967), Б.Я.Коломейчука (1968),И.С.Копика (1969), Чан Гуй Хая (1982) и Нгуен Динь Чана (1987) (Вьетнам), А.Г.Гулюка (1986), П.А.Лозенко (1988),Халиль Абдул Карим (1989) (Сирия), Е.Д.Бабов (1992), А.М.Пасечник (1998), В.И.Лунгу (2002).

Кроме основной проблемы, коллектив кафедры разрабатывал и другие актуальные вопросы хирургической стоматологии. По совершенствованию диагностики и лечения воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области выполнены следующие диссертационные работы: И.К.Широковым (1966), Г.Н.Марченко (1966), Б.Г.Голубом (1975), В.В.Мулькевичем (1981), Г.А.Житковой (1983), Шейх Али Хусейном (1989) (Сирия); новообразований – А.Н.Литвиненко (1965), В.А.Миронюк (1965), Сами Радван Хасан (1972), В.И.Лунгу (2002); заболеваниям слюнных желез: А.Д.Чулак (1983) и докторская диссертация А.Ф.Коваленко (1982); общего обезболивания в хирургической стоматологии – Л.Т.Легейда (1968), А.И.Кривопляс (1975),

Большую роль в формировании кафедры хирургической стоматологии, других стоматологических кафедр ОМУ, ИС АМН Украины, а также других медицинских университетов сыграл научный студенческий кружок кафедры. Из членов кружка 7 стали докторами медицинских наук, профессорами, возглавили кафедры ОМУ и других университетов, около 20 защитили кандидатские диссертации.

После 1991 г. кафедрой хирургической стоматологии руководили ученики профессора Г.<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: