История
Группа на 12.10.2020 г.
Занятие № 17
Тема: «Мир к началу XX века»
Цели:
Образовательные: показать какие цивилизационные изменения в мире вызвал технический прогресс и процессы индустриализации на рубеже XIX - XX вв.
Развивающие: Продолжить познавательную деятельность учащихся. Сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать умения и навыки работы с учебным текстом, документами и историческими источниками.
Воспитательные: Воспитывать любовь к знаниям, уважать исторический опыт других стран мира. Критически оценивать историю России, делать правильные выводы из уроков прошлого, развивать активную гражданскую позицию.
Тип урока: освоение новых знаний.
Вид урока: урок-лекция.
Оборудование: доска, учебник, словарь, таблицы.
Учебные термины:
«капитализм» - экономическая система производства товаров и услуг, контролируемая капиталом.
«исторический прогресс» - поступательное движение человечества от примитивного состояния дикости к более сложным и совершенным формам сообщества. Его суть – расширение технологических возможностей человека для создания гармоничного мира всеобщего процветания и экономической стабильности, установление социальной справедливости и устранение всякого рода дискриминации.
«индустриальное общество» - это общество, в котором доминирующим производством является промышленность.
«гражданская позиция» - осознанное стремление человека к справедливости; умение открыто высказывать свои взгляды и противодействовать несправедливости.
«урбанизация» - процесс повышения роли городов за счет концентрации в них науки, производства и коммерции.
«конвейер» - производственная самодвижущая лента, предназначенная для поточной сборки сложных изделий рабочими. Главная цель – повышение производительности труда.
|
«монополии» - крупное предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции.
«империализм» -агрессивная внешняя политика развитых государств, основанная на идеях превосходства и практики доминирования, направленная на захват чужих территорий и мировое господство. Сегодня в XXI в. термин «империализм» имеет более широкое определение – «глобализм».
«Территориальный раздел мира» - раздел колониальных владений между наиболее развитыми странами мира, политическое оформление колониальных держав.
«гонка вооружений» -
План:
1. Становление индустриального общества.
2. Достижения и проблемы индустриального общества.
3. Международные отношения (1882 – 1914гг.). «Новый империализм».
Ход занятия
I. Мотивация и актуализация опорных знаний: « Вступление к XX веку». Сегодня нам трудно представить жизнь современного общества без электричества и центрального отопления, всеобщего избирательного права, здравоохранения и обязательного среднего образования. XX век принёс в сознание людей такие новые термины, как мировая война, пенициллин, фаст-фуд, Internet, квантовую механику, полимеры и многое другое. 90% всех вещей окружающих нас сегодня, были созданы именно в XX веке! Исторический прогресс неумолимо ускоряется, жизнь людей становится все более динамичной, комфортной и интересной. В передовых странах идет становление гражданского общества, как альтернатива несовершенству государства и узурпации власти. Средняя продолжительность и качество жизни людей растут. А ведь все начиналось когда-то с простого камня, палки и кости – самыми доступными в тот период материалами. Вся история человечества от каменного века до современности - это борьба за выживание. Холод, голод и болезни вот извечные враги и вызовы человечеству.
|
Свой первый технологический прорыв человек сделал еще в эпоху НЕОЛИТА.
– Вспомните, что такое «Неолитическая революция», когда она произошла? Примерно 12тыс. лет назад переход от присваивающей формы хозяйствования к производящей – это начало земледелия, скотоводства и ремесла. К людям пришло изобилие и социальное неравенство.
Так человечество вступило в эпоху аграрно-ремесленной цивилизации. Первые аграрные цивилизации расцветают в долинах великих рек Азии и Африки. Это был долгий и трудный путь - от изобретения колеса и паруса древними шумерами, создания пороха и шелка, до изобретения демократии и строительства Колизея в эпоху античности. Это было время становления первых государств, первых мировых религий и прикладных наук.
Вторую технологическую революцию совершили европейцы в конце XVIII – нач.XIXвв. Ее связывают с началом широкого использования силы пара и применения коксующего угля в металлургии. Европа относительно быстро перешла от ремесленно-мануфактурного производства к фабричному. Это позволило изменить структуру хозяйства и резко увеличить объемы производства. Ежегодный прирост производства в странах Запада XIXв. составлял 3-5%, для того времени колоссальный рост! Так человечество вступило в эпоху индустриального общества. Эти две революции радикально изменили жизнь и труд человека, преобразили облик планеты, но в тоже время породили проблемы, требующие своего решения.
|
Наша учебная цель урока – проследить, как происходило становление индустриального общества, как оно влияло на социально-экономическую жизнь людей и мировую геополитику в нач. XX века
II. Изучение нового материала.
1. Становление индустриального общества.
- Вспомните, что было преддверием начала индустриальной эпохи? Правильно, это совокупность всех ключевых процессов истории Нового времени в Европе, кульминацией которых стал «Промышленный переворот» и начало индустриальной эпохи.
- Назовите главные события Европы Нового времени, которые подготовили ее переход к индустриальному обществу?
Ожидаемые ответы: Начало было положено гуманистами эпохи Возрождения, которые утверждали, что смысл земной жизни – жить в гармонии с Природой, изучать Природу, улучшать и делать жизнь земную комфортной. Человек – творец своей судьбы; он сам без помощи Церкви, но с помощью НАУКИ, труда и терпения способен раскрыть все тайны мира и построить справедливое общество свободных людей! В XVI-XVIIвв. происходит первая волна буржуазных революций в Европе: рушатся абсолютные монархии, устанавливаются первые республики, к власти приходят ДЖЕНТЛЬМЕНЫ(джентри) молодые, образованные и предприимчивые «новые дворяне». В это же время Реформация, а затем и «Просвещение» опрокидывают авторитет Церкви. Возникает мода на знания! Появляются люди науки, изобретатели и механики.
- Как повлияла эпоха Просвещения на развитие общества в Западной Европе?
Ожидаемые ответы: Научные открытия в геологии, успехи в физике и астрономии, эксперименты в химии, активные поиски новых источников энергии, мода на механические устройства, создали предпосылки к началу промышленного переворота. Модернизация, интенсификация, вторая волна буржуазных революций и окончательный упадок абсолютизма в Европе.
Промежуточный вывод. В отличие от запада, в России запаздывал технологический прогресс лет на 50, а либеральные идеи были встречены крайне враждебно. Бескрайняя страна с темным и забитым населением, не поднимающим голову от тяжелого труда и безысходности, не предъявляло царю своих требований. И хотя крестьянское восстание Е. Пугачева и выступление декабристов потрясло и напугало праздное дворянство, высокие идеи Свободы, Справедливости и Прогресса в России приживались очень медленно и трудно. Именно это и предопределило отставание России от передовых стран Запада и ее «догоняющий» статус страны 2-го эшелона.
В 8 классе, при изучении Новой истории вы уже познакомились с понятием «индустриальное общество», поэтому я прошу вас записать в тетради его определение и характерные признаки в сравнительную таблицу.
Индустриальное общество – это общество, в котором доминирующим в экономике является ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.
Действительно, «Ренессанс» и «Просвещение» вызвали к жизни новую культурную парадигму Европы - гуманизм, рационализм и свободомыслие. Появляются три новые, социально активные группы европейцев: предприниматели, люди науки и пролетариат. Одни хотели получить ПРИБЫЛЬ и приумножить свои капиталы, другие – воплотить свои технические и научные ИДЕИ в жизнь, а третьи продать свою физическую силу. Так история Нового времени заложила фундамент современного капитализма, начало которого мы называем «промышленным переворотом». Его суть: массовое производство промышленных товаров, путем замены ручного труда машинным производством.
2. Достижения и проблемы индустриального общества.
К концу XIX в. преимущества индустриальной цивилизации стали очевидными. Этот тип цивилизации гарантировал человеку не только стабильный уровень жизни, но и широкий комплекс социальных, гражданских и экономических прав.
1. Технический прогресс:
Первый электрический электрогенератор был изобретен в 1831 году Майклом Фарадеем.
В 1834 году русский учёный Борис Семенович Якоби создал первый электродвигатель постоянного тока.
В 1888 году сербский изобретатель Никола Тесла построил двухфазный электродвигатель переменного тока. Изобретение телефона А. Белл 1876г. и радио А. Попова 1895г.
В 1866 году Альфредом Нобелем был изобретен знаменитый динамит.
В 1873 году американским промышленником Левеем Страуссом были изобретены первые джинсы.
Создание Периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым. 1878г. Томас Эдисон изобрел электрическую лампочку с нитью накаливания.
Бензиновый ДВС К. Бенца 1879г.
Двигатель Р. Дизеля 1897г.
1882г. первая в мире электростанция построена в Нью-Йорке.
1886г. запатентован напиток Coca-Cola.
1888г. Н. Славянов изобрел электросварку на металлических электродах.
1895г. открыты «Х-лучи» Вильгельмом Рентгеном.
Кинематограф братьев Люмьер 1895г.
1891г. возведены первые небоскребы в Чикаго и Нью-Йорке.
Прорыты Суэцкий 1867г. и Панамский 1920г. каналы.
1897г. - открыт Транссиб.
1903г. - испытан первый флайер братьев Райт и запущен конвейер на заводе Г. Форда. Запущен метрополитен в Лондоне и Нью-Йорке.
1912г. плавание трансатлантического лайнера «Титаник».
2. Новые отрасли промышленности: машиностроение, станкостроение, нефтедобывающая промышленность, авиастроение, электроэнергетика, химическая промышленность. Появляется военно-промышленный комплекс ВПК.
3. Экономический рост.
4. На улицах городов стало чище и светлее, дома подключались к центральному отоплению и водоснабжению, в них устанавливались лифты. Были построены большие вокзалы, рынки, магазины.
1. 1. Появление оружия массового уничтожения (автоматическое огнестрельное пулемет Гатлинга и Х. Максима, химическое газовое).
2. Мировые экономические кризисы; рост безработицы, усиливается конфликт между трудом и капиталом.
3. Глобальные проблемы – это негативные последствия активной, производственной деятельности людей. Изменение, климата, деградация биосферы, дисбаланс воды, увеличение отходов, загрязнение почвы.
4. Нехватка ресурсов.
5. Проблема «богатый Север-бедный Юг».
6. Машины травмируют и убивают. Переход на машины вызывает высокую степень аварийности на производстве, т.к. техника не совершенна, часто ломается, требует профессионального ухода и соблюдения ТБ.
7. Техника превращает средства в цель, делает человека зависимым, превращая в объект бездуховных манипуляций.
Социальный аспект
1. Создание развитой социальной инфраструктуры - комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих комфортные условия жизнедеятельности общества. Это дороги, ЛЭП, школы, больницы, вокзалы, скверы, парки, кинотеатры, склады, элеваторы, водо-канализационная система и т.д.
2. Социальное движение за равенство полов (суфражизм); появляются первые профсоюзы: в Англии Trade-Unions; в США знаменитый АФТ. Цель – борьба за права рабочих и улучшение условий труда.
3. Появление первого социального законодательства – нормативные акты государства, направленные наперераспределение национального дохода в пользу социально слабых групп. (это бесплатное образование, льготное жилье, доступная медицина, пенсии и пособия) Первой страной, принявшей закон об обязательном государственном страховании на случай болезни и от несчастных случаев стала Германия 1883г.
4. Повышение значимости интеллектуального труда: индустриальному обществу нужна армия ИТР, квалифицированные учителя и врачи, ученые различных отраслей наук.
5. Переход к всеобщему образованию. В индустриальных обществах почти каждый умеет читать и писать!
6. Усилились процессы демократии - это открыло путь к власти для представителей среднего класса. Появляются первые конституции, первые политические партии, новые идеологии (либерализм, консерватизм, социал-демократизм) и классовые теории. Божественное право королей править единолично оспаривается. В некоторых странах утверждается идея суверенитета народа; государственная власть избираема, сменяема и подотчетна народу. Государство обслуживает интересы народа, а не наоборот! Заложены теоретические основы для перехода к ПРАВОВОМУ государству.
1. Расслоение общества не по сословному, а по социальному и материальному признаку, классовая борьба, социальные революции, гражданские войны.
2. Возникновение тоталитарных систем.
3. Новый империализм – борьба за передел уже поделенного мира.
4. Активное развитие СМИ: чаще всего они становятся инструментом политической борьбы и поставлены под контроль узкой группы заинтересованных лиц.
5. Происходит массовая урбанизация и демографический рост.
6. В индустриальных обществах расцветает бюрократия – номенклатурный балласт общества, который обслуживает власть.
7. Искажается мораль, в обществе формируется потребительское мышление. В погоне за материальными благами и прочими наслаждениями многие теряют веру, потом совесть и страх. В условиях внедрения новых технологий, духовной сфере отводится второстепенная роль.
Можно сделать вывод:
А) С одной стороны технологии дают нам комфорт, облегчают наше существование на планете, позволяют лучше изучить и понять мир. С другой стороны, явно видим дисгармонии с природой и серьезные проблемы в социальной жизни.
Б) Меняется не только содержание труда и качество жизни, изменяются место и роль человека в государстве – был крестьянин, стал пролетариат; был ремесленник, стал фабрикант; был подданный, стал гражданин. По существу, рождается новый цивилизационный уклад: новые привычки, новые предпочтения, новая мода и быт, новые семейные отношения.
В) Под влиянием различных общественно-политических сил, требующих социальной справедливости, были проведены существенные РЕФОРМЫ. В маленькой Японии «революция Мэйдзи» (1867г.) превратила эту отсталую страну в самую развитую из государств Азии. А в таких авторитарных империях, как Россия и Китай произошли социальные РЕВОЛЮЦИИ, которые в России существенно смягчили режим, в Китае уничтожили Цинскую монархию и создали республику.
Если представить прямую, то посередине её будет стабильность, в правой стороне – развитие, слева – статичность, а в крайней левой точке – деградация. Действительно, индустриализация в разных регионах планеты проходит крайне неравномерно: одни страны к нач. XX в. показывают стабильно высокие результаты, а в других индустриализация даже не начиналась.