Задания
практического тура заключительного этапа XXXVII Всероссийской
олимпиады школьников по биологии. 2020-21 уч. год. 9 класс
ЦИТОЛОГИЯ И ГИСТОЛОГИЯ
Для изучения структуры и функций клеток и тканей можно проводить специфические окрашивания с помощью низкомолекулярных красителей либо специфически связывающих белков.
Задание 1. Рассмотрите формулы некоторых стандартных красителей и запишите на Листе Ответов, какие молекулярные и клеточные структуры они окрашивают.
Эозин (А) | Гематоксилин (Б) | Иодид пропидия (В) | Хёкст 33342 (Г) |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Рассмотрите изображения клеток, окрашенных с помощью этих и других красителей. Укажите буквенными кодами, какие красители использовались. В некоторых случаях может быть использовано более одного красителя. Если не применялся ни один из четырех красителей, поставьте в ячейке знак минус.
1 ![]() | 2 ![]() | 3 ![]() | |
4 ![]() | 5 ![]() | 6 ![]() | |
Задание 2. Иммуцитохимические и иммуногистохимические окрашивания используют антитела, специфичные к определенным белкам, конъюгированные с ферментами или флуоресцентными молекулами. Соотнесите 14 окрашиваний антителами и 14 белков, к которым были получены антитела. Укажите при помощи кодов на Листе Ответов белки человека и структуры, которые окрашиваются антителами.
Обозначения белков: А – цитохром с, Б – β-актин, В – ламин В, Г – миозин II, Д – кальретикулин, Е - виллин, Ж – тубулин, З – гольджин-97, И – коллаген IV, К – цитокератин 10, Л – Na/K АТФаза, М - иммуноглобулин М, Н – гистон H1, О – основной белок миелина (МВР).
Структуры, в составе которых находятся окрашиваемые антителами белки: I – ядро, II – плазматическая мембрана, III – эндоплазматический ретикулум, IV – аппарат Гольджи, V – митохондрии, VI – цитоскелет, VII – экстраклеточный матрикс
|
Список препаратов, окрашенных антителами: 1 – срез кожи, 2 – совместная культура нейронов и глиальных клеток, 3 – культура фибробластов, 4, 5, 6 – культура эпителиальных клеток, 7 – культура Т-клеток, 8 – кровеносные сосуды, 9 – срез тонкого кишечника, 10 – сперматозоид, 11 - культура эпителиальных клеток, 12 – срез почки, 13 – культура В-клеток, 14, 4 – срез поперечно-полосатой мышцы.
Задание 3.
Шифр _________________ Фамилия __________________________
Имя ___________________________
Регион ___________________________
Класс ___________________________
Шифр ___________________________
ЛИСТ ОТВЕТОВ
практического тура заключительного этапа XXXVII Всероссийской
олимпиады школьников по биологии. г. Уфа. 2020-21 уч. год. 9 класс
ЦИТОЛОГИЯ И ГИСТОЛОГИЯ
Задание 1 (в сумме 11 баллов)
Краситель | Эозин | Гематоксилин | Иодид пропидия | Хёкст 33342 | ||||
Окрашиваемые молекулы (по 1 баллу) | ||||||||
Окрашиваемые структуры (по 1 баллу) | ||||||||
Рисунок | ||||||||
Красители (по 0,5 балла) | ||||||||
Задание 2 (в сумме 14 баллов, по 0,5 за каждую ячейку)
Рисунок | ||||||||||||||
Белок | ||||||||||||||
Структура |
Задание 3 (в сумме 15 баллов)
Задание 3.1 (6 баллов). На фотографиях 1 А,Б,В изображена одна и та же ткань. Воспользовавшись изображениями, приведенными в Задании, ответьте на вопросы ниже:
|
1. Каким методом получены фотографии А,Б,В? (1,5б) | |
2. В чем причина различий в структурах на фотографиях А,Б,В? (1,5б) | |
Здесь ничего не писать (место для шифрования)! | |
3. Какой вид ткани изображен на фотографиях А,Б,В? (1б) | |
4. По каким признакам Вы сделали такое заключение? (2б) |
Задание 3.2 (3 балла). Рассмотрите фотографию Г:
1. Как вы думаете, какой вид ткани изображен на фотографии Г? (1б) | |
2. По каким признакам Вы сделали такое заключение? (2б) |
Задание 3.3 (4 балла). Укажите, какие структуры обозначены следующими номерами (на всех фотографиях номера структур одинаковые):
№ структуры | Название |
Задание 3.4 (2 балла). Рассмотрите микрофотографии Д и Е, сделанные под бОльшим увеличением:
Какие отличия между ними Вы обнаружили? (1б) | |
Как вы думаете, в чем может быть причина наблюдаемых различий? (1б) |