Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ
И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»
филиал «МУЗЕЙ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ»
|
Научно-популярная статья
Вологодский художник Георгий Попов
И.С. Хоботов
В 2020 году вышла в свет книга «Георгий Попов: размышления, воспоминания современников, живопись». Она посвящена жизни и творчеству замечательного вологодского художника Георгия (Жоржа) Ивановича Попова (1939–2018). Его имя известно многим представителям профессионального сообщества и любителям искусства. Пик популярности художника пришелся на 70–80-е годы XX века и сопровождался многочисленными персональными и групповыми выставками в музеях нашей станы
и за рубежом. С 1980 года Георгий Иванович является членом Союза художников России. Произведения художника хранятся в собраниях Вологодской областной картинной галереи, Тотемского музейного объединения, Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Музея фресок Дионисия (филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника), краеведческих музеях Вологодской области,
в частных коллекциях России и за рубежом.
Детство Георгия Ивановича пришлось на трудные послевоенные годы. Его семья жила в Тотемском районе Вологодской области. Дети с ранних лет помогали взрослым
в сельском хозяйстве, особенно в заготовке сена. Впоследствии эти впечатления легли
в основу многих художественных работ. Войдя во взрослую жизнь, Георгий Иванович
с семьей перебирается в Мурманскую область, оттуда в Ленинград, где работает на заводе, но при этом посещает музеи и художественные выставки и пытается поступить в институт имени И.Е. Репина, но безуспешно. Затем возвращается в родные края, работает библиотекарем, занимается творчеством и начинает принимать участие
в выставках. Он работает во многих жанрах. Таких как натюрморт, пейзаж, бытовая картина и другие. Особое место в творчестве Попова занимают сцены труда и отдыха в деревне: деревенских праздников и гуляний, сюжеты сенокоса, уборки урожая, сбора ягод и грибов,
а также банные и любовные сцены. Один из самых распространенных сюжетов – сцена заготовки сена. Георгий Иванович некоторое время работал в совхозе на доставке сена с полей и дальних лесных покосов. Как говорил сам художник: «Работа тяжелая, зато красота вокруг была необыкновенная!». Детские воспоминания и работа в совхозе вылились в такие произведения как «Зимняя сказка», «Сенокос», «Спас на Тиксне», «Силосование», «Вот моя деревня», триптих «Утро», «День», «Вечер» и многие другие работы, где с особым трепетом и любовью художником показаны сцены заготовки сена на фоне завораживающей красотой природы, как итог тяжелого крестьянского труда. Даже в работах, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к стогованию, присутствуют на задних планах сцены так или иначе связанные с сеном. Например: «Радостный день», «Советская деревня», «Осеннее одиночество», «Родина», «Предзимье», «Тихая моя Родина» и другие.
|
Практически во всех работах Георгия Ивановича показан крестьянский труд
в неразрывной связи с природой, вера в Бога, любовь, материнство, воспитание детей и многие другие аспекты человеческой жизни, находящиеся в гармонии с окружающей средой.
|
В собрании Музея фресок Дионисия находятся 14 работ Георгия Ивановича,
из них 11 графических и 3 живописных. Они поступили после персональной выставки художника, которая прошла в Казенной палате Ферапонтова монастыря в 2014 году.
Одна из работ: картина «Осеннее одиночество» (КБИАХМ МФД КП-7793 Ж-266).
На ней изображен одинокий старик, сидящий на картофельной полосе, спиной к зрителю, смотрящий на плоды своего труда. В этом простом сюжете чувство осени жизни и ожидание расставания с этим прекрасным миром, где продолжают жить природа и труд человека.
Фотография 1. Картина «Осеннее одиночество» 1999 год |
Фотография 2. Картина «Бор Соколик. (За Слободой)» 2009 год
Фотография 3. Картина «Усть-Толшменский перевоз. (Село Красное)» 1997 год
К сожалению, 14 работ, находящихся в собрании Музея фресок Дионисия, не могут
в полной мере отразить всю глубину творчества Георгия Попова.
Наиболее полно творчество Георгия Ивановича представлено в книге «Георгий Попов: размышления, воспоминания современников, живопись» вышла в 2020 году, после смерти художника, т.к. сам Георгий Иванович ушел из жизни в 2018 году. Альбом включат
в себя три вступительные статьи, авторами которых являются исследователи творчества художника И.Б. Балашова, С. Миненков, Н.В. Попова. Их дополняют статьи из газет и книг
с фрагментами интервью самого художника. Альбом по праву можно считать полноценным каталогом, в нем содержатся изображения 148 произведений художника. Репродукции сопровождены стихами Николая Рубцова и фрагментами из произведений Василия Белова – знаменитых земляков Георгия Попова.
|
Возможно, данное издание найдет отклик в сердцах любителей живописи и увеличит число поклонников творчества Георгия Попова.
Список литературы:
1. Балашова И.Б. и др. Альбом «Георгий Попов: размышления, воспоминания современников, живопись» / [составитель: Остроумова С.С.] – С-Петербург,
2020. – 223 с.
2. Силина О.В. Живописные пасторали Георгия Попова // Георгий Попов. Живопись. Графика. Каталог выставки. Ферапонтово, Музей фресок Дионисия, 2013. С. 5-7.
3. [Электронный ресурс] Балашова И.Б. Статья «Георгий Попов: самобытный живописец» https://cultinfo.ru/art/painting-and-schedule/popov-georgy-ivanovich.php
4. [Электронный ресурс] Кузнецов А. Статья «Вологодский живописец-самоучка Жорж Попов и его картины» https://www.rusvera.mrezha.ru/657/7.htm
5. [Электронный ресурс] Некрасова Н.П. Статья «Новые поступления 2015 года Музея фресок Дионисия» https://kirmuseum.org/ru/issledovatelyam/64_elektronnaya_biblioteka?page=1
Хоботов Игорь Сергеевич
зав. отделом учета и хранения
Кирилло-Белозерского историко-архитектурного
и художественного музея-заповедника
филиала «Музей фресок Дионисия»
e-mail: Igor.hobotov@mail.ru
www.kirmuseum.org