| Название программы |
| «Я и мой мир» |
| Тип программы |
| Классная |
| Вид программы |
| Внеурочная деятельность |
| Парадигма программы |
| Гуманистическая (Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.) |
| Концепция программы |
| Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» |
| Инновационность программы |
| Инновационность разработанной воспитательной программы, заключается в следующем: • использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно-нравственного развития; • возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям; • наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы; • согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся; |
| Структура программы |
| 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи программы 1.2. Формы и методы достижения цели 1.3. Содержание развития воспитания школьников 1.4. Направленность программы 1.5. Формы и способы психолго-педагогического сопровождения 1.6. Ожидаемые результаты 2. Основные программные мероприятия 3. План-график реализации программы 4. Показатели эффективности реализации программы 5. Методическое обеспечение программы 6. Ресурсное обеспечение 7. Список использованной литературы Приложения |
| Содержание воспитания |
| Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Возникло противоречие. Материальные ценности явно преобладают над духовными, поэтому дети неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. |
| Смыслы воспитания |
| Воспитать нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. |
| Ценности воспитания |
| Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. |
| Средства воспитания |
| Встречи, беседы, классные часы, посещение музеев, театров, приглашение ветеранов ВОВ, спортивные соревнования, проекты, туристические экскурсии, поездки, собственные театральные постановки к праздникам, тренинги, уроки здоровья, час размышлений, час общения. |
| Принципы воспитания |
| В основе программы заложены принципы: • принцип целостности учебно-воспитательного процесса; • личностно-ориентированный подход - предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия; • принцип вариативности - создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности; • деятельностный подход - включение детей в реально значимые и социально значимые проекты; • принцип мотивации деятельности обучающихся - предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; • принцип педагогического руководства - организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи. |
| Направления воспитания |
| 1. Формировать основы морали - осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном; 2. Формировать основы нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; 3. Формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно - оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; 4. Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям; 5. Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей. |
| Субъекты воспитания |
| Классный руководитель, учащиеся, родители |
| Ведущая идея программы |
| Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. |
| Возрастная модификация |
| 1-4 классы |
| Механизмы реализации программы |
| Теоретические занятия: • беседы, рассказы, убеждения учителя; • слушание; • решение проблем; • обсуждение прочитанной литературы; • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей). Практические занятия: • игры; • ролевые игры; • рассказывание истории, сказок; • импровизированные сценки, спектакли; • дебаты; • мозговой штурм или мозговая атака; • изготовление газеты; • моделирование; • тренинги; • уроки здоровья; • час размышлений; • опросы, анкетирование. Экскурсии: • посещение библиотеки им. Носова; • посещение Центра развития творчества детей и юношества, д/к «Химик», мим-театра «Дождь»; • посещение развлекательных центров; • посещение историко-художественного музейного комплекса г. Новочебоксарска; • посещение Парка культуры и отдыха «Ельниковская роща» • Русский драматический театр г. Чебоксары • Чувашский государственный театр оперы и балета г. Чебоксары • Краеведческий музей г. Чебоксары • Музей пожарной безопасности г. Чебоксары • Чувашский государственный театр кукол г. Чебоксары |
| Воспитательная система |
| Работа строится на принципах ценностной ориентации:ориентирует педагога на организацию общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются к ценностям, "сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного "Я". |
| Модель воспитания |
| Система воспитания классного коллектива строится на принципах ценностной ориентации |
| Модель личности обучающегося |
| Состоит в воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. |
| Подходы, теории программы |
| Компетентностный подход |
| Технология реализации программы |
| В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий познавательных компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
| Возможность внедрения программы |
| В таком виде данная технология обучения может оказаться непригодной для другого педагога, который работает в других условиях, не имеет нужных личностных качеств и т.д. Поэтому построенная технология должна быть адаптирована к массовому использованию за счет исключения несущественных связей, условий, свойств и добавления (или замены) связей, свойств, особенностей, делающих технологию пригодной для массового использования. |
| Условия реализации программы |
| 1. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), 2. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) 3. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. |
| Недостатки программы |
| Охватывает большое количество мероприятий, не дает подробный план действия. |