Подготовка к проведению урока в рамках методики сотрудничества




 

Педагогика - наука творческая, и труд учителя - это, прежде всего, творчество. Прежде чем планировать свой первый урок по методу обучения в сотрудничестве, попробуйте выбрать наиболее подходящий для первого опыта класс, т.е. учащихся, наиболее расположенных к такому сотрудничеству, которые не будут сходу сопротивляться попыткам объединить их в совместной работе, основанной в большой мере на взаимопомощи и равных усилиях каждого.

Можно предложить условно четыре шага в подготовке и планировании первого урока с использованием технологий сотрудничества.

Шаг 1

Прежде всего, определитесь с учебно-воспитательной задачей первого урока. Ученики также должны полностью осознавать поставленную вами задачу. Постарайтесь на первом уроке ограничиться теми умениями, которыми ученики уже владеют. Например: работа со словарем; отыскание на карте городов Британских островов, штатов США; итд. Если суметь выбрать знакомые ученикам умения, им легче будет сосредоточить свое внимание на новых умениях, которые потребуются при работе в сотрудничестве.

Итак, учитель определился с учебно-воспитательной задачей урока, с теми умениями, которые будут нужны ученикам при их первой работе в группах сотрудничества.

Запишите эту задачу на доске так, чтобы всем ученикам она была ясна и понятна.

Цели урока:

1. Проверка уровня усвоения ранее изученного материала (на примере домашнего задания или тестирования).

2. Выполнение практических заданий по применению изучаемого материала для решения новой задачи, проблемы.

3. Формирование интеллектуальных умений анализа, обобщения, аргументирования полученных результатов (на примере обсуждения полученных в группах результатов, дискуссии, оппонирования ответов учащихся и пр.).

Помимо целей, очень важно наметить те знания, умения, навыки, которыми должны овладеть школьники на данном уроке, причем не только академические, но и интеллектуальные, общеучебные.

Если предполагается использовать определенный вариант работы в сотрудничестве, требующий совершенно определенных ролей членов группы, их также следует обозначить сразу до начала урока и записать на доске.

Шаг 2

Как говорилось уже выше, при работе в группах сотрудничества учащиеся успеют реально выполнить меньше заданий, чем при индивидуальной работе, потому что им потребуется определенное время, чтобы:

- убедиться, что все в группе поняли задание;

- договориться о способах выполнения задания;

- дать каждому члену группы возможность завершить его часть работы;

- сравнить мнения всех и договориться об общем решении и соответственно ответе.

Не забудьте каждый раз подчеркивать, что данное задание не должно выполняться индивидуально или по принципу соревновательности. Это - работа в сотрудничестве, групповая деятельность, в которой успех всех зависит от успеха каждого.

Шаг 3

Очень важно приучить ребят к тому, что после выполнения задания в группах следует этап коллективного обсуждения (если это не тест), в ходе которого они могут задавать докладывающему от группы ученику и любому члену группы любые вопросы по данному заданию. Все учащиеся группы должны быть готовы отвечать на любой вопрос, аргументировано отстаивая свое решение. Участники других групп могут не только задавать вопросы, но и дополнять выступление представителя группы, предлагать свой вариант выполнения задания. Это предполагает, коллективную дискуссию, и в этом заложен определенный дидактический умысел - научить ребят слушать и слышать друг друга не только в малых группах, в которых есть время, чтобы убедить товарища, но и в более многочисленной аудитории. Здесь требуется не просто хорошее знание предмета, темы, но и достаточно быстрая реакция, логика мышления, умение быстро анализировать высказывание товарища, оппонента. Отталкиваясь от поставленной дидактической задачи развития того или иного интеллектуального умения, того или иного типа мышления, можно моделировать разные варианты групповой работы в сотрудничестве, обязательно сочетая ее с коллективным обсуждением, рефлексией, вырабатывая навыки культуры общения и объективной самооценки, самоанализа.

Шаг 4

Отметим момент, касающийся поощрения. Есть несколько основных правил, которые полезно помнить:

- Если ваши ученики работают в группах охотно, продуктивно, не старайтесь каждый раз их хвалить. Считайте (и дайте понять ученикам), что это нормально.

- Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают никакого. Все группы открыты для получения поощрения, поэтому не следует устраивать из этого какое-либо соревнование.

- Если группа не заслужила вашего поощрения, не следует это подчеркивать каким-либо образом, чтобы не вызвать огорчения, ссоры, слез и т.п. Просто предоставьте этой группе в самой благожелательной форме возможность дополнительной практики по данному конкретно вопросу (например, в качестве домашнего задания), а затем найдите способ оценить усилия группы и достигнутый результат.

- Очень важно также помнить, что поощрению подлежат не только академические успехи при работе в сотрудничестве, но также и психологические аспекты общения. Необходимо, чтобы учащиеся (начальной школы) на каждом уроке четко понимали, какие социально-психологические факторы общения будут отслеживаться учителем. Это также должно быть написано на доске.

Например:

Я буду наблюдать за тем, как вы:

слушаете друга;

помогаете друг другу;

вместе решаете возникшую проблему.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: