Практическая реализация методики сотрудничества на уроках английского языка




 

Согласно программе, основной целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении речевой деятельностью на иностранном языке.

Основная цель изучения иностранного языка в школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию.

Рассмотрим, как реализуются данные положения на практике, и какие возможности предоставляет педагогика сотрудничества для создания ситуации успеха для учащихся.

Прежде всего, как мы заметили выше, педагогика сотрудничества проявляет свое основное свойство для всех участников учебного процесса, а именно для родителей, учащихся и учителей.

Вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Учитель в первую очередь должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться. С. Соловейчик писал, что сотрудничество – это совместная работа равных. Поэтому логично предположить, что на уроке возможно создание ситуации, когда в роли учителя выступает ученик. Причем эта ситуация оказывается ситуацией успеха для всех ее участников.

Действительно, в практике преподавания английского языка нами нередко используются такие приемы. Для этого отдельным учащимся (или группам учащихся) дается домашнее задание составить упражнения для других детей. Эти упражнения могут быть связаны с тренировкой лексики, работой над текстом или использованием грамматического правила. Как показывает практика, ученики, особенно начальной школы, с большим удовольствием составляют кроссворды, зашифровывают слова, составляют вопросы к тексту, составляют предложения, которые несут смысловую нагрузку, связанную с текстом; причем остальные ученики должны определить верное ли это предложение, и тому подобные задания.

Не менее успешно дети выполняют задания, составленные одноклассниками. Свою успешность ощущают как ученики составлявшие, так и выполнявшие задания. Кроме того, развиваются организаторские способности, умение слушать, слышать и уважать своего одноклассника.

Например, один ученик составил и начертил кроссворд на доске. Он сам зачитывает вопросы, другие учащиеся должны его услышать, затем он сам выбирает ученика, который первым поднял руку, после чего тот вписывает в кроссворд на доске. Т.е. происходит самое непосредственное сотрудничество учащихся между собой и учителем. Причем учитель играет в данном случае второстепенную роль.

Кроме того, элементом педагогики сотрудничества, также помогающим создать и в полной мере ощутить ситуацию успеха на уроке, является проектная методика. Безусловно, создание групповых проектов, в чистом виде возможно только начиная со средней ступени обучения. Но и в начальной школе на уроках английского языка возможно использование элементов проектной методики, в частности, создание индивидуальных краткосрочных проектов. Примером такого проекта может служить создание правил (для учащихся, для детей, для себя, для взрослых) при изучении модального глагола must. Или конкурс на создание образа фантастического животного при изучении лексики по теме “Описание внешности”, “Части тела”.

Самым простым примером практико-ориентированного краткосрочного проекта является разработка тематического иллюстрированного словаря. Работа может выполняться как индивидуально, так и в группе.

Данный проект можно отнести к творческому типу, т.к. ребенок самостоятельно разрабатывает дизайн проекта, а также к информационному типу, т.к. наличествует поиск информации по заданному критерию (определенная тема), сопоставление и обобщение информации. Темы могут быть разными, например “Животные”, “Пища”. Проекты могут быть выполнены в разных формах. Например “Spidergram” (паук + диаграмма), в технологии критического мышления этот прием называется “Виноградная гроздь”. Это могут быть книжки-раскладушки с иллюстрациями, географические карты, с нанесенными на нее изображениями животных в местах их обитания, карты-схемы зоопарка и др.

План урока по методике сотрудничества.

Тема: «Professions. Career»

Цель урока: совершенствовать грамматические навыки по теме

Практическая задача: активизировать лексический материал по теме урока, развивать грамматические навыки посредством обучения в группе.

Воспитательная задача: воспитывать чувство ответственности за свои действия

Развивающая задача: развивать логическое и абстрактное мышление, память.

Образовательная задача: расширить знания учащихся о различных профессиях.

 

Этапы Деятельность учителя Деятельность учеников Хроно-метраж Примечания
  I.Начальный. Орг. момент     II. Основной этап   Речевая разминка - активизация лексического материала (с помощью картинок, через диалог).     III. Заключит. этап Подведение итога урока (фронтально). Объяснение домашнего задания   Good morning, students! Sit down please. Today we continue talking about different jobs and professions, about people’s career. This lesson is unusual, you’ll work with grammar material in groups today, and at the end of the lesson you’ll have a test. Before the test we’ll revise our grammar. First of all let’s remember some words that will be necessary for you to do the tasks in our today’s lesson. To begin with, remember the names of jobs: look at the pictures and tell what these people are. What is this man? … What is this woman? … (одновременно с той или иной картинкой учитель предлагает словосочетания для перевода на англ. яз.: мужественный десантник, талантливый воздушный гимнаст, заботливый ветеринар, этого зайчика необходимо лечить, ветеринар объясняет, что этого зайца необходимо лечить, серьезный инспектор, преданный работе хирург, работа хирурга полезна для общества, сильный/крепкий носильщик, опытный бортпроводник, работа мусорщика утомительна) - Now I’d like to know what professions do you prefer. Кем бы вы хотели стать? Какое вопросительное слово используем в отношении профессий? Кем – who или what? - Right! Ask the question in English, translate it…Порядок слов… после вопр.слова – вспомогательный глагол… - Ok, now Yana, What would you like to be? - And what would you do, if you were a policeman? В каком типе условных предложений (УП) этот вопрос и ответ Яны? (вопрос классу) -Совершенно верно. Мы мечтаем о какой-то профессии в данный момент, но сейчас мы к этой профессии не относимся. Есть частица «бы» в переводе на русский: «если бы»… Это нереальное условие в настоящем, 2 тип УП. (учитель записывает на доске гл.члены предложения для подсказки) Now Yana, talk about the job with anyone in your class. Choose anyone, address him/her and ask these 2 questions! (два раза пара отвечает перед классом) -And now work in pairs! Ask these 2 questions to your neighbor. I give you 2 minutes. (Если уже побеседовали с соседом перед классом – отрабатываете вопросы, повторяйте вслух, так вы запомните вопрос быстро) - Good of you! Now let’s remember another types of Conditionals. Use your schemes! Look at the blackboard, read the sentence, define the type of condition and put the verb into the right form! (фронтально) - Весь этот материал будет у вас в самостоятельной работе сегодня. Будьте внимаетельны, сейчас мы всё повторяем, а потом вы будете работать самостоятельно. -Now let’s remember how to express wishes. (Разбор предложений на доске - фронтально: задание учащимся – перевести, определить тип/время и поставить глагол в нужную форму) -А теперь я разделю вас на группы, в которых вы будете вместе, сообща, выполнять задание. После этого вы напишете тест. Таким образом, я проверю, насколько эффективно вы поработали в группе, так как оценки за ваш индивидуальный тест будут суммироваться в группе, я высчитаю средний балл и поставлю такой балл каждому в группе. Поэтому каждый участник команды должен активно работать в группе, сотрудничать с группой, выяснить какие-то возникающие вопросы, с помощью товарищей найти правильные ответы, с той целью, чтобы успешно написать тест в конце урока и не подвести группу, заработав положительную отметку. (Учитель делит учащихся на группы по 4 человека так, чтобы в каждой были как сильные, так и слабые учащиеся). -Каждой группе я выдаю задания – это упражнение по теме Conditionals and Wishes. Посмотрите, что вам нужно сделать: в первом задании – соединить предложения, найти продолжение во втором столбике так, чтобы предложение совпадало по типу условия и по смыслу. Во втором – определить тип УП, отметить его и записать нужную форму глагола. Предлагаю работать в группе по очереди. Первое предложение читает первый ученик, второе – второй, и т.д. Все работают сообща, обсуждайте вопросы вслух, спрашивайте, если что-то непонятно, помогайте друг другу. Ваши оценки будут зависеть от работы всей группы! И к тому же в индивидуальном тесте, который каждый будет писать сам на оценку, задания будут аналогичны, лексика будет та же. Подготовьтесь в группе к тесту. Работу в группе мы проверим вместе через 10 минут. Приступайте.   -10 minutes left, let’s check up! The 1st task – say only the corresponding letters! Sentence #one… two… - Что вызвало затруднения в этом упражнении? Что осталось для вас непонятным? (учитель комментирует возникающие вопросы) -Let's check up the 2nd task. I want to listen to only the forms of verbs that you have chosen. - Что вызвало затруднения в этом упражнении? (учитель комментирует возникающие вопросы)   -А теперь, чтобы оценить вашу работу в группах, я выдаю вам тесты, индивидуально каждому, каждый работает самостоятельно. Я проверю, насколько успешно вы сотрудничали в группе. Задания разных вариантов! Теперь не нужно сотрудничать в группе, списывать… Каждый работает сам. Важно то, что именно ВЫзапомнили, усвоили, закрепили в памяти после сотрудничества в группе. I give you 5 minutes to perform your test, then I’ll take the papers.   -Your time is over, give me your papers. Tomorrow I’ll tell you the results. We’ll see which group has worked today best of all! -Do you like to work in group? -What do you think, was it useful for you? Have you worked more than in usual lessons? And now write down your home task. Учите лексику по теме (на листочках), на следующем уроке будет аудирование, вы должны уверенно знать все слова, чтобы воспринимать английскую речь на слух. Thank you for your work, you may be free. Приветствуют учителя, садятся. Слушают учителя.     Называют профессии по картинкам, переводят словосочетания на англ. яз.   -What! - What would you like to be?   - I’d like to be.. a policeman. -I would protect people   -во втором?   Задают друг другу вопросы/ отвечают.   Работают в парах с теми же вопросами.     Выполняют упражнение     Выполняют упражнение   Слушают учителя     Садятся по группам   Работают в группах.     Называют ответы, проверяют   Работают самостоятель-но   Отвечают на вопросы учителя   Записывают д/з 1 мин   2 мин   2 мин     3 мин     2 мин   4 мин   3 мин   3 мин     10мин   4мин   1 мин     5 мин   2 мин     1 мин     Дается образец употребле-ния слова в комбинации с другими словами. Картинки в электрон-ном виде, учитель показывает их с помощью компью-тера   Учитель коммен-тирует возника- ющие вопросы учащихся     Учитель контроли-рует работу в группах, коммен-тирует возника- ющие трудности     Задания провероч-ной работы дифферен-цированы для сильных и слабых учащихся!

 

 

Выводы ко 2 главе

 

В данной главе мы стремились показать действие данной технологии на практике, поэтому был разработан план урока в рамках данной технологии.

Но прежде, чем разработать сам план занятия, было рассмотрено, каким образом следует его составлять. Была описано пошагово деятельность преподавателя, желающего создать урок, опираясь на данную методику преподавания.

Помимо всего прочего, нельзя не обратить внимания на специфику самого предмета иностранный язык, а им преподавание английского языка. В связи с этим, была произведена работа по созданию практического занятия по методике технологии сотрудничества именно в рамках данного предмета.

 

Заключение

В "Концепции среднего образования Российской Федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимает отношения "учитель - ученик". Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношении "ученик - ученик" реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (сотрудничества, сотоварищества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

Для достижения цели курсовой работы была проанализирована психолого-педагогическая, научно-методическая литература, учебники, учебные пособия по данной теме.

На основе этого были рассмотрены основные принципы обучения в сотрудничестве. Так же было показано отличие обычного группового обучения от обучения в малых группах по технологии обучения в сотрудничестве.

На основе данного исследования можно сделать выводы, основанные на опыте организации обучения в сотрудничестве, и представлен опыт учителей - новаторов. Разработаны методические подходы к осуществлению обучения в сотрудничестве.

Технология обучение в сотрудничестве способна решать разные задачи обучения, но совокупность личностно - ориентированных методик и технологий (разноуровневый подход к обучению, модульное обучение, коллективные способы обучения) с чётким определением дидактической роли каждого позволяет добиваться более высоких результатов. Любые технологии, и педагогические в том числе, сами по себе — еще не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий и личности педагога. Поэтому, когда говориться о новых педагогических технологиях, надо все время иметь в виду, что применять их следует творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно ориентируясь на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личностей своих учеников.

 

Список литературы

1. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика №5, 1994. - 21с.

2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к заседанию методологического семинара. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 "Педагогика и методика нач. обучения" / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.:

4. Гильберт Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся. // Советская педагогика №5, 1990. - 81с.

5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192с. - (мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

6. Ефремов А.В. Уроки педагогики сотрудничества // №3, 1995. - 5 с.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту: Издво Тарт. унта, 1974. – 103 с.

8. Миролюбов А.А. Повысить качество обучения иностранным языкам в вузе // Иностранные языки в высшей школе. – М., 987. – Вып. 20. – С. 65–71

9. Мкртчян М. Коллективный способ обучения // Математика в школе №6, 990. - 38с.

10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноминология, развития, детство, отрочество, юность: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 456 с.

11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособия для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А. Е.; Под ред.Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 272с.

12. Педагогические технологии. Что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Шамовой Т.И., Третьякова П.И. - М.: Просвещение, 1994. - 160с.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.

14. Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотрудничество педагога учащегося // Педагогика №3, 1997 - 40с.

15. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы педагогики №2, 1993. - 35с.

16. Чучалин А.И., Велединская С.Б., Ройз Ш.С. Организация совместной работы преподавателей университета по обучению студентов профессиональному иностранному языку // Прикладная филология и инженерное образование: Труды IV Междунар. конф. – Томск: ТПУ, 2006. – Ч. I. – С. 3–9.

17. Яновская М.Г. Педагогика сотрудничества: 20-е годы // Педагогика №4, 1993. - 101с.

18. Collaborative Language Learning and Teaching / Ed. D.Nunan - Cambridge University Press, 1992.

19. Shannon N., Meath-Lang B. Collaborative Language Teaching: a Co-investigation // Collaborative Language Learning and Teaching. - Cambridge University Press, 1992.

20. Richards J.C., Platt J., Platt H. Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics. – Harlow, Essex: Longman, 1992. – 423 p.

21. https://www.itlt.edu.nstu.ru/article5.php

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: