Введение
Актуальность темы исследования. С начала девяностых И.А. Ильина стали активно публиковать в журналах, появляются первые исследования о мыслителе. Это объясняется, во-первых, тем, что страна стояла перед сложным выбором дальнейшего политического развития, во-вторых, нестабильностью политической системы России, которая существует и в наше время. И.А. Ильин, философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения, в своих работах затрагивает очень многие политические проблемы. Важное место среди них занимают и такие, как проблема государственности, проблема власти и роли участия граждан в политической жизни страны.
К его идеям о государстве и посткоммунистическом устройстве России обращаются современные общественные деятели. Таким примером может служить Манифест Просвещённого Консерватизма «Право и правда» Никиты Сергеевича Михалкова, известного режиссёра и общественного деятеля. В нём он приводит мысли Ивана Ильина. Это делает его взгляды актуальными, несмотря на то, что были сформулированы в середине прошлого столетия.
Идеи И.А. Ильина о роли участия граждан в политическом управлении находят своё практическое применение в наше время. Иван Ильин говорил, что члены общества должны активно участвовать в политической жизни, стараться влиять на процессы принятия властью решений.
Таким образом власть выражает интересы определённых слоёв населения. Происходит формирование политической культуры граждан, для этого народ должен обладать широким политическим кругозором, глубоким понимание задач своей страны, образованностью и способностью к самостоятельному мышлению. Именно такое формирование культуры наблюдается в стране сейчас.
|
Степень научной разработанности проблемы.Как само творчество Ивана Ильина, так и научные взгляды на его творчество условно делятся на три этапа. На первом этапе рассматривается степень творческого вклада И. А. Ильина в гегелеведение.
Например, русский философ, богослов, С. Н. Булгаков, писал, что исследование философии Гегеля Ильиным заслуживает «полного внимания». Второй этап ознаменован трудами исследователей за рубежом после смерти Ивана Ильина.
Здесь свой вклад внёс Николай Петрович Полторацкий - философ, литературовед, публицист. Он написал такие сочинения как «И.А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой» и «Монархия и республика в восприятии И.А. Ильина». Третий этап начинается с 80-х годов прошлого столетия. Политические проблемы в концепции Ивана Ильина анализируют М.Б. Золина, В.В. Макеев, А.В. Мальцева и др. Проблему государственности - В.Ю. Шпак, А.Ю.Ильин, К.Р. Постникова и др. Органической теории - Н.И. Изергина и М.А. Мунтян.
Цель состоит в выявлении особенностей политических взглядов Ивана Ильина на государство, которые повлияли на идеологию современного российского консерватизма.
Задачи:
Показать влияние исторических событий на формирование политических взглядов Ивана Ильина.
Выявить специфику сущности государственной формы в политической концепции Ивана Ильина.
Проанализировать основные положения органической теории Ивана Ильина.
Выделить особенности самобытности русского народа в рамках политического учения Ивана Ильина.
Оценить востребованность идей Ивана Ильина для современной политической науки и практики.
|
Объектом является политическая консервативная мысль русского зарубежья.
Предметом - политическая доктрина Ивана Ильина.
Методологическая база исследования:
Исторический.
Сравнительный.
Причинно - следственный.
Глава 1. Становление политических взглядов Ивана Ильина
Влияние исторических факторов на становление политических взглядов Ивана Ильина
Период, в котором жил Иван Ильин, был многообразным и выдающимся в истории как России, так и Европы. В это время наблюдалось огромное количество переломных исторических событий и катаклизмов. Всё это не могло не отразится на мировоззрении русского философа и публициста. Такими историческими событиями являются: Февральская и Октябрьская революции 1917, Гражданская война и установление Советской власти. В этот момент начинает формироваться консервативно - либеральное мировоззрение Ивана Александровича Ильина. Октябрьская революция, по мнению философа, была настоящей катастрофой, в отличие от Февральской, которая была лишь «кратковременным беспорядком». Вообще любая революция есть безрассудный процесс уничтожения жизненного опыта и сложившейся веками культуры. Ильин писал: «Россия есть организм природы и духа - и горе тому, кто ее расчленяет!...». Он считает русскую революцию глобальным бедствием и разгромом, говорит о том, что она готовилась по заранее обдуманному плану, в течение долгого времени в либеральных и революционных кругах интеллигенции. Философ делает акцент на непонимании революционерами глубоких государственных трудностей, которые создаются в силу русского пространства и климата. Революционное непонимание заключалось в том, что «… народ, не привыкший к политической свободе, не поймет ее и не оценит; что он злоупотребит ею для дезертирства, грабежа и резни, а потом продаст ее тиранам за личный и классовый прибыток». Революция была не только хаотичным разрушающим явлением, но и безумием для крестьянства, которое формировало основной класс страны. Крестьянство было в предвкушении своих желаний: передача собственности в их руки (согласно реформе 1906 года). В случае благополучной реализации аграрной реформы Столыпина к началу тридцатых годов прошлого столетия, по мнению Ильина, в России не было бы ни одного помещика. От крестьян, в свою очередь, требовалось лишь терпение. Консервативная идея Ивана Ильина во всем вышесказанном прослеживается в эволюционной концепции развития страны: «… историческая эволюция давала крестьянам землю, право не нее, мирный порядок, культуру хозяйства и духа, свободу и богатство; революция лишила их всего».
|
Все эти идеи созревают несмотря на то, что первоначально мыслитель ориентировался исключительно на западную философию, на западный либерализм, был явным сторонником Гегеля. Окончательно встал на сторону консерватизма Иван Александрович в середине 20-х годов прошлого столетия, после своей отсылки из Советского Союза в 1922 году. Ильин был осуждён за антибольшевистскую деятельность, в результате чего подвергся аресту, арест закончился судебным решением о высылке Ильина за пределы России. С 1922 года он проживает в Берлине, где подобно другим русским эмигрантам работает в Религиозно-философской Академии, а затем в Русском научном институте. В этот момент Иван Ильин начинает сближаться с наиболее радикальным крылом русской эмиграции, настаивает на продолжении вооружённой борьбы против режима большевиков. С этого периода наблюдается большой внутренний кризис философа, он становится монархистом. Здесь Ильин уделяет много внимания исследованию и критике коммунизма и социалистического лагеря, их идеологии и безнравственности. Иван Ильин заявлял: «За тридцать лет коммунистического правления в Россия потеряла своё имущество, свою оседлость… Как только отпадёт советский террор, вся Россия сдвинется с места к восстановлению своих прав на недвижимость, к разысканию членов своей семьи…». Иван Александрович предстаёт перед нами истинным патриотом своей страны.
Нельзя не заметить, что во втором периоде творчества Ивана Александровича, отражается православная традиция, которая также является основным источником становления политического мировоззрения мыслителя. Например, в своём собрании сочинений «Наши задачи» Иван Александрович писал: «Быть русским не значит только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовью её драгоценную самобытность… Понимать, что своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в тоже время - указание Божие… Быть русским значит созерцать Россию в Божьем луче».
Можно говорить о чётко прослеживающейся эволюции политических и философских взглядов Ивана Ильина, от либеральных до резко консервативных. Консервативные идеи Ивана Александровича Ильина о необходимости учета особенности общенациональной психологии, поиска своего специфического, самобытного пути развития государственной власти, творческой, грамотной демократии надо учитывать при реформировании страны.