Цель и задачи занятия:
Цель – приобретение студентами знаний при выборе методов улучшения качества воды,
Задачи:
- научить студентов основным и специальным методам улучшения качества воды, проведению их сравнительной характеристики;
-научить работать с нормативно – методической документацией по теме для проведения гигиенической оценки методов улучшения качества воды;
- научить студентов решать ситуационные задачи по выбору методов улучшения качества воды, проведению их гигиенической оценки с оформлением письменного санитарно-гигиенического заключения.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы:
- методы очистки воды (коагуляция, отстаивание, фильтрация);
- хлорирование воды, механизм бактерицидного действия хлора, хлорпотребность, хлорпоглощаемость, способы хлорирования воды (по хлорпотребности, повышенными дозами хлора, двойное хлорирование, хлорирование с преаммонизацией, хлорирование переломными дозами хлора);
-озонирование, серебрение воды;
- физические методы обеззараживания воды (действие высокой температуры, лучистой энергии (УФЛ, гамма-излучение), ультразвука, импульсного электрического разряда (ИЭР);
-специальные методы обработки воды (умягчение, фторирование, дефторирование, опреснение, обезжелезивание).
3. Вопросы к занятию:
1. Методы улучшения качества воды – основные и специальные.
2. Методы очистки воды – коагуляция, отстаивание, фильтрация.
3. Химические и физические методы обеззараживания воды, их положительные и отрицательные свойства.
4. Механизм бактерицидного действия хлора.
5. Хлорирование воды (способы, препараты, эффективность хлорирования воды, хлорпотребность различной воды).
|
6. Гигиенические требования к приготовлению и хранению растворов хлорной извести.
7. Озонирование и серебрение воды.
8. Физические методы обеззараживания воды.
9. Специальные методы улучшения качества воды.
10. Роль органов Госсанэпиднадзора в области контроля за состоянием водоснабжения и обеспечением населения качественной питьевой водой.
4. Вопросы для самоконтроля:
1. Привести классификацию методов улучшения качества воды.
2. Что такое коагуляция, от чего зависит ее эффективность?
3. Дать гигиеническую характеристику отстаивания воды, виды отстойников.
4. В чем заключается сущность фильтрации воды, виды фильтров?
5. В чем заключаются преимущества и недостатки физических (безреагентных) и химических (реагентных) методов обеззараживания воды?
6. Рассказать о механизме бактерицидного действия хлора.
7. От чего зависит эффективность хлорирования воды?
8. Что такое хлорпотребность и хлорпоглощаемость воды?
9. Дать характеристику основных способов хлорирования воды.
10. Привести гигиенические требования к приготовлению и хранению растворов хлорной извести.
11. В чем заключается сущность, преимущества и недостатки озонирования и серебрения воды?
12. Дать сравнительную характеристику физических методов обеззараживания воды (действие высокой температуры, лучистой энергии (УФЛ, гамма-излучение), ультразвука, импульсного электрического разряда (ИЭР).
13. В чем заключается сущность специальных методов обработки воды (умягчение, фторирование, дефторирование, опреснение, обезжелезивание?
|
5. Основная литература к теме
1. Мазаев В.Т Коммунальная гигиена [Электронный ресурс]: учебник/ под ред. В.Т. Мазаева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/Эл.изд.
2.Большаков, А.М. Общая гигиена [Электронный ресурс]: учебник / А.М. Большаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/IЭл.изд.
3.Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/Эл.изд.
4. Архангельский, В.И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.И. Архангельский, П.и. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ Эл.изд.
5. Мазаев В.Т. Коммунальная гигиена. [Электронный ресурс]: учебник – 2 тома / под ред. В.Т. Мазаева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/Эл.изд.
6. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров/. – Изд. 4. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Дополнительная литература
1.Гигиена с основами экологии человека [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Мельниченко П.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/Эл.изд.
2.Кича, Д.И. Общая гигиена. Руководство к лабораторным занятиям [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д.И. Кича, Н.А. Дрожжина, А.В. Фомина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. -Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ Эл.изд.
3. Мельниченко, П.И. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко и др.. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ Эл.изд.
Учебно-методическая литература
1.Шрага М.Х. Вода питьевая (хозяйственно-питьевая): учебно-методическое пособие / М.Х. Шрага, Ю.Р. Теддер, Н.Н. Кононюк/ - Архангельск, АГМА, 1996. – 85с.
|
2.Шрага М.Х. Гигиена питьевой воды /под ред. проф. М.Х. Шраги, Ю.Р. Теддера/: – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Архангельск, СГМУ, 2001, - 228с.
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012 с изменениями вступившими в силу 01.01.2013) «Об охране окружающей среды».
2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». - 23 с.
3. Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011 (ред. 30.12.2012 г.) «О водоснабжении и водоотведении»
4. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
5. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».
6. СанПиН 2.1.4.1074-01 с изменениями от 15.01.2010 г. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»