Словарь основных терминов и понятий по теме.




Выполнила: Макушина Милена, гр.291

Семинарское занятие №3.

Тема: Факторы, механизмы и закономерности развития психики

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Словарь основных терминов и понятий по теме.

· Интериоризация - это формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Напр.: вживание в социум, когда его нормы становятся и моими (я их принимаю полностью).

· Идентификация (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты. Напр.: я идентифицирую себя с социальной группой «студенты».

· Отчуждение (в социальной психологии) — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Напр.: для меня чуждая группа «бродяги».

· Компенсация – это защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков своего «я». Напр.: я компенсирую слабость характера высокой самооценкой внешности.

· Необратимость – это способность психики к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими. Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправленно, необратимо: нельзя вернуться из дошкольного возраста в ранее детство.

· Сензитивность - это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями.

· Неравномерность психического развития проявляется в гетерохронности отдельных сторон психического развития. (Т.е.: разные психические функции изменяются на протяжении детства и взрослости неравномерно: периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Поэтому на каждом возрастном этапе происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними).

· Интеграция (от nam.integer—целый)— это слияние части с целым. В психологии - это определенная подавленная, вытесненная -на уровень бессознательного - структура (конфликт, стресс, негативная идея, запретное желание и др.). Напр.: осознание себя сиротой может быть не явным, а быть запрятано глубоко из-за того, что в твоем раннем детстве ушел из семьи отец. И это накладывает отпечаток на поведение и самовосприятие личности.

· Преемственность психического развития означает, что все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваясь, входят в состав новых.

· Мобильность границ возраста означает, что как хронологические рамки возраста, так и его содержание зависят от социальных факторов, общество формирует возраст в соответствии с социальным заказом. Напр.: в годы ВОВ дети взрослели рано.

· Индивидуализация - процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность в том, что у нее «самое интимное, уникальное и непреходящее».

· Пластичность (в психологии) — способность мозга приспосабливать новые структуры для исполнения функций повреждённых.

· Цикличность – психическое развитие представляет собой чередование периодов подъема, интенсивных изменений в психике и периодов замедления, затухания. Примером цикличности развития выступает чередование возрастных кризисов (1 года, 3 лет, 7 лет и т.д.) со стабильными периодами развития.

· Эволюция (от лат. Evolutio- развёртывание)- в широком смысле синоним развития; процессы изменения (преимущественно, необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.

· Инволюция - обратное развитие каких-либо органов и систем организма, их уменьшение, упрощение физиологических и морфологических характеристик, редукция в процессе онтогенеза или филогенеза. Инволюция возрастная - наблюдается в онтогенезе, ей присущи специфические заболевания психики, проявляющиеся только в инволюционном периоде. Напр.: старики впадают в детство.

 

2.В чем принципиальное различие в трактовке поня­тия «социализация» в биогенетическихи социогенетических концепциях психического развития?

ОТВЕТ:

· Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными: интеллект, аморальные свойства личности, наличие таланта и особых способностей.

Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Чарльза Дарвина о том, что развитие – генезис – подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.

Немецкий естествоиспытатель Э. Геккель (1834–1919) и немецкий физиолог И. Мюллер (1801–1958) сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог С. Холл (1846–1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в результате чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.

Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов (1849–1936) доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре. Немецкий психолог В. Келер (1887–1967), проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект.

Австрийский психолог К. Бюлер (1879–1963), опираясь на теорию В. Келера и под влиянием трудов основателя психоанализа, австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1856–1939), в качестве основного принципа развития всего живого выдвинул принцип удовольствия. Он связывал этапы инстинкта, дрессуры и интеллекта не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных состояний – переживанием удовольствия и связанного с ним действия. Бюлер утверждал, что на первом этапе развития – этапе инстинкта – благодаря удовлетворению инстинктивной потребности наступает так называемое «функциональное удовольствие», являющееся следствием выполнения действия. А на этапе интеллектуального решения задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие.

В. Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны.

· Диаметрально противоположного подхода к развитию психики ребенка придерживаются сторонники социогенетической (социологизаторской) концепции. Они считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – лишь продукт внешнего воздействия. Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов.

Еще в XVII в. английский философ Джон Локк (1632–1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобной белому листу бумаги, на котором можно написать все что угодно, и дитя вырастет таким, каким его хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка.

Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878–1958) выдвинул лозунг: «Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!». Он считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные И.П. Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу ассоцианистической концепции научения Дж. Уотсона и Э. Газри, которая стала первой программой бихевиоризма [1]. По словам Дж. Уотсона, «все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности». Поведение человека он отождествлял с поведением животного. Человек, по мнению Уотсона, – это биологическое существо, которое может быть изучаемо подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

Представители необихевиоризма, американские психологи Э. Торндайк (1874–1949) и Б. Скиннер (1904–1990) создали концепцию научения, которое получило название «оперантное научение». Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи важную роль играют функции безусловного стимула, т. е. главный акцент делается на значении подкрепления.

Н. Миллер и американский психолог К.Л. Халл (1884–1952) – авторы теории, в которой был дан ответ на вопрос: зависит ли научение, т. е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.

На основе существующий теорий можно сделать вывод, что в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность ребенка не учитывается.

 

 

3. КОНСПЕКТ ст. А.В. Запорожец. «Условия и движущие причины психического развития ребенка»: хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

Одной из важнейших проблем детской психологии является проблема условий и движущих причин развития психики ребенка Долгое время эта проблема рассматривалась (и сейчас рассматривается многими психологами) в плане метафизической теории двух факторов (наследственности и внешней среды), которые в качестве внешних и неизменных сил якобы роковым образом предопределяют ход развития детской психики. При этом одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор нас1едственности, другие приписывали ведущую роль среде, наконец, третьи предполагали, что оба фактора взаимодействуют, «конвергируют» друг с другом (В. Штерн) Все эти рассуждения производились обычно чисто умозрительно и при полном игнорировании требований материалистической диалектики, без всякого анализа природы и специфики самого изучаемого процесса развития и без выяснения того, как те или иные внешние условия входят в этот процесс, превращаются в его внутренние составляющие.

Психологи (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и др.), опираясь на ряд теоретических и экспериментальных исследований, заложили основы теории психического развития ребенка и выяснили специфическое отличие этого процесса от онтогенеза психики животного. В индивидуальном развитии психики животных основное значение имеет проявление и накопление двух форм опыта: видового опыта (который передается последующим поколениям в виде наследственно фиксированных морфологических свойств нервной системы) и опыта индивидуального, приобретенного отдельной особью путем приспособления к наличным условиям существования. В отличие от этого в развитии ребенка наряду с двумя предыдущими возникает и приобретает доминирующую роль еще одна, совершенно особая форма опыта. Это — опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего его детства.

 

4. КОНСПЕКТ ст. Д.И. Фельдштейн «Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе»: хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

 

Расширение и углубление психологических исследований проблемы развития личности... обеспечивает все большую степень ее раскрытия как сложного, многопланово определяемого и многофакторно обусловленного процесса. Целостный по своему содержанию и характеру, перспективно направленный процесс становления личности в онтогенезе, совершающийся по особым внутренним закономерностям, выступает как специфическая форма социального движения, социального развития, субстратом которого является интегрированная социальная сущность индивида.

В присвоении общественной сущности человека заключается главный смысл социального развития ребенка — от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризованных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.

Степень овладения растущим человеком социальным опытом действий и отношений, осознания себя в обществе, видения себя в других людях, готовности к ответственному действию в окружающем мире разко кумулируется в позиции его «Я» в обществе.

Формирование такой позиции пред собой постоянный процесс и одновременно ре- социального развития ребенка в онтогенезе изменения этой позиции, ее емкость зависят как активных закономерностей психического развитии его протекания в предшествующий период, отношению реальной ситуации формирования на каждой составляет возрастной ступени, выступая важнейшим результатом социальной зрелости личности.

 


[1] Бихевиоризм – это направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: