Чешские и словацкие земли в раннее новое время.




Словакия. Захват Венг.королевством в 1562 году. Противостояние венгерских феодалов абсолютистским и централизаторским устремлениям Габсбургов, попыткам укрепить позиции католической церкви зачастую приобретало формы заговоров и восстаний. интенсификация сельского хозяйства, усиление давления правительства, чиновников на словац крестьянство.Тридцатилетняя война. Большая часть словацких земель была занята войсками трансильванского князя Ракоци, противостоящего Габсбургам и объединившегося с армией шведов во время осады города Брно в 1645 г. Согласно Линдскому миру ряд словацких комитатов был передан Ракоци в пожизненное владение. В ходе австро-турецких войн 1660-1664 и 1683-1699 годов часть Словакии находилась под временной властью султана.1678 г.выступление венг.магнатов против Габсб. На словацкой территории. Опирались на турок. Но поражение турок в 1683.имущество шляхты было конфисковано, жители Словакии оказались в османском рабстве, экономика была разрушена. На возвращенных из-под власти Порты территориях Габсбурги начали проводить политику Контрреформации. В ее рамках конфисковывались земли у местных магнатов-протестантов для передачи во владения иностранному дворянству.1703-новое восстание венг.магнатов против Габсб.1711-пораж.,династию Габсб. в Венгрии признают навечно.(Сатмарский мир). Словацкая экономика-крайне медленное развитие.

Чешские земли дифф.общества,общеевроп.кризис, крестьяне: зажиточные (седлаки) и бедноту (халупники, заградники, челядь).ден.брок,поборы,повинности.власть феодала неограничена.протест-в религиозн. Форме. Власть короля в Чехии с 1419 по 1526 г. была крайне ограниченной. Король утратил большую часть принадлежавших ему ранее поместий, замков и другого имущества. Города освободились от королевской опеки, государь лишился большинства регальных прав. В послегуситское время экономическое и политическое превосходство оказалось в руках сословной общины. Король не мог без ее согласия взимать налоги и формировать военные силы, что и являлось наиболее действенным оружием шляхты в борьбе против короля. земский сейм представителей трех сословий: высшей шляхты, низшей шляхты и королевских городов. В 1516 г. умер Владислав Ягеллон.безвластие.Ферд.1 Габсб.избран чешск королем. Король венгерский и чешский Людовик Ягеллон 29 августа 1526 г. в битве у Могача потерпел поражение. Чешск.престол не потерпит коонацию наследн.при жизни самого фердинанда,сословия сохр право избр.короля.иметь резид.в праге.уваж.религ.своб.но в нач.16в он жестко укрепл.свои позиции:смещ.с должн.,преслед.католич.секты,увел.налоги. конфл 1547.денег просит.сосл.издают протест-прокламацию,союз против короля.сейм,врем.правительство.войска для расправы.капитуляция.отнял у праги все привилл.,сдать оружие,контроль корол.за жизнью в праге.Чешское сословное восстание 1618-20дефенестрация-2наместников импер.выбросили в окно 23 мая пражский город.апология-мы против намест.,не против импер.треб.вернуть привилл.Восст.подавлено,потеря чех.полит.независимости.конф.имущества.Тридцатил.война1696-реституционный эдикт.катол.церкви возвр.поместья,запр.кальв.вероуч.

 

 

10. Государственно-правовое положение южных и западных славян к началу XIX в.

Осм.экспансия во 2 половине 15в. Под осман попали:Болгария,Сербия,Босния,Македония,Хорватия,Словакия(в ходе австро-турецких войн 1660-1664 и 1683-1699 годов часть нах.под врем.властью осман).Тут полностью смотреть 1 билет.Также империя Габсбургов:Сербия,Хорватия,чехия,словакия. Тут полностью нужен билет 2. С 30-40х 18в-просвещение.Войны, для которых рекрутировали население подвластных стран,постоянные налоги и повинности,упадок,кризис,где-то развитие. Поднять тему к бесправности. Восстания. Поражения. Расправы. (по сути все есть в 1х двух билетах)

 

 

11. Внешний и внутренний факторы в формировании национально
государственных программ славянских народов в конце XVIII - начал XIX в. Иллирийские провинции, Герцогство Варшавское, Первое
сербское восстание.

Первое серб.восстание.Сербия под Осм.империей.Отдавали доходы от рудников; читлук,чифтлик-баштина(крестьянское хозяйство).Христианское население в неблагоприятных условиях все серб.замли под юрисд.Константинопольского патриарха.замена серб.епископов греческими.сербы переселялись на земли Австр.монархии(1690-великое переселение сербов).1526-битва при мохаче-борьба слав.христ.войск с осм. Имп.Белградский пашалык-получ.автономию.-правосл.сербы(этн.однородность).акт.вмеш.австр.и росс.в судьбу сербов.Первое восстание 1804-1813.Восстание началось в феврале 1804 г. со стихийного протеста сербских старейшин против произвола мятежных янычарских военачальников, захвативших пашалык в 1802 г. игнорировав его султанские привилл. Грабеж,резня янычарами населения.поборы.Вождь восст.-Карагеоргий. На первом этапе зима-весна 1804 г. - вопрос стоял фактически лишь об изгнании янычар из пашалыка и возвращении привилегий.выст.на стороне султана. лето-осень 1804 г.-второй этап.всенародная борьба с лозунгами широкой политической автономии и изменения налоговой системы.сражения уже против султана.Просьбы о помощи к России и Сербии. Правительствующий совет из 6 министров. В 1811 г Карагеоргий объявлен наследственным правителем и верховным вождем сербского народа.1812-Россия и Турция,Бухарестский договор.статья об амнистии восставшим и признании Сербского княжества. Не выполнено портой.Россия-возится с наполеоном, Турция подавляет жестко восстание.Возникновение Воссточного вопроса!Герцогство Варшавское. Июль,1809 г.Тильзитский мирный договор(Росс-Наполеон)-польские земли, принадлежащие Пруссии, подверглись переделу. ЦентральнаяПольша с Варшавой и частью Великой Польши и Познанью составили Княжество Варшавское.Саксон.король Фридрих Август поставлен.союзник Наполеона. Княж.нах.в полном подчинении Франции.Тильзит не отменил разделов.1809 г. Княжество расширилось за счет присоед Территорий Малой Польши, подвл прежде Австр имп.1807-конституция от Наполеона.Оно ограничено-независимо. Зависимо:судьбу его опред. Фр.,Варшава не м.проводить внешнюю политику самост.,армия-в подч.у Наполеона,фин и экономика зависят от Парижа,катол.цвь подчинена госву. Независимо: внутренние вопросы.администрация,политика,просвещ,наука,воен.дело. Там Государственный совет и сейм.Иллирийские провинции. После очередного поражения Австрийской империи в войнах с наполеоновской Францией, по Шенбруннскому миру1809 г.австр.территории- Истрия, Горица, Западная Каринтия, Крайна, часть Хорватии и Военной Границы, южнее р. Савы отошли Франции. Объединив эти территории с захваченными ранее Далмацией и Дубровником, Наполеон сформировал т.н. Иллирийские провинции из шести гражданских областей - Крайна, Каринтия, Истрия, Гражданская Хорватия, Далмация и Дубровник, и из части Военной Границы,управляемые генерал-губером из ФР.устройство-по француз.модели.1811-введен кодекс наполеона.открыты школы,все насел.уравнено в правах,разрешен гражд.брак,гр.права и свободы,реформ.суд и налогооблож. Крестьянам-личная свобода и земля.самосознание. проклад.дороги.эконом.жизнь. Несмотря на искусственность “иллирского” языка и недолгий период существования самих Иллирийских провинций, проведенные в них преобразования были очень важны для развития идеи национальной государственности у южных славян империи Габсбургов.По решениям Венск конгресса ИП были возвр в границы империи Габсбургов.Сразу отменить там реформы не решились=бунты. Императ патентом от1816 г.сохранена создана админ единица “Королевство Иллирия”.включ терр.бывших ИП,без Далмации. На хорв землях название просущ до1822 г., а на словенс - до 1848 г.

12. Особенности Национального Возрождения славянских народов.

Болгария.под османами,конеш. Развал тимариотской системы.тимары превр.в наслед.поместья-чифтлики. нач болг.возрождения-1762(написание «Славяноболг.истории» монахом афонского Хилендарского монастыря Паисием) главная ценность книги Паисия идейная направ на пробужд болг нац самосозн и активное противостояние духовному натиску греческой культуры, утверждение нац самобыт болгар на общеслав фоне.болгары унетаемы турками.засилье греч.духовенства.последователи Паисия. Стойко Владиславов. Переводы «истории»,сборники,автобиография.Софроний как пример.рус-тур война1806-12-он обр к Росс с просьбой принять Болг под свое покров.Апогей-нац.освоб.движения в бог в 20-30 19в.акт.участие в греч.революции 1821-29;рус-тур1828-29-активно выст.на стороне русских.болгарское ополчение.НО дрианопольский мир 1829 не упоминает Болгарию никак.1835-турки раскр.масшт.заговор в Тырнове-Велчо Атанасов.жестокие казни,истязания.русский руков.восстания-подданый россии выслан.Хорватия. литер, культ, просвет и политзадачи, возгл представ хорв двор и интелл, объединившиеся в начале 30-х гг. XIX в. в движении иллиризма. С нац-полит прогр И выступил в своем труде “Диссертация”1832 г. граф Янко Драшкович.Теория общности южных славян, проект создания Великой Иллир, то есть объеди, способного противост венгер культурно-экон экспансии. Оно вкл в себя хорв и словен земли, потом возможно+Босния.Людевит Гай-общехорв лит.язык. идеология иллиризма включала в себя следующие составные компненты: 1) идею воссоздания хорватского национального государства, 2) идею возможного объединения южнославянских народов в одно культурное и политическое целое, 3) идею необходимости развития хорватской культуры и языка.Словения. общесловенская нац прогр «Объединенная Словения»-объед территорий, насел словен в одну рамках Австр имп.создание своего представительного органа (дежельный збор) и введение словенского языка в обучении и в администрации.Матий Маяр.Чехия. зависит от Австрии,=патриотизм,все в духе времени,люди готовы к обновлению.Первый период Национального возрождения у чехов связан с научным исследованием языка, этнических особенностей, культуры и истории народа.Второй период(с 1815)рост чешского нац движения и расширением национальной агитации среди масс. Буржуазная революция 1848-1849 г. была началом 3-го периода, когда возникло массовое национальное движение чехов.широкие соц.слои.просветители-«будители». Франтишек Мартин Пелцл-на немецком-чешская история.чешский театр-патриот.пропаг.идеи. Йозеф Добровский –история чеш.языка и литры.публицисты,издатели,газеты.бла-бла. Чешское национальное Возрождение было своим острием направлено против засилья немецкой культуры. В то же время процесс Возрождения не мог проходить изолированно от европейского общества, а чешские будители искали моральную опору в культуре близких чехам по языку и происхождению славянских народов.

 

 

13. Идея славянской взаимности и ее политические интерпретации в первой половине XIX в.

Концепция славянской взаимности Я. Коллара. исчезновения славянского племени под натиском германизации, спасение которого возможно лишь на путях объединения славян. Русофильство стало составной частью формировавшейся теории славянской взаимности.Сама же идеология иллиризма включала в себя следующие составные компненты: 1) идею воссоздания хорватского национального государства, 2) идею возможного объединения южнославянских народов в одно культурное и политическое целое, 3) идею необходимости развития хорватской культуры и языка, широкого внедрения его во все сферы жизни, противостояния мадьяризации. Иллиризм возник и развился в русле общей для славянских народов Австрийской империи идеи славянской взаимностиХорватское НВ, включающее в себя литературные, культурные, просветительские и политические задачи, возглавили представители хорватского дворянства и интеллигенции, объединившиеся в начале 30-х гг. XIX в. в движении иллиризма. С начала 40-х гг. XIXв. иллирийское движение приобретает ярко выраженный политический характер. Сторонники иллиризма в 1841 г. объявили себя партией (в 1843 г. - она называлась Народной партией).Словенские земли До революции 1848 г. словенское национальное движение шло в основном в русле иллиризма, в свою очередь находящегося под сильным влиянием чешской национальной идеологии и идей славянской взаимности.Чехия. формировалось новое культурное и интеллектуальное направление - романтизм. Под его влиянием родилась и идея славянской взаимности. После разгрома Наполеона в Европе началось движение за объединение Германии, влиявшее и на развитие идеи объединения славян.Тырить инфо из билета 12,они связаны. Теория литературной славянской взаимности не носила политического характера. Но мечта о такой взаимности оказалась на практике неосуществимой. Теорию разделяли лишь энтузиасты и славянофилы. Трактат “О литературной взаимности”(Коллар)представлял собой первый сформулированный и опубликованный вариант идеи славянской взаимности.Словакия. Острая необходимость борьбы за национальные права словаков выдвигала на первый план в литературе, драматургии тему родины, тему героического подвига во имя свободы своего народа. В этом ключе трактовались история Великой Моравии, наиболее славные страницы прошлого, на это же была устремлена и концепция славянской взаимности Я. Коллара. События польского восстания 1830-1831 г. против русского царизма нанесли мощный удар по теории славянской взаимности. Молодое поколение перестает ориентироваться на Россию. Подчеркивается, что славяне не представляют собой единого народа, а отечеством для чехов является не “всеславянство”, а земли, исторически населенные чехами - Чехия, Моравия, Силезия, Словакия.

 

 

14. Общественное и национальное движения в чешских землях в первой половине XIX в.

На 20-30-е гг. XIX в., когда в Австрийской империи господствовап “меттерниховский режим”, т.е. политика жесткой централизации и наступления на все свободомыслящие силы. Наиболее активно процесс проходил на территории Чехии, прежде всего в Праге, но также и в других городах. Формой его до 1830 г. было возрождение и утверждение национального языка как важнейшего признака нации. После наполеоновских войн представители национального движения питали иллюзии, что венское правительство удовлетворит давние требования о широком использовании чешского языка в общественной жизни. В.Ганка, П.Й. Шафарик, Ф.Палацкий, Ф.Л.Челаковский идеализировали народ, были уверены в его великом будущем, изучали памятники народной культуры. Франтишек Палацки-«История чешского народа”. Польское восста1830-падение авторитета России. Теперь мысль:что славяне не представляют собой единого народа, а отечеством для чехов является не “всеславянство”, а земли, исторически населенные чехами - Чехия, Моравия, Силезия, Словакия. Главным творцом этой концепции стал публицист и литератор Карел Гавличек-Боровски.Новая идеология- австрославизм, сформулированный в его основе еще Й.Добровским в конце XVIII в., но приобретший в новых условиях и специфические черты. Оставаясь в составе Австрии, славянам надлежало объединиться и добиться равноправия с немцами, то есть ликвидировать привилегии народа-угнетателя=фактич. В канун революции 1848 г. чешское национальное движение выработало собственную политическую программу. К 1845 г. возникло либеральное руководство национальным движением. В него входили Ригер, Браунер, Троян и некоторые другие деятели. Лидером стал Ф.Палацкий. Группа объединилась на австрославистской основе. Социальные вопросы занимали в ее программе второе место после национальных.превращение Австрийской империи в славянское государство при ведущей роли чехов. Предполагалось создать федерацию равноправных славянских государств в рамках монархии Габсбургов. Между тем в Вене 13 марта произошла революция. Она смела Меттерниха. Император отменил цензуру и обещал конституцию. 22 марта петиция(объединить Чехию, Моравию и Силезию под управлением общего сейма и финансовых институций, предоставить избирательные права всем слоям населения, уравнять чешский язык с немецким, ликвидировать барщину и привилегии шляхты, сократить сроки военной службы с 8 до 4 лет, установить свободу печати, собраний и личную безопасность, свободу вероисповедания, снизить некоторые налоги.) чешской депутации была вручена императору, в ответ на нее уже 23 марта последовал “Кабинетный лист”, разрешавший использовать чешский язык наряду с немецким и формировать охранные вооруженные отряды. Основные же пункты чешской петиции игнорировались. Это вызвало в Праге большое возбуждение, раздавались призывы к оружию. В новой петиции от 29 марта 1848 г. были опять сформулированы требования чехов.Далее уже выходит за рамки вопроса.

 

15. Сербское княжество в 30-70 гг. XIX в.

Второе сербское восстание. Участник Первого сербского восстания Милош Обренович вскоре возглавил Второе сербское восстание (1815 г.),Успех,переговоры с портой,при подд.России-он первый Сербский правитель(1830-39),признанный портой. До 1856 г., по Кючук-Кайнард миру,гарант христ.прав насел.Турции Россия.Однако теперь это шесть европ стран-гарантов,подпис.договор. 1830-33-автономия Белградского пашалыка, Обренович-наследственный.платят дань.непрерывная борьба за власть,ага.соперничество Обреновичей и Карагеоргиевичей.борьба сербов за огран.власти князя.Милош не стесняясь,обогащается.налоги.Выступления,недовольство. как уступка- 1835,конституция.(Сретенская конституция-в честь праздника). огран.власть князя,опред.права парл.,огран.зак и исп.васть,гарант.гражд.права и свободы.Негативная оценка Рос,Австр,Тур.Отмели идею.1838-конституция дарована султаном.«Турецкая».Ввод.Госуд.совет наблюдать за действ. Князя,17 советников в 1839 отстраняют Милоша.Защитники конституции-новая династия Карагеоргиевичей.Александр(1842-1858)капитализация.защита ч/c. Люди для обучения отпр.заграницу за гос.счет. Стремление к объед.серб.земель и достиж.полной гос независимости проблема главная!! 1844-программа «Начертание»(один из созд-Илья Гарашанин) это секретный док.Гос-во Великая Сербия.сначала-прис.Боснии и Герцег, выход к морю.создание хорошей армии.общее антитурецкое восстание.Кризис власти 1858.(Святоандреевская скупщина).князя обвинили в злоупотребл.,сместили.Снова Милош Обренович. ОН не растерялся.установил режим личной абсолютной власти.печалька всеобщая.1859-60-распр.с либералами,умер.Михаил Обрен.(1860-68)осторожные реформы,чтобы без недовольства порты.ограничены права Гос совета.научен горьким опытом.увелич.сербскую армию,выполняет «Начертание».1867 порта ликвидировала свои гарнизоны на территории Сербии.1866-1868-Сербия-центр подготовки блока антитур.сил на Балканах. Секретные договоры с Грецией Румынией,сеть агентов,переговоры с болг,хорват. Нац-освоб.орг-ями. Балканский союз! Должен орг.совместн.выступление против Турции,освоб.Балк полуова и раздел его территории.Задача не реализована…1868-Князь Михаил убит в Белграде заговорщиками. Яна рыдает)

 

 

16. Болгария в 30-70 гг. XIX в. Специфика болгарского национального возрождения.

 

Болг. нац. Возрождение с 1762 года – с напис. “Славяноболгарской истории” монахом Паисием. Афонские монастыри - важные центрами слав. кул-ры. Здесь средневек. рукописи и документы, печатные книги из России и восточнослав. земель Речи Посполитой. Он ипользовал многочсил. труды различных иностранных авторов.

Глав. ценность книги Паисия - четкая ид. направленность на пробуждение болг. нац. самосознания и активное прот-е дух. натиску греческой кул-ры, утв-е нац. самобыт-ти болгар на общеславянском фоне.

 

Апогей - подъем освоб. движ-я в болг. землях в 20-30-е гг. XIX в. Болгары участ. в греч. революции 1821 -1829 гг., десятки их были вовлечены в деятельность тайного греч. общ-ва “Филики Этерия”, орган-и которого сущ. во многих болг. городах, и в Валахии и Молдове. в В 20-х гг. XIX в. сформ. Разветвл. Болг. заговор (“Заверата”), однако не все его участники отчетливо осознавали специфику нац. задач болг. народа.

Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Среди болгарской эмиграции в Валахии и Молдове началось форм-е повст. отрядов - чет, во главе которых стояли Георгий Мамарчев, Милко Петрович, капитаны Живко и Алексий и др.

В марте 1829 г. сформирован новый корпус более 1500 человек, коамнд. Г.Мамарчев, Панайот Фокиано, Хаджиоглу Габровли, Алексий, Иванчо и др. Очень храбро сражались.

Репрессии, османов ослабляли болгар. Эмигрир. в Валахию, Молдавию, Сербию и юг России. Нац. возрождение в 30 - 50-е гг. XIX в. - образование и просвещение. Петр Берон и Васил Априлов.

П. Берон - на новоболгарском языке т.н. “Рыбный букварь” на средства болгар - торговцев рыбой). Это первый болгарский светский учебник.

В. Априлов – последователь Берона, - культ. развитие болгар - путем эллинизации и интеграции в греч. культ. среду. Но после прочтения труда Ю. Венелина - организация системы новоболгарского образования. В 1835 г. созд. школа в Габрове - первое светское заведение в Болгарии.

Неофит Бозвели. Вклад в сис-му образования. 1835 г. он в соавторстве с Э.Васкидовичем - “Славяноболгарское детоводство” – педагог. энцикл-я.

В 40-е гг. XIX в. в Болгарии - первые школы для девочек, а в 1846 г. в г. Копвриштице начинает работать классное училище - первое учебное заведение европейского типа от Найдена Герова. К 1856 г. такие школы уже существовали повсеместно. Среди работавших - выпускники русс. уч. завед-й - Ришельевского лицея, Нежинского института, духовных семинарий в Киеве, Одессе и Херсоне.

В 30-50-е гг. XIX в. актив. издание книг и периодических изданий на болгарском языке. Учебная лит-ра на переднем плане. Много книг перевед. с греч. и издана в Сербии и Валахии, но многие учебные издания (около 20 заглавий) были переведены с русского и опубликованы в Москве, С.-Петербурге и Одессе. В самой Османской империи до Крымской войны было издано более трехсот заглавий книг на болгарском языке, преимущественно нравоучительного и религиозного содержания. В 1842 г. в малоазиатском г.Смирна К. Фотиновым стал издаваться первый журнал на болгарском языке - “Любословие”. 1 болг. газета 1846 г. - Иван Богоров. С 1848 г. в Константинополе “Царьградский вестник».

Появились читалища. Сочетали ф-ии школ, библиотек, клубов.

Во главе движения за равные права болгар и греков в конфес. сфере встали болг. дух-во - Неофит Бозвели и Илларион Макариопольский. Противники - т.н. фанариоты. Из-за них Н.Бозвели в ссылке в Хилендарском монастыре 4 года.

В 1844 - 1845 гг. центр борьбы за самостоятельную болгарскую церковь в Константинополе. Программа в прошениях: церковная иерархия в болгарских землях должна форм. из болгар и получать строго определенное вознагр-е за службу; богослужение на болгарском языке; болгарам иметь в Стамбуле своих церковных предст-ей при султане, храм, школы и газету. Отд. треб-я были удовлетворены осм. прав-вом, для розжига болг.-греч. конфликта.

Внесение патриот. мотивов в традиционные культ. ценности. 30 - 40-е гг. XIX в. -время нов. расцвета болг. монастырей, Худ. проникают к простым болгарам. Традиции свет. Хар-ра в болг. арх-ре. Тесные связи с др. слав. культурами. Рост грамотности - потребность в чтении на родном языке. Сначала – переводы с греч., рус., серб., потом свое.

Конец борьбы болгар за восст-е церк. самост-ти. Прения с греками. Османы не вмешиваются, затягивают решение болгаро-греч. конфесс. конфликта. К концу 60-х гг. XIX в. Констант. патриархия утратила власть в болг. землях.

28 февраля 1870 г. Порта издала Фирман об учрежд. самост. болг. церкви, во главе с экзархом, выбирают высшие болг. церк. деятели, а утверждать патриарх и султан. Участие болгарского народа в войнах против Турции, в нац.-рев. акциях на Балканах. Усилилось гайдуцкое движение - выступления болг. вооруж. отрядов в Болгарии и за ее рубежами - Панайот Хитов, Филипп Тотю, Стефан Караджа, Хаджи Димитр.

Рост рев. движения – Георгий Раковский, Любен Каравелов и Васил Левски, Христо Ботев. Создание БРЦК (Болгарский революционный центральный комитет) осенью 1869 г. Но постоянно неудачные попытки. Подорвано революционное движение. Но в итоге – «апрельское восстание» 20 апреля 1876 г. И все равно – поражение. Османы – значительно сильнее в численности и качестве вооружения и людях. У болгар – в большинстве безоружные мирные жители. Но представители великих держав, на конференции в Константинополе, потребовали от турецкого султана предоставить Болгарии самоуправление и гарантировать населению этой страны гражданские права. Султан отказался. Россия, вторглась на Балканы и разбила турецкую армию. Болгария была освобождена от многовекового турецкого ига. В итоге 1877-1878 гг. разверзлась русско-турецкая война.

 

18. Босния и Герцеговина в 30-80 гг. XIX в.

 

Босния и Герцеговина в силу своего периферийного положения и довольно прочных позиций местной знати в первой половине XIX в. были центром феодального сепаратизма на Балканах и ядром сопротивления реформам в Османской Турции. Это проявлялось и в период реформаторской деятельности Селима III, а особенно во время правления султана Махмуда II (1808 – 1839 гг.). Реформы этого времени были направлены на централизацию государственного управления и укрепление феодально-абсолютистского режима, позволившего бы приспособить к новым условиям экономику страны.

 

В целях централизации административного управления ожесточенная борьба велась с местным феодальным сепаратизмом и особенно против укрепившейся прослойки феодалов-аянов, возвысившихся на окраинах империи. Во второй половине 20-х гг. XIX в. был распущен янычарский корпус (1826 г.), проведена военная реформа, правительству удалось ослабить влияние ряда дервишских орденов, оказывавших помощь сепаратистам, началась реорганизация государственного аппарата. В течение 30-х гг. эти преобразования продолжаются как в военной, так и в гражданской сфере. Модернизация государства началась с всеобщей переписи, введения паспортной системы, учреждения регулярной почтовой службы. В экономической области самым важным здесь был декрет 1833 г. о ликвидации спахийской системы. Держатели тимаров и зиаметов превращались в рядовых государственных служащих. Эти действия вызвали вооруженное сопротивление боснийско-герцеговинских феодалов, продолжавшееся до 60-х гг. Так ликвидацию спахийской системы в Боснии и Герцеговине не удалось провести в 1833, 1836, 1843 гг. Лишь с введением в 1856 г. “Земельного закона” можно говорить о замене спахийского землевладения и росте процесса читлучения, отмены барщины. В отличие от других чисто мусульманских районов империи, крестьяне не получили в Боснии и Герцеговине наделы в собственность, они фактически перешли на отношения субаренды.

 

Для проведения хотя бы частично реформ в Боснии и Герцеговине Порте пришлось вести вооруженную борьбу с местным сепаратизмом. Особенно ярко это проявилось в начале реформ танзимата 30-50-х. гг. Выбрав своим вождем местного боснийского военачальника Гуссейн-пашу, боснийские феодалы в 1831 г. выступили против султана за самоуправление Боснии и Герцеговины, их поддержал и скадарский паша. Восстание было подавлено в 1833 г. и проведен ряд мероприятий по усилению роли наместника султана. Вторая волна сопротивления реформам прокатилась в 40-е гг. после попыток проведения в жизнь Гюльханейского хатт-и-шерифа 1839 г., провозгласившего равенство всех подданных поданных султана, как мусульман, так и “неверных”. Так в 1846 г. мусульманские аяны в районе Сребреницы под руководством Рустен-бега выступили против боснийского визиря и даже просили помощи у княжества Сербии. Лишь после направления в 1851 г. специального экспедиционного корпуса во главе с известным военачальником Омер-пашой Латасом удалось подавить волну сепаратистского движения местных феодалов и начать проведение реформ, в том числе и административных.

В Боснии и Герцеговине усиливаются волнения христианского населения против мусульманского владычества.

Планы черногорских правителей о территориальном расширении Черногории за счет Герцеговины. Черногория поддержала серию восстаний христианского населения в Герцеговине с требованием изменения характера аграрных отношений. Так, под руководством Луки Вукаловича с 1852 по 1862 гг. прошло три восстания. Наряду с традиционными требованиями уравнения в правах с мусульманами, восставшие выдвинули лозунг присоединения Герцеговины к Черногории. В результате совместных боевых действий герцеговинских повстанцев и черногорских отрядов юго-восточная часть Герцеговины перешла де-факто под управление Черногории. Другой лидер боснийско-герцеговинских повстанцев Мичо Любибратич пытался поднять в 60-е гг. восстание с лозунгом совместной борьбы христиан и мусульман за социальное освобождение и автономию Боснии.

В ходе подготовки и создания Балканского союза (1867-68 гг.) активизируется сербская пропаганда в Боснии и Герцеговине, прилагаются большие материальные и организационные усилия Сербского княжества для организации антитурецкого восстания в эялете.

Восстания в Боснии и Герцеговине в XIX в. - восстания 1875 -1878 гг. – выдвижение соц., нац., полит. требований. Кардинальное изменение карты Балканского полуострова и определилась судьба Боснии и Герцеговины. Лидеры повстанцев разрабатывали программы переустройства этих стран. Программа Васы Пелагича, предлагавшего включить Боснию в будущую федерацию демократических республик. Наряду с таким радикальным решением национального вопроса выдвигались и более умеренные программы, где лидировала программа присоединения Боснии к Сербии, а Герцеговины к Черногории. В случае неудачи этого плана, по заявлениям созданного повстанцами осенью 1877 г. т. н. “Боснийского правительства”, следовало предоставить Боснии и Герцеговине автономию в составе Османской Турции.

Но судьба Боснии и Герцеговины была предрешена уже летом 1876 г. в ходе переговоров в Рейхштадте (Чехия) русского и австрийского императоров. Будапештская конвенция 1877 г. Согласно этому документу, Россия в обмен на нейтралитет Австро-Венгрии в предстоящей русско-турецкой войне соглашалась на последующую после окончания войны оккупацию Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией. Опоздавшая к колониальным переделам Австро-Венгрия, лишившаяся части своих территорий в результате итальянского освободительного движения и утратившая позиции в Центральной Европе после австро-прусской войны, устремилась на Балканы. Присоединение Боснии и Герцеговины уже в конце 60-х гг. становится частью тайной политической программы Австрии. Несмотря на протест местного населения, как христианского, так и мусульманского, и на его вооруженное сопротивление, Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину осенью 1878 г. На протяжении последующих 40 лет Босния и Герцеговина являются составной частью империи Габсбургов.

 

19. Славянские народы Австрийской империи и революция 1848-1849 гг. Славянский съезд 1848 г. разработка национально-государственных программ.

 

Основную массу населения многонациональной Австрийской империи составляли славянские народы. Уже в первые десятилетия XIX в. наметился подъем национального движения среди чехов, словаков, поляков, украинцев, сербов, хорватов, словен и др. Его росту способствовало развитие капитализма. Тяжелые поражения, понесенные Австрийской империей в войнах конца XVIII и начала XIX в., также усиливали недовольство режимом Габсбургов. Цель западных славян - автономия от Австро-Венгрии, под властью которой эти земли находились. Положительное влияние на самосознание западных славян оказали религиозные реформы австрийского императора Иосифа II. В ходе национального возрождения славянских земель сложились течения панславизма, с идеей союза всех славянских племен, иллиризма, главной идеей которой было объединение всех Южнославянских народов, при сохранении их самобытности, австрославизма, связанная с идеей автономии славянских народов, но при этом их верности Австрийской короне. «Нужно думать, должно говорить, необходимо писать, следует действовать, чтобы идея югославянского и даже славянского союза завладела и стала душой всех наших действий, стала словом, которое превратилось бы в дело» — писалось в одной из иллирийских газет.

Национальное возрождение австрийских славян началось с чешских областей, которые по своему экономическому развитию шли. На 1место здесь выдвинулась борьба за сохранение и развитие родного языка, национальной культуры. Выдающиеся представители чешской интеллигенции - ученые, публицисты, общественные деятели - сделали много для изучения чешского языка и развития чешской литературы.

В 1810 г. возникло «Общество содействия развитию музыкального искусства в Чехии», в 1811 г. открылась чешская консерватория, в 1818г. в Праге был основан Национальный музей, вокруг которого группировались патриотически настроенные ученые. Деятели национально-просветительного движения в Чехии - «будители». Среди них филологи Добровский и Юнгман. В 1831 г. в Чехии – общенац. издательство.

Поэт Ян Коллар в Чехии и Словакии (1793-1852) - поэма «Дочь Славы» (1824 г.), воспевавшей Яна Гуса, Костюшко и других выдающихся славянских деятелей. Призывал к вере в помощь русских. В трактате «О литературной взаимосвязи между различными племенами и наречиями славянской нации» (1836 г.) Коллар излагал программу тесного культурного сближения славянских народов.

Видный историк и публицист Франтишек Палацкий (1798-1876) вместе с адвокатом Ригером возглавляли правое крыло чешского национального движения, которое отстаивало интересы крупной буржуазии и части помещиков. Во главе левого, радикально-демократического крыла стояли писатели и публицисты Фрич, Гауч, Арнольд и другие, выражавшие стремления передовых слоев мелкой буржуазии и радикальных кругов интеллигенции. В 1845 г. - тайное революционное общество «Рипил» (от Ирландии). Цель - борьба против монархии Габсбургов и привилегий дворянства, за создание демократической республики, отмену феодальных повинностей, улучшение положения рабочих. Большое влияние на радикально-демократический лагерь в Чехии - философ Бернард Больцано. Больцано призывал к социализму.

Словакия.

Словацкое национальное движение. Историк П. Шафарик (1795-1851), «Славянские древности» и «Славянская этнография». Обе книги разоблачали искажение истории славянских народов немецкой шовинистической историографией, которая принижала их историческую роль. Еще - поэт, ученый и публицист Людевит Штур провел вместе со своими единомышленниками реформу словацкого языка и основал первую словацкую политическую газету. Штур и «штуровцы» выражали интересы буржуазии и либерального дворянства Словакии, рассчитывавших добиться удовлетворения своих требований мирным путем, посредством правительственных реформ.

Ярким представителем радикально-демократического крыла словацкого национального движения являлся поэт Янко Краль, который в своих произведениях отображал демократические чаяния крестьянства.

В Хорватии это движение направлялось против ассимиляторской политики мадьяризации, проводившейся венгерскими феодалами.

Борьба за национальный язык, против засилья венгерского и латинского языков, которые насаждались венгерской знатью и бюрократией. Прогрессивные черты переплетались в этом движении с реакционными, великодержавными тенденциями, со стремлением некоторых кругов дворянства и буржуазии Хорватии подчинить себе другие народы Балканского полуострова, создать так называемую «Великую Иллирию». Отсюда это движение получило название иллиризма. Крупнейшим его представителем был Людевит Гай. «Иллирийцы» поддерживали связи с чешским и словацким национальным движением, с русскими славянофилами.

С 1842 г. развернулась ожесточенная борьба, доходившая до уличных столкновений, между хорватскими националистами и т.н. мадьяронами (омадьярившимися слоями хорватского дворянства). Австрийский двор стал его преследовать, т.к. опасался, что обострение хорвато-венгерских противоречий приведет к внутреннему кризису всей многонациональной монархии Габсбургов. Самый термин «иллиризм» был запрещен австрийскими властями.

Борьба за национальный язык и национальную культуру развернулась и в словенских землях (Крайна, частично Штирия, Каринтия и др.), где господствовали австро-немецкие и ит



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: